Из опыта работы Особенности критических периодов в дошкольном возрасте


«Особенности критических периодов в дошкольном возрасте»
(из опыта работы)
В соответствии с ФГОС и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основная цель работы воспитателя в детском саду – создание условий, способствующих физическому и психическому здоровью детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей ребенка.
На примере детского сада № 2 «Улыбка» р.п. Екатериновка предлагаю рассмотреть проявления критических периодов развития дошкольников. Наиболее яркое проявление кризиса 3-х лет отмечается в младшей группе, а проявление кризиса 7-ми лет в подготовительной к школе группе. Исходя из этого, можно сказать, что 17 % воспитанников детского сада подвержены кризису 3-х лет, а 27 % детей подвержены кризису 7 – ми лет.
Соотношение детей в МКДОУ д/с №2 «Улыбка» подверженных кризису
Всего детей в ДОУ Кол-во детей в младшей группе
(вероятность кризиса 3-х лет) Кол-во детей в подготовительной к школе группе
(вероятность кризиса 7-ми лет)
154 26 42
100% 17% 27%
Доля воспитанников МКДОУ детского сада № 2 «Улыбка», подверженных критическим периодам развития

Условия разрешения кризисов дошкольного возраста
Возрастной кризис Условия разрешения кризиса
Кризис трех лет Четкое выделение ситуации запрета, отсутствие реакции на провоцирующее поведение ребенка, эмоциональное принятие, совместные игры.
Кризис семи лет Способность и потребность к социальному функционированию, мотивационная готовность к школьному обучению.
Возрастные кризисы личности - явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества детей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей.
Кризис трех лет - это кризис выделения своего «Я». В отношениях с предметами ребенок все больше стремится к самостоятельности, не терпит опеки взрослых.
Яркий пример проявления кризиса - Андрей Ш. (2,9 лет) одеваясь на прогулку, категорически отказывается от помощи взрослого обуть его, хотя сам не смог справиться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитательницы, которая, невзирая на протесты ребёнка, обула его, Андрей со слезами на глазах заявил: «Все равно я не буду твоими ботиночками гулять, развяжу, завяжу сам и буду гулять своими».
Ещё пример, маленькая Кира Б. (2 года 6 месяцев) играет в группе в игровой зоне «Кухня». Подходит к плите и говорит сама к себе: "Кира, нельзя трогать плиту", и сразу себе отвечает "А я буду".
Вывод - данные воспитанники находятся в кризисном периоде трёх лет.
А вот Даша Г. (4года 3 месяца) прошла кризис 3-х лет. Девочка любознательна и послушна. Она с удовольствием помогает маме. Сама собирается в детский сад, наводит порядок в своих игрушках. В группе Даша считается одной из наиболее ответственных девочек, ей поручают сложные задания.
Наблюдая за детьми подготовительной к школе группе, можно сделать вывод, что самой существенной чертой кризиса 7 лет можно назвать начало процесса разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний и определенные изменения в поведении и взаимоотношениях с окружающим миром.
Приведу пример - Настя Б., 6 лет 8 месяцев, полненькая и неуклюжая девочка раньше активно играла с подружками в "догонялки", даже если ее неохотно брали в игру и смеялись над ней, но недавно наотрез отказалась.
В доверительной беседе она обобщила все свои переживания, неудачи в игре. Настя осознала, как неуклюже выглядит со стороны, когда играет. У ребенка возникли новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
Вывод – ребёнок находится в состоянии кризиса 7-ми лет.
В дошкольном возрасте ведущая деятельность – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребёнка, она тоже проходит этапы.
Для детей 3-4 лет преобладает ролевая игра. В ней ребенок может быть, кем угодно и делать что угодно: варить суп, стирать, лечить, воспитывать, водить машину. Для этого в детском саду в каждой группе соответственно возрасту создана развивающая предметно – пространственная среда. В ней расположены игровые уголки: кухня, дом кукол, мастерская, магазин. Все зоны «обыграны» воспитателями вместе с детьми. Малыши видят, что его игра для нас, взрослых, — дело серьезное. В таких играх ребенок учиться общаться и реализовывать себя, чего пока не может делать в настоящей «взрослой» жизни. В этом возрасте свойственно играть с воображаемыми предметами. В младшей группе наблюдаю такую картину, Дима взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что у него магнитофон играет.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам, с продолжением и длится она, как правило, довольно долго. Интерес поддерживается постоянным введением новых ситуаций. В старшем дошкольном возрасте (6 -7 лет) сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, действиях, отношениях. Они договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в процессе игры вопросы.
Приведу пример игры в подготовительной к школе группе - дети играли в «морское путешествие». Денис был капитаном, Боря – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами. Капитан Денис вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоины. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Дениса к себе в кабинет. Денис предупредил, что скоро придет, и он отдал распоряжение водолазам исправить пробоину. Вместо ушедшего Дениса капитаном стал Боря, который принял командование. Игра продолжалась.
Кризисные периоды дошкольников трудны, как для детей, так и для родителей. Н.К. Крупская неоднократно подчёркивала, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. Вместе с тем, она считала, что если родители испытывают те или иные затруднения в воспитании ребёнка, то им необходимо помогать. В нашем детском саду регулярно проводятся родительские собрания, где рассматриваются проблемные ситуации, консультации, анкетирование по поводу вопросов, связанных с периодом возрастных кризисов детей.
По итогам анкетирования было выявлено, что 64% родителей испытывают затруднения с детьми подверженных кризису 7-ми лет, родителям были предложены рекомендации, как преодолеть этот непростой период.
Обсуждая проблемные ситуации, помогаем родителям правильно вести себя в той или иной ситуации.
Исходя, из наблюдений за воспитанниками можно сделать вывод, что проявление кризисных периодов свидетельствует о новой ступени развития дошкольника. Именно в детском возрасте, поскольку в этот возрастной период происходит формирование человеческого характера, его взаимоотношения с социумом и волевые характеристики.
В период возрастного кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: действия и взрослых, и детей. Условием для успешного разрешения кризиса является именно коррекция поведения взрослых. Большую педагогическую помощь в этом вопросе родителям оказывают воспитатели детского сада.