Классный час Об отношении к пожилым людям


Тема: Об отношении к пожилым людям
Цели:
воспитывать у обучающихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, к пожилым людям;
прививать желание заботиться о пожилых людях, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
учить воспитанников оценивать свои собственные поступки и поступки товарищей.
Оборудование: презентация, песня «А годы летят..», словарь Ожегова, видио песни Р.Паулса и басни Л.Толстого, карточки с заданиями, цветные полоски
Ход занятия:
1.Эмоциональный настрой
Звучит песня «А годы летят…» Слова: Долматовский Е., Музыка: Фрадкин М.
2. Девиз .Тема.
Учитель: Прочитайте девиз сегодняшнего классного часа:
Будьте милосердны к старости. Не обижайте стариков! ( слайд 1)
- Как вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ?
В словаре С.И.Ожегова читаем «Милосердие - готовность помочь кому-нибудь. или простить кого-то» (слайд 2)
-Как вы думаете, чему посвящен наш воспитательный час? Речь на сегодня пойдёт о старости, о милосердии, об уважительном отношении к пожилым людям. Тема нашего классного часа «Отношение к пожилым людям».  
Берегите старых людей… 1 ученик: Для весенних весёлых ветвей Корни более чем родня… Берегите старых людей От обид, холодов, огня.2 ученик: За спиной у них – гул атак, Годы тяжких трудов и битв… Но у старости – ломок шаг И неровен дыханья ритм.3 ученик: Но у старости – силы не те. Дней непрожитых мал запас… Берегите старых людей, Без которых не было б вас! (Л. Татьяничева)
Учитель: Как быстро пролетают года! И как бы нам не хотелось, но старость неминуема. Давайте подумаем, а что такое старость?    Посмотрим в словарь С.И..Ожегова « Период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма.» (слайд 3)
Старость характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, затуханием функций организма.
У стариков уже силы не те,
Дней непрожитых мал запас.
Берегите старых людей.
Без которых не было б  нас!
3.Видио басни «Старый дед и внучок»
Учитель: Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Мне хотелось бы, чтобы все мальчишки и девчонки любили и ценили своих бабушек, дедушек, были добрыми, милосердными к ним. Но не всегда люди справедливы , добры к старикам. Бывает, что они незаслуженно обижают их. Посмотрите басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучок» и скажите: Как обидели деда в семье? (Видио басни «Старый дед и внучок»)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
- Как ответил на жестокость родителей сын?
- Почему заплакали отец с матерью?
- Как надо относиться к старым и слабым?
- В чем особенно нуждаются пожилые люди?
4.Исследовательская работа
Учитель: Вы часто видитесь со своими бабушками, дедушками. А много ли вы о них знаете? - Давайте попробуем вместе провести небольшую, но очень важную исследовательскую работу и посмотрим, какие получатся результаты. Если знаете ответы, то пишите их на карточках. Если не знаете, то ставите прочерк. У кого нет дедушки или бабушки, то называете того взрослого человека, кто вам дорог.
1.- У кого есть бабушка? Назовите ее фамилию, имя.
2.- Сколько ей лет?
3.- Кем работала бабушка?
4.- У кого есть дедушка? Назовите фамилию, имя.
5.- Сколько ему лет?
6.- Кем работал дедушка?
7.- Какие подарки подарили вам на день рождения или праздники?
Учитель;- А теперь посмотрите, на все ли вопросы вы смогли ответить? А это говорит о вашем внимательном или невнимательном отношении к своим близким, об интересе к их жизни. Не всегда вы внимательны к своим родным дедушкам и бабушкам, которые нянчили нас, помогали учить уроки, подсказывали, как правильно поступать в трудных ситуациях.
Я знаю: вы любите своих бабушек и дедушек. Но бывает ,что позволяете себе неуважительно относиться к ним, можете перебить в разговоре, не дослушать и уйти, забываете поблагодарить , позволяете себе кричать на них, капризничать.
Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените своих бабушек, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками! Они достойны уважения и признательности. Ведь эти люди, дали жизнь нашим родителям, вынесли на своих плечах тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.
5.Творческая группа
Учитель: Творческая группа учеников подготовила фотовыставку о жизни своих дедушек и бабушек, об их героическом и трудовом прошлом. Послушаем их.
(Дети выходят с фотографиями и рассказывают о жизни родных)
6.Решение проблемных ситуаций в группах
Учитель: С уважением вы должны относиться не только к своим дедушкам и бабушкам, но и ко всем пожилым людям. Ведь рядом с нами живет много стареньких людей и они могут нуждаться в вашем милосердии, чуткости, тактичности, помощи. Давайте мы с вами решим как вам поступить в проблемных ситуациях.
Ситуация 1: У Саши дома был старенький больной дедушка. К мальчику в гости пришли друзья. Они громко включили музыку. Дедушка попросил сделать ее потише, так как ему плохо. Саша ответил:
-Дед, не мешай нам наслаждаться музыкой. Проинсценируйте, как бы поступили вы.
Ситуация 2:Бабушка лежала на диване. Вдруг у нее поднялось давление и срочно надо было выпить таблетку. Она попросила внучку Катю принести таблетки из спальни с тумбочки. Катя ответила:
- Возьми сама, я смотрю мультфильм. Проинсценируйте, как бы вы поступили.
Ситуация 3: Старушка плохо видела. Она долго стояла у перехода и не знала, как ей перейти дорогу. Тут подошел мальчик Вова. Старушка попросила помочь перейти дорогу. Вова сказал: - Старуха, а правил дорожного движения не знает! Проинсценируйте, как бы вы поступили.
7.Технология «Чем помог»
Учитель: Как тяжела старость, когда человек одинок. Мы должны проявлять к таким людям заботу и внимание. Посмотрите вокруг и увидите, что рядом с вами живут те, кто нуждается в вашем сочувствии, в вашей помощи, в добром отношении.
- Ребята, а теперь пусть каждый из вас напишет на цветной полоске, что полезного, хорошего он сделал для пожилых людей. При помощи этих полосок мы выложим очень нужное и важное слово для каждого старого одинокого человека.
( Выкладываем слово ДОБРОТА)
Ученики читают стихотворение «Не обижайте стариков».
Не обижайте стариков.           
Пусть эта истина банальна,             
Их молодость прошла уже,
А старость - это постоянно.
Они за прожитую жизнь
Порой не очень сыто ели,
Работали и день, и ночь,
Хотели все стране помочь,
А отдавали ей здоровье.
Не обижайте стариков.
Не будьте к ним вы равнодушны.
Ведь им не очень много нужно.
Помыть полы, помочь рублём,
А может просто их послушать.
Поговорить, попить чайку
И расцветут тогда их души.
Не обижайте стариков.
Они обидчивы, как дети.
Ребячьи слёзы пустяки
Их тут же дети забывают
Но если плачут старики,
Как гвозди в душу забивают.
Не обижайте стариков.
И не гневите Бога.
Ведь к старости мы все придём,
У нас одна у всех дорога
Рефлексия.
8.Технология «Незаконченное предложение»
-Пусть каждый из вас продолжит предложение: Я сегодня понял что…
Учитель:-Я очень надеюсь и верю, что  наш классный час помог вам понять, что к пожилым людям надо относиться с добротой, пониманием, стараться помогать им. Берегите близких, относитесь уважительно к ним, окружите их теплом и заботой Они   заслужили   наше   почтение   и   уважение. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. Старость ждет каждого из нас. Быстро идет время. Скоро и вы станете взрослыми и сильными, а ваши родители - слабыми и старенькими. . Давайте будем милосердны к старости!!! Не обижайте стариков!
9. Исполнение детьми песни Р. Паулса (видио)
Детский хор Раймонда Паулса «Бабушка рядышком с дедушкой»

КУ «ОШ 1-111 ступеней №8 г. Енакиево»
КЛАССНЫЙ ЧАС
« ОБ ОТНОШЕНИИ
К ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ.
УВАЖАЙ СТАРОСТЬ.» Подготовила
учитель начальных классов
Деменчукова В.Г
Енакиево
2016г.