Конспект урока День славянской письменности и культуры


- Здравствуйте, дорогие друзья и взрослые!
- Снова настала весна! И снова весна открывает череду самых светлых праздников: Благовещенье, Пасха, День Победы.
- А кто из вас знает, какой праздник будут отмечать славянские народы 24 мая?
-В чудесный хоровод праздников вплетается неделя славянской письменности и культуры.
Дети читают стихотворения
По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Все народы, что пишут кириллицу,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просвятителей.
- Кто догадался о чем пойдет речь сегодня на занятии.?
- На какой вопрос мы попытаемся сегодня найти ответ?
(какой вклад внесли Кирилл и Мефодий в дело о просвещении славянского народа)
24 мая – страна отмечает ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.
- Как вы думаете, почему спустя столько веков, мы вспоминаем о них в этот день?
( они придумали азбуку)
- А была ли письменность до того, как братья придумали азбуку?
(да, рисуночное письмо в пещерах на стенах)
- Для чего же тогда славянским народам потребовалась другая азбука?
(ответы детей)
Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки и премудрые строгие батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить; умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
Вот только грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились в славянских странах два просветителя – братья мудрые, Кирилл с Мефодием.  И придумали они буквы, а из них составили азбуку.
В современной русской азбуке – 33 буквы, а со старинного свитка славянской азбуки на нас смотрят 44 буквы-сестрицы.
У: В то время государственность на славянских землях только намечалась, и славянские князья думали, как устроить жизнь своих народов лучше. Земли у славян было много. Жили они разрозненно, обычаи были у всех разные, порядок жизни – разный. Часто то, что считалось добрым у одних, другими не принималось. Объединить народы могло лишь общее понимание о любви, добре и зле. Эти понятия несли книги, в то время это были православные книги. Некоторые народы, например Моравы, уже приняли христианство. И построили храмы. Только люди, стоя на службе, ни слова не понимали. Потому что духовные лица сплошь были немцы: разговаривали и читали проповеди на латыни.
- Для того, чтобы люди понимали, что происходит и о чем говорят в храме и потребовалась другая, более совершенная азбука и изменение письменного строя языка.
- Как вы думаете, почему именно Кирилл и Мефодий взялись за эту сложную работу?
(Ответы детей)
В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было.
Младший брат – Кирилл – мечтал: «Когда вырасту, придумаю славянам буквы»
Он был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту
-Кирилл, выучил много языков. Дали ему прозвище «Философ».Но от славы и богатства он ушел в монастырь, стал монахом. Там, в тишине, вместе с братом Мефодием они составили азбуку.
- Много потрудились братья для создания славянской азбуки!
Братья старались сделать буквы азбуки красивыми, чтобы руке было не трудно их писать. Этими буквами потом были записаны слова многих мудрых книг. Как создателя славянской письменности святого Кирилла обычно изображают со свитком азбуки в руках.
Книги пришли на Русь с принятием христианства, в Х веке.
В Киевской Руси сразу же возникли школы, где обучали чтению, письму и «искусству книжному».
Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все дети хором громко повторяли за ним.
ИГРА «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ»
Давайте представим себе, что мы те самые детишки, которые учат буквы.
Я буду называть вам букву из кириллицы, а вы громко повторяйте за мной.
Даже пословица сложилась: «Азбуку учат, на всю избу кричат».
Ребенок-чтец
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах
И о родине своей.
А я слышал, что про книги в старину говорили: «Прочитал от доски до доски».
- Как это?
2-й ребенок-рассказчик
Издавна на Руси, чтобы книгу сохранить, обложку для нее делали из досок. Доски обтягивали кожей; закрывая книгу, обложку стягивали металлическими застежками. Такая книга долго могла послужить. А прочитать такую книгу «от доски до доски», значит – прочитать от начала до конца, от первой деревянной створки обложки до второй.
- Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать по книгам.
- К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью.
- Читать дети учились тоже на славянском языке.
3-й ребенок-рассказчик
- В старинной русской школе существовала традиция – когда ученик заканчивал какую-то часть обучения: выучивал буквы, прочитывал свою первую книгу, но приносил учителю в благодарность за науку горшок каши.
После уроков все ученики вместе с учителем ели эту кашу.
С тех давних пор «однокашниками» стали называть тех, кто учился вместе, а значит, ел одну кашу по окончании учения.
Ребята , а вы знаете пословицы о буквах, учении, книгах.?
Предлагаю вам поработать в группах.
Задание будет следующим: собери пословицу
(собрать пословицу и приклеить ее на листок, повесить на доску)
1 гр:
Сначала аз да буки, потом и науки.
2гр:
Азбука – к мудрости ступенька..3 гр:
- Красна птица пером, а человек умом.
4 гр:
- Грамоте учиться – всегда пригодиться.
5 гр:
- Век живи – век учись.
- Ребята, а на чем же писали наши предки?
Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте. Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие.
Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными перьями, которые макали в чернила.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинный».
Очиняли им перо,
Если не было остро.
На славянском языке были написаны богослужебные книги, жития святых, поучения, летописи.
А давайте мы с вами перенесемся назад в прошлое, когда жил наши предки. напишем буквы из славянского алфавита.
Конкурс «Король письма» (учащиеся пишут буквами кириллицы в тетрадях, определяется лучший переписчик).
- Ребята, трудно было писать буквы? Они сложны в написании, как вы считаете?
Какие буквы писать легче: из кириллицы или те , которые мы используем сейчас в современном письме?
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.
- А знаешь , что наша речь похожа на сад? В этом саду растут красивые цветы: это умные, добрые слова? назовите добрые слова?
Дети (называют добрые слова)
«Мама», «папа», «солнце», «прости», «спасибо», «Родина», «свет», «книга», «радуга»…- Давайте задумаемся о смысле некоторых слов. Например, что означают слова: 
«Здравствуйте»?
– Пожелание здоровья, здравия.
«Спасибо»?
– «Спаси Бог».
«Благодарю»?
– Дарить все блага.
«Милосердие»?
– Милое, доброе сердце.
- Изменится ли что-то в мире, если люди будут чаще говорить добрые, святые слова?
Дети (дают ответы)
– Люди станут больше улыбаться, радоваться.
– Мир станет добрее.
– Люди станут добрее и чище…
- Вы сумели назвать добрые слова и даже объяснить смысл некоторых слов. Как важно, чтобы в нашей жизни мы старались не только говорить, но и выполнять то, к чему призывают нас эти слова – стараться жить просто и с любовью.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей.

Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце
Не делим на части,
И вечную землю
Нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен,
Ты в силах
Друзьям подарить.
Ведь именно этому нас учат в своих писаниях Кирилл и Мефодий.
Есть в центре Москвы площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию. Памятник воздвигнут уже в наше время на деньги гражданина России А.П. Конаныхина. На высоком постаменте стоят отлитые из бронзы фигуры братьев Кирилла и Мефодия. В руках у них – священные книги на славянском языке. Над ними возвышается крест – символ христианства.
Заключительное слово учителя.
24 мая - День славянской письменности и культуры.
Он совпадает с днём церковного поминовения Кирилла и Мефодия и широко отмечается в настоящее время.
Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего.
– Что нового вы узнали на уроке? – Кто такие Кирилл и Мефодий? – Почему все славянские народы почитают их? – Какие буквы славянской азбуки вам запомнились? – Когда славянские народы отмечают Праздник славянской письменности и культуры?
– Что вам особенно понравилось и запомнилось?
1 ученик.
Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, доброте, красоте. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что подарили нам славянскую азбуку. Они -гордость всего славянского народа.
2 ученик
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
3 ученик
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям.
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Работа в парах.
(Дети работают по заданию учителя: соотносят буквы славянского алфавита с современным. Их ответы учитель вывешивает на доску.)
пословицы о грамоте и учебе.(29)
Дети
- Сначала аз да буки, потом и науки.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Азбука – к мудрости ступенька.
- Что написано пером, не вырубишь топором.
(30) - Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.
- Красна птица пером, а человек умом.
- Грамоте учиться – всегда пригодиться.
- Век живи – век учись.
Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, красоте и доброте.(35)Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что подарили они нам славянскую азбуку.
В современной русской азбуке – 33 буквы, а со старинного свитка славянской азбуки на нас смотрят 44 буквы-сестрицы.
Ребенок-чтец
(36)Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям.
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Два брата, Кирилл и Мефодий, Спасибо хотим вам сказать,За буквы, что очень нужны намЧтоб научить нас читать.
РЕЗЕРВ
Кроссворд
Одна из двух славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (кириллица)
Как называют наши современники братьев Кирилла и Мефодия, создателей азбуки, распространителей передовых идей и знаний? (просветители)
Как назывался язык, на котором Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги? (славянский)
Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солунь)
Как называют умение читать и писать? (грамота)
6
а
л
ф
а
в 2
п
1 к и р и л л и ц а
т о
с 3 л а в я н с к и й
в
е
5 г р а м о т а
и
т
е
4 с о л у н ь
и
6.Совокупность букв или других знаков данной системы письма? (Алфавит)
(на столе у каждого ученика кроссворд)
А сейчас проведем викторину по теме занятия.
Викторина
Вопрос (задание)
1. – Каково происхождение слов «азбука» и «алфавит»? («Азбука» - слово исконно русское («аз» и «буки» - первые буквы), «алфавит» - греческое слово («альфа», «вита» - его первые буквы))
2. Являются ли слова «азбука» и «алфавит» - синонимами? (Да. Оба означают «совокупность букв», расположенных в особом порядке)
3. Где в практике люди применяют алфавитный порядок? (Алфавит необходим при составлении словарей, справочников, списков)
4. Какие буквы были устранены из старославянской азбуки? (Зело, н – десятеричное, омега, ять, юс малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица)
5. Какие буквы постепенно обновили славянский алфавит? (Сначала введены Э, Я, потом Й, Е)
6. Какая славянская азбука отличалась от кириллицы формой букв, а в остальном совпадала? (Глаголица (от слов «глагол», «глаголить», т.е. «речь», «говорить»))
7. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке? (Местный)
8. Какой падеж упразднён? (Звательный)
9. Как чтят память Кирилла и Мефодия в других странах? (Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности)
10. Какая награда учреждена в Болгарии? (Орден Кирилла и Мефодия)
11. В каких странах до сих пор используют кириллицу? (в странах СНГ, Болгарии, Югославии, Монголии)
12. Мирское имя Кирилла? (Константин)
13. Кем был отец братьев? (Военачальник)
14. Какую букву назвали буквой – страшилищем? (Буки)
15. Как называется запись событий по годам? (Летопись)
16. Как называется одна из первых летописей? («Повесть временных лет»)
17. Как звали летописца – монаха, создавшего «Повесть временных лет»? (Нестор)
18. Как появилось название «Красная строка»? (Заглавные буквы рисовались красным цветом в виде диковинных зверей, птиц, растений)
19. Дано предложение в орфографии, которая была принята в России до 1918 года.
По дорогhнеслучилосьникакихъсобытiй.
Сколько отличий от того, как пишется это предложение сегодня? (Три)
Подведение итогов викторины.
Долгое время проводили братья за разговорами о жизни и о книгах.
- Хочу осуществить мечту, - говорил Константин Философ, - создать письменность для славян и перевести на славянские языки Священное Писание.
- Если позволишь, я помогу тебе, - предложил Мефодий.
Отвечая на вопрос почему именно Кирилл и Мефодий взялись за эту сложную работу, мы выделили три основные мысли:
- Братьям с детства был близок как греческий, так и славянский языки;
- Оба они были высокообразованными людьми;
- Святые Кирилл и Мефодий были людьми верующими и хорошо знавшими Священное Писание.
Научиться читать в старину было гораздо труднее, чем сейчас. Сначала надо было вызубрить трудные названия букв, потом научиться складывать из букв слоги. Одолев склады, принимались, наконец, за чтение. Книги у нас в России до 16 века не печатались, а переписывались от руки. Нелегко было разбираться в затейливом почерке переписчика, во всех его крючках и завитках. Да к тому же нередко из-за экономии писали подряд, не отделяя слова друг от друга.
Почти за 100 лет до крещения Руси совершилось великое событие: в первый раз раздалось слово Божие на родном для славян языке. Это великое дело совершили два брата, Кирилл и Мефодий, которых стали называть славянскими первоучителями.
День памяти святых Кирилла и Мефодия – 24 мая.
Более 1115 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше на 6 лет, мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский.
Константин (Кирилл) получил блестящее образование при дворе императора, он отличался от других учеников блестящими способностями, быстрым и живым умом. Оба брата жили духовной жизнью, не придавая значения богатству, карьере, славе. Младший брат переводил, писал, создавал славянскую азбуку, старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и проповеди в стихах.
Константину пришлось нелегко, с появлением славянской письменности стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были те, где звучала славянская речь. Немцы объявили братьев вне закона, и те были вынуждены отправиться в Рим, там сам папа освятил славянские книги. Константину не суждено было вернуться на Родину.
Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. Умирая, он сказал брату: «Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство своё …»
Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был схвачен и заключён в тюрьму, в которой томился два с половиной года.
С большим трудом ученики добились его освобождения.
До конца своей жизни Мефодий продолжал учительскую и просветительскую деятельность.
Та азбука, которую основали Кирилл и Мефодий, менялась на протяжении веков. Но летописи, которые являются важнейшими историческими памятниками, написаны на старославянском языке. Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших предков. Начертание буквиц таило в себе чертёж мира, здесь можно увидеть поступь зверя, изгиб крыла, сплетение корней, контуры двойников – солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят.
Каждая буквица неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.
Первая буква в кириллице Аз. Не случайно пословица гласит: «Сперва аз да буки, потом и науки». Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки. Назовите их. (Например, «Аз, буки, веди страшны как медведи», «Азбуку учат – на всю избу кричат»).


Происхождение буквы Значение
 1. Первая буква алфавита; происходит от греческой буквы "альфа" и финикийской "алеф".Означает местоимение Я или КАЖДЫЙ.
 
 2. Происходит от греческой буквы "бета".Означает слово БУКВЫ;  
 3. Происходит от греческой буквы "бета".Означает слова ВЕДАТЬ или ЗНАТЬ; 
 4. Происходит от греческой буквы "гамма".Означает слова ГЛАГОЛИТЬ или ГОВОРИТЬ;
 5. Происходит от греческой буквы "дельта".Означает слова ДОБРОЕ или ДОБРОТА;
 6. Происходит от греческой буквы "эпсилон".Означает слова ЕСТЬ (ЕСТЕСТВО) или СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ.
 7. Не имеет аналога в греческом алфавите, это единственная буква, в которой сохранено начертание древнеславянской руны "Ж" ("Рок"). Означает слово ЖИЗНЬ.
 8. Происходит от греческой буквы "стигма" (дигамма); имеет фонетическое соотношение с буквой З (земля), но является переходной фонемой между звуками Д и З, или между звуками Г и З.Означает слова ВЕСЬМА или ЗНАЧИТЕЛЬНО, а также можно предположить значение слова СОГЛАСИЕ, которое подобно слову СЕЛО (СЕЛЕНИЕ). 
 9.   Происходит от греческой буквы "дзета".Означает слово ЗЕМЛЯ; 
10. Происходит от греческой буквы "эта" (в византийском произношении "ита").Означает неупотребляемый в современном русском языке союз ИЖЕ И (ИМЕННО) или слово ВОИСТИННО (ИЖЕ ИСТИННО); 
11. Происходит от греческой буквы "йота" и финикийской буквы "йод".Означает неупотребляемый в современном русском языке союз ИЖЕ.
12. Происходит от греческой буквы "каппа"; имеет соответствие с буквой КСИ.Означает вопросительное слово КАК или утвердительное словосочетание ТО КАК (ЭТО КАК). 
13. Происходит от греческой буквы "лямбда".Означает слово ЛЮДИ. 
14.   Происходит от греческой буквы "мю".Означает слово МЫСЛЬ.
15. Происходит от греческой буквы "ню".Означает слово НАШЕ.
16. Происходит от греческой буквы "омикрон".Означает указательное местоимение ТОТ (ТОТ САМЫЙ) (ОНЫЙ) или слово ОНО.
17. Происходит от греческой буквы "пи".Означает слова ПОКОЙ или УМИРОТВОРЕНИЕ;
18. Происходит от греческой буквы "ро".Означает слова ГОВОРИТЬ или РЕЧЬ. 
19. Происходит от византийской буквы "sigma lunata".Означает СЛОВО. 
20.   Происходит от греческой буквы "тау".Означает слова ТВЁРДО или НАДЁЖНО;  
21. Является диграфом букв О (онъ) и V (ижица).Означает слова НАУКА (УКЛАД) или НАВЫК; 
22. Происходит от греческой буквы "фи".Означает слово ВЕРА;  
23. Происходит от греческой буквы "хи".Означает слово ДУХ,
24. Соответствует греческой букве "омега".Означает слово ОТЕЦ. 
25. Не имеет аналога в греческом алфавите, но связана с арамейской (древнееврейской) буквой "цади".Означает слово СЫН; 
26. Происходит от греческой буквы "коппа" и связана с арамейской буквой "цади".Означает слова ЧЕРВЬ или ЧРЕВО.
27. Связана с арамейской буквой "шин".Означает указательное местоимение ТОТ КОТОРЫЙ эквивалентное местоимению ТОТ ЧТО;
28. Происходит из соединений букв ШЧ и ШТ; идентична звукосочетаниям СЧ, СТЧ, ШТ или Щ в современном языке.
29. Твёрдый знак или большой ЕР.Означает слово СКРЫТЫЙ (НЕЗРИМЫЙ).
30. Соответствует гласному звуку Ы; является диграфом букв Ъ (еръ) и I (иже).Означает слово ОДУХОТВОРЁННЫЙ (КРЫЛАТЫЙ), что связано подобием с буквами ХЕРЪ и ЕРЪ.
31. Мягкий знак или малый ЕР; собственным звуком не обладает, но изменяет звучание предыдущих букв.Означает слово СОКРОВЕННЫЙ. 
32. Соответствует среднему звуку между Е (IЭ) и Я (IA) (сравните слова: есть и яства); в современных славянских алфавитах отсутствует.Означает слова ЯТЫЙ (ЦЕЛОСТНЫЙ) или СВЯТЫЙ; Обратите внимание, что 29, 30, 31, 32 буквы славянского алфавита имеют похожие формы, то есть обозначены производными символами, и соответственно обладают значениями, которые указывают градации общего философского понятия, в котором объединены слова НЕЗРИМЫЙ, ОДУХОТВОРЁННЫЙ, СОКРОВЕННЫЙ, СВЯТЫЙ.Аналогично в формах других букв зашифрованы корреляции философских понятий и значений, то есть помимо фонетических соотношений буквы обладают формальными соотношениями. 
33. ю Происходит из сочетания греческих букв IOY.Означает слово ВЕЛИЧИЕ (ВЕЛИЧАНИЕ), поскольку объединяет буквы ИЖЕ и ОНЪ.
34. а йотированное Соответствует гласному звуку Я, который является йотированным вариантом звука А; имеет фонетическое соотношение с буквами I (иже) и А (азъ).Означает слова ИМЕТЬ ИМЯ, поскольку объединяет буквы ИЖЕ и АЗЪ.
35. е йотированное Соответствует гласному звуку Е, который является йотированным вариантом звука Э; имеет фонетическое соотношение с буквами I (иже) и Е (есть).Означает слово ЛИЦЕ (ОБЛИЧИЕ), поскольку объединяет буквы ИЖЕ и ЕСТЬ.
36. юс малый Соответствует носовому гласному звуку А; имеет фонетическое соотношение с буквой А (азъ).
37. юс большой Соответствует носовому гласному звуку У; имеет фонетическое соотношение с буквами Ю и "оукъ".
38. юс малыййотированный Соответствует носовому гласному звуку Я (IA); имеет фонетическое соотношение с буквами А (азъ),  I (иже) и А йотированным.
39. юс большоййотированный Соответствует носовому гласному звуку Ю (IУ); имеет фонетическое соотношение с буквами I (иже), Ю и "оукъ".
40. кси Происходит от греческой буквы "кси"; соответствует звукосочетанию КС в словах греческого происхождения; имеет фонетическое соотношение с буквами К (како) и С (слово).
41. пси Происходит от греческой буквы "пси", которую заменяет в словах греческого происхождения; имеет фонетическое соотношение с буквами П (покой) и С (слово). 
42. фита Происходит от греческой буквы "тета"; имеет соответствие с буквой Ф (ферт) и фонетическое соотношение с буквой Т (твердо).Означает слова ТВЁРДО и ВЕРНО.
43. ижица Происходит от греческой буквы "ипсилон"; соответствует гласному звуку И; иногда соответствует согласному звуку В.Буквосочетание ОV (буквы ОНЪ + ИЖИЦА) соответствует гласному звуку У.Означает слово ВО ВЕКИ.







Сначала аз да буки, потом и науки.
Азбука – к мудрости ступенька.
Красна птица пером , а человек умом .
Грамоте учиться – всегда пригодиться.
Век живи – век учись.
Что написано пером, не вырубишь топором.
6
2
1 3 5 4 Цели и задачи:
- познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки;
- показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
- развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
- способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
- развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).
День славянской
письменности
и культуры Подготовила:
Литовкина Е.П