Игра –презентация в 5-6 классе на тему: «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях».


Министерство образования и науки ДНР
Городской методический центр
Лицей «Спектр» г.ТорезаИгра –презентация в 5-6 классе на тему:
«Правила поведения в чрезвычайных ситуациях».
Методическая разработка
воспитательного мероприятия
учителя истории, высшей категории,
классного руководителя 6-Б класса
Иващенко Светланы Валериевны
Торез
2016 – 2017 уч. год
Аннотация
Данное воспитательное мероприятие разработано для учащихся 5-6 классов.
Предназначено для организации внеурочной деятельности по формированию навыков безопасности в чрезвычайных жизненных ситуациях и направлены на воспитание обучающихся 5-6 классов. Способствует формированию таких значимых качеств как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, верность традициям, стремлению к сохранению культурных и исторических ценностей. Данное мероприятие учитывает познавательные интересы школьников, ориентировано на развитие творческих способностей. Форма игры способствует вовлечению обучающихся в активную деятельность. Формирует умения работать в малых группах, развивает коммуникативные и творческие навыки, познавательные способности.
Актуальность
Становление молодого государства во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В современных условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, соединяющей в себе социальные, духовно-нравственные и культурно-исторические аспекты. Забота о себе и окружающих является ключевым вопросам в этом направлении. Образованию отводится ключевая роль в воспитании подрастающего поколения. Современная педагогика нацелена на формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, который принимает судьбу Отечества как свою личную, осознаёт ответственность за настоящее и будущее своей страны, воспитан на духовных и культурных традициях своего народа.
Цель: 1. Повторить с обучающимися правила поведения в экстремальных ситуациях.
2. Способствовать формированию серьёзного отношения к собственной жизни и безопасности других людей.
3. Побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице и т.д.
4. Развивать уверенность в себе, желание придти на помощь людям.
Планируемые результаты:
Личностные: развивают эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность, осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют эмоции окружающих, воспитывают патриотические чувства, осторожность и ответственность за свои поступки.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в сотрудничестве,выдвигают версии, выбирают средства для достижения цели.Познавательные: формируют умения самостоятельно формулировать и выделять цель всего мероприятия, устанавливают аналогии, определяют понятия.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной речи, участвуют в работе группы,формируют умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свое мнение.
Форма: игра-презентация
Оборудование:
иллюстрации для пазловклей, скотч
задания-вопросы и ответы
предметы для инценировкимультимедиа
презентация
Предварительная подготовка мероприятия:
1. Подготовка раздаточного материала.
2. Объединение детей в 3 гетерогенные группы. Определение лидера группы.
3. Подготовка презентации.
Технологическая карта
Время
Этапы
воспитательного
занятия Деятельность
учителя Деятельность ученика
мин
І. Организацион-ная часть Приветствует, настраивает на позитивное отношение друг другу. Ученики объединены в гетерогенные группы, назначены лидеры.
Просмотр видео о работе в группе.
5 мин ІІ. Вводная беседа Беседа о экстремальных ситуациях и о тех кто помогает из них выйти.
Слайд 1-11 Осмысливают ключевые слова и основные понятия
1 мин ІІІ. Сообщение цели Сообщение цели занятия
Слайд 12 Определяют мотивацию своей деятельности
10 мин
10 мин
10 мин
ІV. Основная часть
Станция 1 «Правила пожарной безопасности»
Станция 2
«Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»
Станция 3
«Правила безопасного поведения в быту»
Выполнение заданий в группах.
Слайд 11,13-26
Учащиеся принимают участие в викторине –инсценировке
Слайд 27-36
Проводится игра «Домино»
Слайд 37-40 - На столе пазлы с иллюстрацией по пожарной безопасности;
- представитель команды выбирает пазл, на обратной стороне которого стоит номер вопроса;
- за правильный ответ 1 балл;
- на ответ 30 секунд;
-если не отгадали передаем ход соперникам;
-из отработанных пазлов собрать на доске картинку.
-Для определения последовательности участия в викторине проводится жеребьевка;
-командам задаются вопросы;
- на подготовку 1 минута;
-для проверки правильности ответа на экран выводится слайд с правильным вариантом.
-Учащимся розданы конверты с каточками ответами;
-по очереди ведущий называет вопросы, у кого есть ответ должен его найти и сформулировать,
- на экране правильный пазл.
мин
V. Заключительная часть Игра продолжи стихотворение.
Итог занятия по вопросам
Слайд 41,42 - Ребята принимают участие в добавление пропусков в стихах;
-обучающиеся формулируют ответы на вопросы;
- подводят вместе с учителем .Ход классного часа.
Вступительное слово учителя.
Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти всё, что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом, Эти неприятности и получили название экстремальных ситуаций.
Экстремальный - значит трудный, сложный.
Экстремальные ситуации – значит трудные, сложные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.
Также трудные жизненные ситуации называют чрезвычайными.
Чрезвычайные ситуации- это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.Чрезвычайные ситуации делят на виды в зависимости от происхождения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характераТранспортные аварии (катастрофы).Пожары, взрывы, угроза взрывов.Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ).Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ.Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).Внезапное обрушение зданий, сооружений.Аварии на электроэнергетических системах.Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.Аварии на очистных сооружениях.Гидродинамические аварии.Чрезвычайные ситуации природного характераГеофизические опасные явления.Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления).Метеорологические и агрометеорологические опасные явления.Морские гидрологические опасные явления.Гидрологические опасные явления.Гидрогеологические опасные явления.Природные пожары.Инфекционные заболевания людей.Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных.Поражения сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.Чрезвычайные ситуации экологического характера Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр, ландшафта).Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состава и свойств атмосферы (воздушной среды).Чрезвычайные ситуации, связанные с изменением состояния гидросферы (водной среды).Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? Какие вы знаете телефоны, по которым можно обращаться за помощью?
В Донецкой Народной Республике в 2015 году было образовано Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики.Министерство имеет сои символы.
Перед ним стоят цели и задачи по предупреждению, ликвидации последствий ЧС.
На официальной странице Министерства есть «Азбука безопасности» для детей и взрослых.
Телефон этой службы вы все знаете -101.
Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения.А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и другим людям. А значит, сможет стать спасателем.
Основная часть
Станция 1 «Правила пожарной безопасности»
1.Какой номер вызова пожарных и спасателей и как правильно следует сообщить о происшествии?
2.Можно ли открывать окна и двери в доме или квартире во время пожара?
3.Почему в учреждениях выходы из помещений устраиваются, открывающимися наружу?
4.Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при разведении костра в лесу?
5.Как тушить загоревшуюся на человеке (на самом себе) одежду?
6.Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить пожар?
7.Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при устройстве новогодней елки?
8.Какие меры нужно принять, чтобы не допустить пожар из-за шалости детей с огнем?
9.Как выйти из помещения, заполненного дымом?
10.Каковы ваши действия при загорании телевизора?
11.Назовите основные причины пожаров в быту.
12.Что делать, если лестница в многоэтажном доме задымлена?
Вывод
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:Пользоваться лифтом, пытаться спуститься самостоятельно по лестничным маршам, по веревкам или простыням.Станция 2 «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»
Викторина-инцинировка
1.Какой основной сигнал оповещения Гражданской обороны Вы знаете?( Основной сигнал оповещения Гражданской обороны «Внимание всем!»)
2.Назовите порядок подачи сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!»( Подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения противника или заражения. Сигнал доводится до населения при помощи сирен непрерывного звучания в течение 3 минут, повторяется несколько раз и дублируется гудками на предприятиях, транспортом).3. Что нужно сделать при получении сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!»?( Включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию ).
4. Включить радио- и телевизионные приемники и прослушать информацию (Собрать в сумку документы, деньги, ценности, предметы первой необходимости; приготовить запас консервированных и сухих продуктов, воды; закрыть окна, перекрыть газ, воду отключить электроэнергию, закрыть за собой дверь).
5. Назовите ваши действия, если Вы оказались в заложниках? (Главное не конфликтовать, постараюсь установить нормальные отношения, ограничу свои движения, на всякое действие буду спрашивать разрешение, попытаюсь запомнить максимум информации о захватчиках, использую любую возможность для спасения, но только в том случае, если буду уверен в успехе).
6. Что нужно сделать в случае химических ожогов кожи? (При поражениях любой агрессивной жидкостью (кислотой, щелочью, растворителем, спецтопливом, маслами и т.п.) – необходимо промывать под струей холодной воды до прибытия «Скорой помощи»).
7. Если вы обнаружили подозрительный предмет?( Заметив взрывоопасный предмет, а также подозрительные предметы, не подходите близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию).
8. Какие вы знаете естественные безопасные укрытия на улице и относительно безопасные места в доме? (На улице: овраг, яма, ров, канава, кювет дороги. Дома: ниши стен, дверные проемы, встроенные шкафы).9. Во время урагана, бури, смерча вы оказались на улице….( Находись в удалении от зданий; найди естественное укрытие, ляг на землю и прижмись, закрой голову руками; жди снижения порыва ветра и быстро перейди в более надежное укрытие).
Станция 3 «Правила безопасного поведения в быту»
Игра «Лото»
1.Как избежать отравлений препаратами бытовой химии? (Никогда не пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии; не пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они стоят на полу или в «укромном месте»; не пользоваться спичками рядом с банками или бутылками с резким запахом, не распылять содержимое аэрозольных баллончиков вблизи открытого огня, хранить химические вещества в закрывающихся шкафчиках).
2. Вы разбили в комнате градусник. Что сделать, чтобы ртуть не причинила вреда вашему здоровью?( Открыть окна и двери, чтобы проветрить помещение.
С помощью резиновой груши собрать ртутные шарики в банку с водой, закрыть плотной крышкой.
Обработать поверхность 5% раствором марганцовки.
Ртуть сдать в штаб Гражданской обороны).3. Чем опасна ртуть? (Очень токсична. Пары ртути вызывают у людей острые отравления. Особенно усиливается опасность, когда увеличивается площадь испарения (при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления).Рефлексия
Стихи -добавлялкиЕсли в доме вспыхнет пламя,
Вряд ли справитесь вы сами,
Перед тем как спорить с ним
Наберите …(101)
Если видишь преступленье
Иль к нему приготовленье,
Граждан защити права,
Набери скорей … (102)
Если человеку плохо,
Толку нет вздыхать и охать,
Срочно номер набери
Скорой помощи…(103)
Если в доме пахнет газом,
Форточки откройте сразу,
Не включайте свет в квартире
И звоните …(104)
Помни мамин телефон,
Пригодиться может он.
Если ты один остался,
Заблудился, потерялся,
Подойди к прохожей даме,
Пусть твоей позвонит (маме).
Неприятней нет сюрприза,
Чем горящий телевизор.
Но не очень-то спешите
В руки брать огнетушитель,
Нужно первым делом, детки,
Вынуть вилку из…(розетки)
Если пламя пышет жаром,
И нет средств борьбы с пожаром,
Убегайте прочь скорей,
За собой захлопнув дверь.
Ведь огонь, хоть и опасен,
Сам без воздуха погаснет.
От огня, друзья, увы,
В ванной не спасетесь вы.
По чуланам не сидите,
А (на улицу идите).
Коль в подъезде задымленье,
Лестница – не путь к спасенью.
Если дым со всех сторон,
Выходите на ...(балкон)
На пожаре для людей
Не один огонь злодей,
Посоперничает с ним
Для здоровья вредный …(дым)
Если дом многоэтажный,
То запомнить очень важно:
При пожаре в нем, друзья,
Ехать в (лифте вниз нельзя).
Не щадит огонь-злодей
Ни предметы, ни людей.
Если пламя к вам пристало,
Завернитесь в...(одеяло)
Никогда места ожогов
Пальцами не надо трогать,
И нельзя волдырь ужасный
Мазать спиртом или маслом.
На ожог на коже сильный
Можно класть лишь…(бинт стерильный)
Если стукнулся ты больно,
Это вовсе не прикольно,
Приложи к ушибу (лед),
И синяк быстрей пройдет.
Вечером в квартире свет
Был, а после – раз! – и нет.
Свеч не жги, не выходи,
А сиди и света жди.
Если кран сорвался, то,
Чтоб не начался потоп,
Нужно шкаф в стене открыть
И всю воду (перекрыть).
А где шкаф найти тот самый,
Пусть покажут папа с мамой.
Если в городе потоп,
Чтоб никто в нем не утоп,
Забираться надо выше –
На деревья и на…(крыши)
Если градусник разбился,
Из него металл разлился,
Сразу (взрослым сообщи ты) –
Ртуть ужасно ядовита.
Если видишь где попалоКапли жидкого металла,
С ними рядом не играй,
А скорее (убегай).
Ядовита просто жуть
Металлическая...(ртуть)
Всё дрожит – земля и дом,
Стены ходят ходуном!
Это страшное явленье
Мы зовем (землетрясенье).
С ним от страха не трясись,
А возьми да и спасись:
Если началось такое,
Будь подальше от построек.
Коль из дома не ушел,
Спрячься в (угол иль под стол).
Если стенкой завалило,
Не теряй напрасно силы,
Посиди спокойно тут,
Подожди, пока спасут –
Если много шевелиться,
Может снова обвалиться.
Если ты в толпе бегущей,
То тебе не падать лучше,
Ведь толпа, хоть и не хочет,
А упавшего затопчет.
В давке тесно, как в могиле,
Чтоб тебя не раздавили,
Руки ты в локтях (согниИ к бокам своим прижми).Если слышите стрельбу,
Чтоб не искушать судьбу,
Падайте на землю сами,
(Голову закрыв руками).
Если за окном стрельба,
Помни: Пуля – дура!
Ей что сердце, что труба,
Что стекло, что фура.
Чтобы не было беды,
Лучше в (ванной) спрячься ты,
Там за стенкою сиди,
А к окну (не подходи!)
Если хлещет кровь из раны,
То отчаиваться рано.
Кровь темна – бинтуй потуже,
Если алая – жгут нужен.
Коль торчит из раны что-то,
Доставать – врача забота,
Если вынешь сам, тогда
Больше причинишь (вреда)
Если лифт остановился
И не едет никуда,
Не проси, чтоб сам открылся,
Не поможет никогда.
Даже не пытайся силой
Разомкнуть кабины дверь,
Это верный путь в могилу,
Лучше на слово поверь.
Не сидеть же в лифте вечно,
Время не теряй, давай
Чудо-кнопочку («Диспетчер»)
На панели нажимай.
Тетенька тебе ответит,
Расскажи ей всё, как есть.
Мастер быстренько приедет,
И собьет с кабины спесь.
Коль диспетчер не ответил,
И на вызов твой молчит,
Не грусти и громко в двери
Постучи и покричи.
Кто-нибудь тебя услышит,
Посочувствует судьбе,
И, что вряд ли будет лишним,
Помощь вызовет тебе.
Очень неприятный случай –
Заплутать в лесу дремучем.
Паника здесь ни к чему,
Начинай кричать( «Ау!»)
Коль никто не отзовется,
Путь самим искать придется.
Чу! Послушай и скажи,
Может где есть шум машин.
Если слышишь шум, тогда
Поскорей иди туда.
Если же вокруг все тихо,
То уж точно дело лихо.
И искать тропинку, значит,
Вам придется на удачу.
Тут и пригодится он –
Твой мобильный телефон.
Позвони знакомым людям,
Группа поиска прибудет,
Цепью через лес пройдет,
Заплутавшего найдет.
Подведение итогов.
1. О чём сегодня мы говорили на классном часе?
2. Что такое экстремальные ситуации?
3. Кто такие спасатели?
4. Может ли человек сам себя спасти?
5. Что для этого надо делать?
6. Чему вас научил этот классный час?