Статья ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ОВЗ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР

Проскурякова Е.П. учитель- дефектолог
ГБУ РХ « Республиканский дом – интернат для детей « Теремок»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
С ОВЗ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский)
В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – патриотическое воспитание. Программа Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотической воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.
Формирование познавательной деятельности у детей со сложной структурой дефекта, имеет ряд сложностей:
  Детям сложно понять смысл произведений различных жанров, особенно если они требуют логического разбора;
Значительная задержка становления речи, неточное произношение звуков, аграмматичность;
процессы памяти характеризуются низким уровнем прочности запоминания и воспроизведения;
Недостаток мышления и мыслительных процессов детей с ограниченными возможностями это конкретность;
Низкий или крайне низкий уровень обобщения, синтеза, анализа;
Сложность в процессе формирования чувства патриотичности из – за недопонимания воспитанниками важности и ценности возрождения традиций русского народа.
Учитывая, что возможности таких детей невелики, следует для эффективной внеклассной работы в современных условиях необходимо использовать интересный и доступный материал, обеспечивающий формирование духовного мира ребенка, наладить тесную связь с семьей. Изучая природу вместе с детьми, мы учим их, понимать условия жизни на земле. Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Родины. Важно, чтобы детство каждого воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути. И тогда став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны.
Решая задачи коррекции и развития, на уроках и внеклассных мероприятиях я использую некоторые приемлемые элементы фольклора – сказки, пословицы, скороговорки, загадки, изучение обычаев и традиций. Внедряю элементы русского фольклора, в разнообразные этапы занятий: на повторение пройденной темы, на физминутках, на этапе освоения нового материала, при закреплении пройденного материала. Например: Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.
Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки использую в сценариях театрализованных представлений и праздников.
Занятие « Бабушка - загадушка » помогло детям больше узнать о загадках, о том, как люди их придумывали. Дети слушали загадки и находили на них отгадки. В этом помогли дидактические игры - « Найди отгадку к загадке», « Где спряталась отгадка», « Отгадай загадку при помощи рисунка» и другие.
Проведение народных праздников и укрепление традиций. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Изучение фольклорных традиций происходит и через участие в праздновании народных праздников и распределено в течение всего года в соответствии с народным календарём. Так, например, отмечая Масленицу, воспитанники сначала знакомятся со значением этого праздника в русской традиции, а затем разучивают песни, хороводы и игры, сопровождающие этот праздник.
Познавательно – развлекательное мероприятие «Масленица» способствовало воспитанию у детей любви к Родине, приобщению к русской национальной культуре, к её традициям. Беседа о том, как на Руси люди весну встречали – зиму провожали, вызвало познавательный интерес, дети получили массу впечатлений, желание участвовать в этом мероприятии, послужило созданию серии эмоциональных картин о празднике. Символом уходящей зимы служило чучело – Масленица.
Учитывая, что фольклор – это коллективное словесное искусство, которое передается от одного человека к другому, от одного поколения к другому, отражается быт, жизнь, его мудрость, все пережитые трудности и радости. Русский фольклор представлен широкой палитрой жанров - прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники: ярмарки, театрализованные сказки.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай, из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении детей с ОВЗ с народной культурой с целью формирования патриотизма. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство». Творческое, эмоционально - насыщенное общение детей в играх со взрослыми, и особенно со сверстниками, имеет огромное влияние на формирования навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека – все это определяет процесс развития межличностных отношений в ходе патриотического воспитания современного младшего школьника с сложной структурой дефекта.
Воспитанники, имеющие тяжелые нарушения интеллектуального развития, с большим интересом усваивают материал, у них формируются положительные эмоции, уважение к традициям и обычаям русского народа, расширяется словарный запас, улучшается грамматический строй речи, формируется чувство любви к своей Родине.
Поэтому я считаю, что включение в работу с детьми со сложной структурой дефекта, элементов русского фольклора является продуктивным направлением в патриотическом воспитании. Фольклорные средства являются универсальными, поскольку они ненавязчиво показывают ребёнку примеры поведения настоящего гражданина, патриота. По сути дела, все фольклорные жанры являются средствами патриотического воспитания, возвращая детей к истокам народной культуры, рассказывая об истории Отечества и становлении государства.
Таким образом, суть патриотического воспитания вижу в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому, считаю, и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Систематически и целенаправленно проводимая мною работа по воспитанию патриотических чувств у детей со сложной структурой дефекта через русский фольклор способствовала формированию нравственно – патриотических качеств у воспитанников, знакомству их с историческим наследием предков, культурными традициями своего народа. Анализируя свою работу, я пришла к выводу о том, что необходимо продолжать развивать выбранное мною направление в работе с детьми, расширять комплекс педагогических условий и развивающую среду, обеспечивающих восприятие детьми нравственно – патриотических качеств, проводить мониторинг эффективности использования произведений русского фольклора во всех видах деятельности
«Список литературы»:
Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 212 с.
Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957.
Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.
Кравцов, Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 1977. - 375 с