Презентация по русскому языку на тему Орфоэпия (5 класс)


формирование орфоэпической компетенции школьников в процессе изучения произносительных норм русского языка Выполнила Спиридонова Н.Л., учитель русского языка и литературы, МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты. , Тайшетского р-на ., Иркутской обл. Воздействие живого слова на жизнь современного общества велико , поэтому возросли требования к правильности устной речи. На сегодняшний день формирование орфоэпической компетенции является актуальным вопросом , так как усилилась потребность в воспитании у учащихся уважения к традициям русского языка. Основы орфоэпической грамотности закладываются у человека в раннем детстве. Развитие произносительных норм у школьников происходит под влиянием социума, который его окружает. Следовательно, очень важно, чтобы учителя-педагоги были компетентны в области орфоэпии. Школьный возраст- это важный период совершенствования орфоэпической культуры. В данном возрасте наблюдается высокая языковая восприимчивость , склонность к подражанию, а это способствует улучшению в работе по освоению произносительных норм. На данном этапе и надо начинать работать по формированию и развитию орфоэпической компетентности школьников .Актуальность орфоэпической компетенции Что же такое орфоэпическая норма? Совокупность правил, норм литературного произношения – это и есть орфоэпическая норма, о которой школьник должен иметь чёткое представление. Формирование произносительных норм русского языка - это длительный исторический процесс. Одним из первых орфоэпические нормы русского языка зафиксировал М. В. Ломоносов. Огромный вклад в теорию русской орфоэпии внес Р.И.Аванесов, написав книгу "Русское литературное произношение".Развитие речевой культуры интересовало и других русских ученых: Ожегова, Виноградова, академика Щербу, Пешковского и других. В школе педагогу важно уделять особое внимание чтению , письму, аудированию , так как именно с восприятия образцового произношения учителем, происходит овладение произносительными нормами. Орфоэпические нормы фиксируются в орфоэпических словарях, на них учитель должен опираться в своей работе по формированию правильных произносительных норм.Словарь представляет собой новый лексикографический труд.Он подготовлен на основе словаря-справочника «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова. Словарь содержит около 63500 слов современного русского языка. Цель словаря состоит в том, чтобы дать сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого включенного в него слова. В словаре широко разработана система нормативных указаний, а также введены запретительные пометы.  Орфоэпия тесно связана с фонетикой и орфографией , так как без знания звуков, правильного их интонирования и написания слов тяжело овладевать орфоэпическими умениями и навыками. Ударение – одна из фундаментальных тем курса русского языка . Развитие произносительной культуры школьников невозможно без ясного представления, что же такое ударение и каковы его функции в русской речи.В русском языке ударение1.свободное ( разноместное) ,то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Например : город, свобода. Молоко.2.подвижное, то есть обладающее способностью менять свое место в зависимости от формы слова. Например :понять – понял – поняла. 3. изменчивое . Изменчивость выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Такое «старое» произношение мы можем встретить в художественных произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова и других.Например : Вертит очками так и сяк. (И.Крылов) Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки по русскому языку.. Количество орфоэпических ошибок в речи учащихся очень большое, и поэтому велика роль правильной речи учителя. При работе с детьми , чтобы уменьшить количество орфоэпических ошибок, нужно выполнять упражнения направленные на закрепление орфоэпических навыков учащихся, создавать стенды с орфоэпическими нормами, проводить орфоэпическую минутку. Таким образом на уроках русского языка мы отрабатываем как трудности ударения, так и особенности произношения гласных и согласных звуков, отдельных сочетаний звуков ( [шн], [чн] ), грамматических форм. Эффективны в работе с детьми стихи –рифмы. Запоминать слова с правильно поставленным ударением помогают загадки. Чтоб скорей в библиотекеОтыскать ты книгу смог,В ней бывает картотека,Специальный ... (каталог)Буквы-значки, как бойцы на парад,В строгом порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоит,И называется все ...Алфавит) . Орфоэпическая грамотность есть часть общей культуры человека. На сегодняшний день правильная , образцовая речь продолжает оставаться нравственным ориентиром в воспитании человека. Спасибоза внимание!