Урок музыки в 4 классе на тему: «Музыка моего народа»

Музыка моего народа.
Тема урока: Разнообразный мир башкирской народной песни
Цели:
1)Знакомство с жанром башкирской народной музыки: кыска-кюй, с вариационной формой музыкального произведения; с творчеством композитора Сальманова Р.В;
2)Развивать и совершенствовать слушательские, вокально-хоровые навыки, навыки игры на музыкальных инструментах;
3)Воспитать любовь к башкирской народной музыке, к традициям и обычаям народа
Оснащение урока: диапроектор или мультимедиа, настенный экран, магнитофон.
Музыкальные инструменты: баян, курай, ложки, треугольник, бубенцы, кубыз;
Зрительный ряд: портрет башкирского композитора Рафика Сальманова.
Музыкальный ряд: Башкирская народная песня «Урал», Башкирская народная песня «Карабай» в исполнении женского хора, Башкирская народная песня «Карабай », Р.Сальманов «вариации на тему «Карабай»
Ход урока.
Эпиграф к уроку: «Народная песня – зеркало жизни народа».
Организационный момент.
Построение. Вход под музыку «Косилка - молотилка»
-Здравствуйте, ребята!
+Здравствуйте.
-Как приятно видеть вас нарядными , улыбнитесь друг другу, пожелаем хорошего настроения и начнем урок.
-Ребята, послушайте ,пожалуйста, мелодию. Вспомните название произведения. Определите характер музыки. И внимательно послушайте, на каком музыкальном инструменте она исполнена.
Звучит башкирская народная песня: «Урал».
(Слайд 2. Природа Башкортостана).
Учитель читает стихотворение об Урале. (40 сек)
Ай , Урал, ты, мой Урал,
Великан седой Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
Заиграй же, мой курай,
Песню чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца!..

- Это башкирская народная песня «Урал»
III. Повторение пройденного материала.
-Какой характер?
+ Спокойная, широкая, свободная, просторная, протяжная, задумчивая.
К какому же жанру башкирской народной песни относится услышанное нами произведение?
+ Узун кой.
- Какие протяжные песни ещё знаете?
+ «Буранбай», « Салават», « Азамат» , «Соловей»
IV.Проверка домашнего задания.
- Вспомните домашнее задание.
+Принести стихе об Урале.

V.Сообщение темы и целей урока.
Сегодня наш урок посвящен башкирской народной песне. Мы с вами вспомнили один из жанров башкирской народной музыки – узун-кюй, А подробно остановимся еще на одном из них, разучим новую песню, познакомимся с формой музыкального произведения.

Вспомните, под какую музыку (песню) мы вошли в класс?
+ «Косилка-молотилка».
- Кто автор этой песни?
+ Это народная?
- Какой характер?
+ Быстрая, задорная, веселая, танцевальная, энергичная.
- А мы можем отнести эту песню к узун-кюй?
+ Нет.
+ Эта песня относится к другому жанру башкирской народной песни - кыска-кюй.
Знакомство с новой темой.
-Теперь послушаем еще одно произведение. В исполнении женского хора прозвучит башкирская народная песня «Карабай».
- Определите характер и подумайте к какому жанру отнесем?
Слушание.
+ Веселая, быстрая, танцевальная.
Значит к какому жанру относится?
+ Кыска –кюй.
- Сейчас послушайте эту песню в моем исполнении и потом вы расскажете о чем и о ком эта песня?
Исполнение учителем.
+ О ком это песня?
- О девушке.
- Как зовут девушку?
+Асмабика.
+ Существует несколько легенд об истории возникновении этой песни. Одна из них - юноша Карабай восхищаясь танцем Асмабики посвятил ей эту песню.
- Понравилась вам эта песня?
Давайте ее разучим.
Ребята, все приняли позу исполнителя. ( осанка прямая, голову держим правильно).
Вспомним распевочку.


€ллил‰_-ген‰йем,
Б‰лил‰_ ген‰йем.
€см‰бик‰ тыпыр-тыпыр
Ба[ып кил‰ ген‰йем.

€ллил‰_-ген‰йем,
Б‰лил‰_ ген‰йем.
€см‰бик‰ kыуIар алып
Pайтып кил‰ ген‰йем

Разучим 1 куплет
Разучивание песни по фразам.

Слайд.№ 5
Многие известные композиторы обращались к народной музыке.
И вот один из башкирских композиторов Рафик Вафич Сальманов написал вариации на тему башкирской народной песни «Карабай».
Давайте ее прослушаем, приняли позу слушателя
- Ваша задача определить, изменится ли тема, мелодия музыки? Если вы почувствуете изменение, то поднимите руку
Слушание «Вариации на тему Карабай».
А какие изменения вы услышали в музыке?
-Одна и та же мелодия звучит в разном характере, меняется настроение.
Учитель:- Мы с вами послушали произведение. Оно написано в форме вариаций.
Слайд
Вариации - это постепенное изменение одной основной темы, то есть мелодии. Главная мелодия всё время остаётся неизменной, а изменения вносятся только в сопровождение.
- Это вариационная форма.

Тема урока: Музыка моего народа.
Разнообразный мир башкирской народной песни.
Слушали: Башкирскую народную песню «Карабай».
«Вариации на тему Карабай» Р.Сальманова
Вариации - это постепенное изменение одной основной темы, то есть мелодии. Главная мелодия всё время остаётся неизменной, а изменения вносятся только в сопровождение.

- Ребята, сегодня мы прослушали несколько произведений. Звучание каких музыкальных инструментов вы слышали?
- Курай, баян.
- А еще какие башкирские народные инструменты вы знаете?
- Кубыз, домбра, бубны, ложки, треугольник, маракасы, подносы, свистульки.
А давайте попробуем создать свой музыкальный ансамбль.
И исполним разученную с вами песню.
Ансамбль от французского еnsemble (вместе) – означает совместное исполнение.
А ансамбль это исполнение произведения несколькими музыкантами.
На баяне буду играть сама, а искусство игры на кубызе нам покажет музыкальный работник детского сада №3 Ильсияр Рафисовна.
Ложки- народный инструмент, состоит из двух деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук.
Разучим партию ложек.
Разучим партию треугольников
Разучим партию бубнов.

Ритм и по жесту.
А роль Асмабики исполнит ваша одноклассница Шарипова Айгуль.
- Молодцы! Замечательный ансамбль получился у нас. И прекрасное исполнение танца.
- А вы обратили внимание на танцевальные движение, вот она прядет, вот наматывает шерсть, вот вышивает, да она настоящая рукодельница. Вот такие рукодельницы шили, украшали орнаментами национальные костюмы.
А когда мы видим наш народ в этих костюмах. Ведь в обыденные дни мы их не носим.
-На праздниках, на народных гуляниях, на сабантуе.
- А этот год богат на праздники. Какие же праздники?
+65 лет Великой победе.
+ 75 лет Илишевскому району.
+20 лет принятию декларации о суверенитете Республики Бащкортостан.
Наш народ умеет работать, так отдыхать ++++++++++++++
О дост.

Подведение итогов урока.
-Итак, в башкирских народных песнях и танцах отражается не только те или иные события в жизни народа, но и дух, атмосфера всей ее жизни. Особо ярко это выражается в жанре кыска-кюй
Слайд № Эпиграф.
«Народная песня – зеркало жизни народа».
Тест.
К какому жанру относится башкирская народная песня «Карабай».
а) кыска-кюй,
б) узун-кюй
2. Кто написал «Вариации на тему «Карабай»
а) Р.Муртазин
б) Р. Сальманов
3. Какое из определений верно? Вариация – это
а) музыкальная форма, в которых тема подвергается различного рода изменениям;
б) Музыкальное произведение из двух частей.



Итог урока.
Выход под б.н.п. песню «Карабай»
15