Урок музыки на тему Музыка моего народа. Былины (3 класс)


Открытый урок музыки в 3 классе.
Тема урока: Музыка моего народа. Былины.
План урока:
Беседа о народном творчестве.
Исполнение былины «Про Добрыню»
Запись нотами, анализ, исполнение сольфеджио.
Слушание: русские народные инструменты – гусли.
Музыкально-ритмическая гимнастика.
Хоровое пение.
Закрепление темы (вопросы).
Цель урока: Формирование понятий о народной музыке, изучение былинного творчества русского народа, знакомство с народными инструментами.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета «Поговорим об оркестре», карточки с изображением народных инструментов.
Ход урока.
На уроках мы знакомились с произведениями народного творчества. Какие вы знаете произведения? (Сказки, пословицы, поговорки, песни, былины)
большое значение в истории русского народа играли песни. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней.
Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. в них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.
В 3 классе вы познакомитесь с основными жанрами народных песен: былинами, песнями историческими, трудовыми, обрядовыми, лирическими.
Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Учёные предполагают, что появились они более тысячи лет назад. Не раз нападали враги на Русь, грабили, сжигали города и сёла, убивали людей, уводили в рабство. Богатырям, которые защищали родную землю, посвятил народ свои былины. Каких вы знаете богатырей? Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – сильные, умные, храбрые богатыри – совершали свои подвиги во славу земли русской.
Широко известна былина «Про Добрыню». Мы с вами уже познакомились с этой былиной. Сейчас мы её исполним. но прежде займёмся дыхательной гимнастикой.
Проводится дыхательная гимнастика.
А теперь былина «Про Добрыню» (Исполнение)
3. Сейчас мы запишем первую фразу этой былины нотами в тетради. (Запись, анализ, новое понятие – восьмая пауза).
Исполнение сольфеджио.
Какой русский народный инструмент сопровождает исполнение былин? Это гусли. Русские гусли – инструмент очень древний. По предположениям историков, у восточнославянских племён гусли были ещё в шестом веке. А при раскопках в Новгороде археологи среди других предметов домашнего обихода нашли инструмент, сделанный девятьсот лет назад.
Наверное, вы не раз слышали выражение – «гусли звончатые».
Звончатые гусли – самые древние и самые простые. Треугольный корпус ставился на колени музыканта. На корпус натянуты струны (от 7 до 13). Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые звуки. Сейчас мы с вами прослушаем, как звучат гусли.
Слушание: аудиокассета «Поговорим об оркестре». Гусли звончатые.
Далее проводится музыкально-ритмическая гимнастика под музыку русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я».
Хоровое пение. Исполнение русской народной песни «Скок-поскок» разными способами(изменение темпа, динамики, характера; поочерёдное сольное исполнение, тактирование). Далее проводится работа над песней «Грустный журавушка» муз. и сл. З.Роот. Анализ песни (темп, динамика, характер). Повторенре пройденных песен.
Закрепление темы (что понравилось, какое впечатление от урока)