Статья Патриотическое воспитание младшего школьника


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
«Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу». Это определение, которое дал Д.Н. Ушаков, мне импонирует больше всего. Воспитать патриота своей страны нелегкая задача в наше время. С детских лет на экранах дети видят зарубежные мультфильмы и телепередачи, и каких же героев и какую страну им любить и чем гордиться? К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Вот и задумываешься, как учитель, каким образом воспитать настоящего патриота своей Родины? « Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу».
Моя задача как учителя является формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, школе, городу, стране; - формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России; - воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России; - воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому; - воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским и к другим национальным традициям и промыслам, не забывая и не умаляя при этом малую Родину. И для того чтобы ученикам легче было освоить и понять что же такое патриотизм, я в своей работе стараюсь больше примеров показывать на поступках и жизни маленьких героев, особенно во времена Великой Отечественной войны. Ведь ребенку ближе понять то, что происходит с его ровесниками, чем с взрослыми людьми. Если ребенок будет сопереживать, значит, можно надеяться, что это где то отложится в его душе. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте.
В связи с этим хочется вспомнить слова Р. Рождественского о маленьких героях:
«Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны,
Были настоящими героями».
Вот с такими маленькими героями можно « встретиться» на уроках литературного чтения при изучении А.Твардовского «Рассказ танкиста», «Мальчик из села Поповки» С. Я. Маршак, В. Катаева «Сын полка» и др. Но это те произведения ,которые прописаны в программе и учитель их не обойдет. При этом виды работ по этим произведениям хорошо бы не ограничивать только чтением.… Например, после изучения произведения В. Катаева, мы с детьми во внеурочное время еще посмотрели и фильм, а потом провели конкурс рисунков по теме «Мой друг-Ваня Солнцев».
С маленькими героями мы знакомимся и на уроках русского языка при работе с индивидуальными сюжетными картинками. ( В наше время их больше вытесняют проекторы.) Картинки иллюстрируют главные эпизоды одноименного рассказа А.Гайдара «Команда действует», «Памятник Советскому солдату» Л.Кассиля. В картинках для 3 класса «Экскурсия у могилы Неизвестного солдата» ученики видят, как их ровесники положили цветы солдату и склонили головы в скорбном молчании. Все эти работы, безусловно, являются подспорьем в воспитании патриотизма у детей.
Хочется напомнить педагогам о том, что богатый материал можно почерпнуть о маленьких героях – участниках боевых действий в материалах о партизанах Великой Отечественной войны. Мои ученики с удовольствием подготовили выступления и презентации на классный час по теме « Маленькие герои большой войны». Мы вспомнили таких девчонок и мальчишек как Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев, Александр Чекалин, Володя Дубинин, Зина Портнова. Ученики с замиранием сердца слушали выступления друг друга и вместе сопереживали маленьким героям. Им так хотелось хоть немножечко быть похожими на них! Они уверены, что точно так же поступили бы в этот момент! Вот где еще одно зернышко, посеянное в детском сердечке!
Не менее действенное значение оказывает на младших школьников и участие в краеведческой экспедиции «Наш край», знакомство с материалами в городском музее. После похода в музей дети узнали много интересного и познавательного о ровесниках прошлого столетия, какими они были, во что одевались, в какие игры играли, как помогали взрослым.
Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ и участниками тыла. На классном часе «Дети войны» в преддверии праздника Победы дети встретились с участником тыла Даутовой Лялей Гариповной. Когда началась война, ей было 9 лет. Возраст, как и у моих учеников! Она рассказала, чем занималась, как училась в школе, прочитала последнее письмо от старшего брата, который потом пропал без вести в 1943г. Сколько было вопросов! Сколько эмоций! Разве можно забыть такие встречи! Вот она реальная маленькая героиня!
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школьном возрасте только продолжается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Список литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
2. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
3.Давидзон Я.Б. Орлята партизанских лесов:очерки;К.:Вэсэлка,1990.-197с.:ил.
4. «Идет война народная…».Стихи о Великой Отечественной войне М.:Детская литература, 2010.-332 с.
5.Леонтьева А.А. Патриотическое воспитание и образование. Начальная школа(плюс и минус) 2002-№4.
6.Толковый словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. Д.Н. Ушакова. –М.:Гос. Ин-т «Сов. Энцикл.»;ОГИЗ; Гос. Изд. Иностр. И нац.слов.,1935 -1940 .