Поурочные материалы по обществознанию на тему Человек и Человечность


ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Эпиграф к уроку:
Чем хуже нравы, тем лучше
нравоучения.
Валерий Воронцов (российский литератор)
Тип урока: комбинированный.
Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.
Учащиеся должны знать, что:
1)человечность означает воплощение принципа гуманизма вповседневных отношениях людей;
2)мораль - общепринятое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо;
3)нравственные качества делают человека человеком;
4)главная задача моральных норм заключается в том, чтобы
создать образец поведения человека по отношению к другим людям.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1)человек;
2)мораль;
3)нравственность;
4)гуманизм;
5)нормы морали.
Учащиеся должны уметь:
1)объяснять основные понятия;
2)высказывать собственную точку зрения;
3)анализировать высказывания;
4)обосновывать свое мнение.
Ход урока
I. Опрос.
- Ответьте «да» или «нет».
1.Способности - врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности. (Нет.)
2.Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности. (Да.)
3.Воля - специфическое человеческое свойство. (Да.)
4.Характер человека проявляется в его неуклонном следовании
цели, которую указывает общество.
5.Человек определяется только врожденными качествами. (Нет.)
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1.Мораль и гуманизм.
2.Моральные нормы и поступки людей.
1.Обыгрывание ситуации:
1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;
2)друзья обозвали друг друга;
3)сказали маме неправду.
Затем обсуждается увиденное и выясняется, что же нарушалось в данных ситуациях. Учитель подводит учащихся к пониманию, что такое социальные нормы
и как они регулируют жизнь человека.
2. Лекция с элементами беседы.
-Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг сдругом, но и действовать совместно?
На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали
правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум
предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.
-Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.
-Докажите, что социальные нормы возникали с появлением
человеческого сообщества.
Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни
животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных
способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе сдругими людьми.
Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу ~ запреты. Общество
устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.
-Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близ-кими родственниками; запрещение убийства сородичей.)По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.
Обычай - это совокупность правил поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той или иной сфере жизни.
Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, фор-
мы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с сельскохозяйственным трудом и т. д.
Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность,
чтит обычаи предков, воспринимает их опыт, действует по образцу.
- Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев помере отдаления от времени их возникновения?
Новым шагом, свидетельствующим об осознанном отношении
человека к самому себе, к обществу, в котором он живет, и к миру
в целом явилось возникновение этических, или моральных, норм.
Этика (греч. etnos) - устойчивая природа какого-либо явления,
позднее - устойчивый порядок, добродетели человека.
Этика - философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Этика - совокупность норм поведения. (С. И. Ожегов.)
Аналог в лат. языке - mores - «мораль».
В русском языке синоним - нравственность (от слова «нрав»).
Термин «мораль» чаще употребляется для обозначения существующих в обществе социальных норма, «этика» - для обозначения
науки о морали, «нравственность» - для обозначения индивидуальных моральных принципов, которыми руководствуется человек.
Стержнем этики является определение «добра» и «зла». В соответствии с этикой добро должно являться ориентиром для всех поступков и действий человека.
Усвоенные человеком моральные нормы составляют стержень
внутреннего мира человека, руководят его мыслями и поступками.
Задание 1 .Любой человек всегда стоит перед необходимостью морального выбора. В его действиях довольно часто сталкиваются противоположные мотивы. Он выбирает между сиюминутными интересами, возможно, идущими вразрез с общепринятой
нравственной нормой, и поведением, соответствующим этой норме, но противоречащим его непосредственным интересам^
Оказывались ли вы, ваши друзья, герои книг или кинофильмов
в такой ситуации? Опишите, как вели себя вы, друзья, герои.
Ответить на вопросы вам поможет схема 1 на с. 33:
Таким образом, нормы морали - это поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле,
чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и надобродетельные поступки. Нормы морали определяют не только
отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те
цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу.
Схема 1
Ситуация морального выбора
(из жизни)
Мотивы поступка:
сиюминутные, идущие вразрез с
принятой моральной нормой
Мотивы поступка:
отвечающие принятой
моральной норме
поступок 2
Например:
сказать правду или солгать; поддержать или осудить
чьи-либо действия, оставить их без внимания, неизменными, и тому подобные случаи (приведите примеры подобных поступков)
- Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что
есть «добро», а что «зло»? Докажите. Что влияет на нравственные
установки личности?
Общество защищает себя, свою целостность, установившийсяпорядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.
Человек, совершив какой-либо проступок, испытывает угрызения совести, но не всегда.
поступок 1
Схема 2
Две этические системы
— Рассмотрите схему 2 «Две этические системы». Назовите
известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь
соответствуют гуманистической этике.
III. Закрепление.
Проводится в форме групповой работы.
1-яг р у п п а. Объясните смысл высказываний.
1)«Суть всякой морали - рассматривать человеческую жизнь
как партию, которую можно выиграть или проиграть, и научить
человека средствам игры». (Симона де Бовуар - французская писательница.)
2)«Мораль - это упрощение человека, позволяющее с помощью схемы подняться над интеллектуальной путаницей и хаосом
внутреннего мира». (Фридрих Ницше.)
2-ягруппа. Проанализируйте высказывания.
1)«Есть две морали: одна пассивная, запрещающая зло, другая
активная, которая повелевает делать добро». (Пьер Буаст ~ французский лексикограф.)
2)«Четыре главных добродетели: мудрость, мужество, самообладание и нравственность». (Платон.)
3-ягруппа. Как вы понимаете следующие высказывания.
1)«Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру». (Пьер Бейль - французский философ.)
2)«Нравственный закон - это инстинкт самосохранения социума. (Александр Круглое - российский писатель.)
Завершить обсуждение можно высказыванием РобиндранатаТагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтобы оставаться шайкой».
Домашнее задание: § 4; выполнить задания 1—4, с. 26.