Методическая разработка День словаря


Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
ГБПОУ КК «АМТ»
Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине «Русский зык и литература»
на тему: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке»
(к празднованию Дня словаря 24 ноября)
для групп I курса всех специальностей
2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………3-4
Конспект урока…………………………………………………………………………...5-12
Игра «Умники и умницы» (закрепление)……………………………………………...12-20
Заключение………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………………..22-23
Введение
26 ноября – международный день словаря. Что же такое словарь? Сам словарь дает такое толкование этого слова. Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой.
Существует несколько типов словарей. Их подразделяют на два основных типа: языковые и энциклопедические. Изданы ряд школьных языковых словарей и энциклопедических справочников. Среди языковых словарей нужно выделить орфографические, толковые, словообразовательные, этимологические, антонимические, иностранных слов, крылатых слов и выражений. Среди энциклопедий интересными являются энциклопедические словари юного спортсмена, астронома, техника, географа, натуралиста, химика, художника.
С какими трудностями мы встречаемся чаще всего? Конечно же, правописание. Правописание или орфография – один из самых трудных разделов языка. Умение правильно писать слова является свидетельством грамотности и общей культуры человека. В первую очередь, учите правила, а в во всех сомнительных и трудных случаях обращайтесь к «Орфографическому словарю». Впервые орфографический словарь вышел в свет в 1934 году. Его автор Д. Н. Ушаков. Орфографические словари дисциплинируют в единообразном и правильном написании слов.
За орфографической помощью можно обратиться также к «Грамматико-орфографическому словарю русского языка». Этот словарь объединил несколько словарей: орфографический, морфемный, толковый. Из этого словаря можно получить разнообразные сведения: можно избежать орфографических ошибок, не ошибиться в постановке ударения.
Очень трудный и важный раздел языка – словообразование. Хорошее знание правил словообразования, умение находить в слове его составные части помогут нам избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, повлиять на нашу грамотность. Перед вами «Школьный словообразовательный словарь русского языка» Тихонова А. П. , изданный в 1978 году. В нем даны словообразовательные гнезда, с помощью них можно безошибочно разобрать слово по составу, выполнить словообразовательный разбор.
И что значит слово спутник?
Первое значение слова – специальный аппарат, который создан для освоения космических пространств.
Второе значение – человек, который вместе с ем-то находится в пути.
Чтобы узнать значение слова, нужно обращаться к толковому словарю. Толковые словари интересны не только как справочники.  Это книги, дающие массу знаний. Один известный советский литературовед, Е. Осетров, писал: «В длительное путешествие стараюсь захватить том толкового словаря. Листаешь страницу за страницей, погружаясь в мир слов. Много книг на свете, многие из них достойны внимание. Но словари… О словари! Вас нельзя не любить».
Издан «Школьный толковый словарь русского языка». Но самыми известными являются словари С. И. Ожегова и В. И. Даля. Знаток русского слова Владимир Иванович Даль был чутким ценителем и страстным собирателем русской речи. 53 года Даль собирал слова, выражения, пословицы, поговорки, сказки, загадки. Итогом его работы стал четырехтомный словарь «Толковый словарь живого великорусского языка». В словаре Даля 200 000 слов письменной и разговорной речи. Это самый объемный языковой словарь, представляющий до сих пор огромный интерес.
В словаре Дмитрия Николаевича Ушакова, который издан под названием «Толковый словарь русского языка» около 85000 слов. На базе этого словаря был издан однотомный словарь Сергея Ивановича Ожегова. В нем 57000 слов. Любой из этих толковых словарей может нам не просто растолковать значение слова, но определиться с орфоэпическими, орфографическими, грамматическими нормами.
Что такое антонимы и синонимы? Если нам нужно найти слово с противоположным лексическим значением, мы можем обратиться к «Школьному словарю антонимов русского языка». В нем свыше 500 словарных статей, расположенных в алфавитном порядке. А если нам нужно подобрать синонимы, нам может помочь «Словарь синонимов русского языка».
Приходилось слышать, как говорят: собаку съел, быть в ударе, мурашки бегают, зуб на зуб не попадает. Это фразеологизмы. Растолкует нам значение фразеологизмов «Школьный фразеологический словарь русского языка». Сомневаетесь и не можете определиться русское это или заимствованное слово – обращайтесь к «Этимологическому словарю».Хотите узнать значение иноязычного слова – поможет «Словарь иностранных слов». Безграничны возможности словаря.
Словари – наши помощники. Чем раньше мы с ними заведем дружбу, научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания.

Конспект
открытого урока по дисциплине « Русский язык и литература»
Тема: «Словарь – это вся Вселенная»
Цели урока:
Формировать у обучающихся умения и навыки самостоятельной работы с научной и научно-популярной литературой, получение знаний по теме: история русской лексикографии и известные отечественные ученые-лексикографы, виды лингвистических словарей и их структура.Отработать навыки грамотного пользования разными видами лингвистических словарей.
Воспитывать любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства.
Повышать общую эрудицию и культуру обучающихся, развивать интерес к научной деятельности.
Повторить и закрепить знания обучающихся по разделу « Лексика».
Оформление:
Выставка лингвистических словарей «Словарь – это книга книг».
Выставка научной и научно-популярной литературы «Что нужно знать о словарях».
Портреты ученых-лексикографов.
Плакаты:
Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Она включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их у нее.
А.Франс
Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму...
М.Горький
Необходимо широкое знакомство со всем запасом слов богатейшего нашего словаря и необходимо умение выбирать из него наиболее точные, ясные, сильные слова.
М.Горький
Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений.
Декарт

Ход урока
I.Вступительное слово преподавателя:
Раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей, называется лексикографией. Из слов и фразеологизмов учеными-языковедами составляются особые книги, которые называются словарями.
Слов и фразеологизмов в русском языке неисчислимое множество: это общеупотребительные слова, диалектные слова, профессиональные слова, собственные имена и наименования, устаревшие слова, неологизмы. Из слов и фразеологизмов учеными-языковедами составляются особые книги, которые называются словарями. В одних словарях объясняются предметы, явления окружающего мира.
В одних словарях объясняются предметы, явления окружающего мира (это словари энциклопедические), в других — разъясняются (толкуются) лексические значения слов, указываются нормы их правописания, произношения (это словари лингвистические).
Названия всего, что есть во Вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь-это вся Вселенная в алфавитном порядке».
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались не даром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Я. Маршак
II. Знакомство со словарями.
Рассказ о словарях.
(В роли словарей выступают обучающиеся. «Словари» рассказывают о начале своего рабочего дня, а зрители (группа) - определяют, какой словарь перед ними.)Фразеологический словарь:
«Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки»
Словарь иностранных слов:
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром»
Толковый словарь:
«В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: Слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон - зимнее спортивное двоеборье - лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур»
Словарь синонимов:
«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова.… Ну, всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами»Конкурс рисунков.
(Обучающиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей)
Решите, какому из словарей, какой рисунок предназначен.
«Словари» сами выберут себе по одной обложке и, тем самым, определят победителя конкурса.
Работа «Словарей» со зрителями (группой)
Я словарь иностранных слов. Я имею 20.000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется блестящий денди. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли и т.д.)Задание 1. А теперь в предложениях заменить словосочетания, одним словом.
Торжественный смотр физкультурников на красной площади. (Парад.)
Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутат. (Мандат.)
В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир.)
Задание 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам.)
Я фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: бит баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.
Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят от Аж
кротком, безобидном человеке ? (Мухи не обидит.)
чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)
человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла.)
Задание 2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:
Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчелся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готов). И т.д.
Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).
Голова человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потеря голову, не сносить головы, с большой головы на здоровую.
Ноги уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь другая там, ног под собой не чуять.
Глаза мозолит глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи.
Нос задирать нос, вешать нос, водит за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру.
Пользуйтесь фразеологическим словарем, он делает вашу речь яркой и самобытной!
Я словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они вед и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, под мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.
Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
Анна Ивановна работает в адресном столе.
В санатории нам определили пятый стол.
А теперь определите, какие значения имеет слово голова.
Колхоз продал государству сто голов скота.
Вдали показалась голова пехотной колонны.
Он в неравном бою сложил свою голову.
Я словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избегает повторений одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же, ребята, часто беден, особенно режет слух повторение слова «сказал». А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Л.Леонов в романе Русский лес. Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить и т.д.
Теперь прошу выполнить мои задания.
Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов.
А сколько назовете вы?
Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
Задание 3. Индивидуальное задание: редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи. (Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.)
III. Словари русского языка (презентации обучающихся)
Раздел науки о языке, изучающий правила составления словарей, называется лексикографией.
Слов и фразеологизмов в русском языке неисчислимое множество: это общеупотребительные слова, диалектные слова, профессиональные слова, собственные имена и наименования, устаревшие слова, неологизмы.
Из слов и фразеологизмов учеными-языковедами составляются особые книги, которые называются словарями.
В одних словарях объясняются предметы, явления окружающего мира (это словари энциклопедические), в других — разъясняются (толкуются) лексические значения слов, указываются нормы их правописания, произношения (это словари лингвистические).
Энциклопедические словари Лингвистические словари
Общие Отраслевые Общие Отдельных лексических групп
Большая советская энциклопедия (БСЭ);
Малая советская энциклопедия (МСЭ); Советский энциклопедический словарь; Детская энциклопедия Литературная энциклопедия; Театральная энциклопедия; Словарь юного филолога Словарь современного русского литературного языка; Словарь русских народных говоров и др. Словарь синонимов; Словарь омонимов; Словарь антонимов; Крылатые слова; Фразеологический словарь; Этимологический словарь русского языка
Лингвистический словарь — особая книга, сборник словарных статей, в которых описываются основные свойства слова. Словарные статьи в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Созданный на основе словаря Д.Н. Ушакова, этот словарь сохранил указания на стилистическую характеристику слова (книж., высок., офиц., разг., прост., обл.), на историческую перспективу (стар.), на произношение, а также на грамматическую характеристику.
К толковым словарям относятся 4-томный «Словарь русского языка» академии наук СССР («Малый академический» 1957—1965), «Словарь современного русского литературного языка» («Большой академический», 17 томов, 1950—1965), который является наиболее полным из всех нормативных русских словарей.
В 1977 г. специально для школ был издан «Грамматико-орфографический словарь русского языка» А. В. Текучева и Б. Т. Панова. В нем представлены разные аспекты характеристики слова: орфографическая, орфоэпическая, словообразовательная, а также толкование тех слов, которые редко употребляются в речи.
Среди специальных словарей при изучении лексики необходим словарь синонимов русского языка. «Краткий словарь синонимов русского языка», составленный В.Н. Клюевой, вышел сначала в 1956 г. (1500 слов), а затем в 1961 г. (3000 слов).
Слова-синонимы в словаре сгруппированы в синонимические ряды. Первое слово (доминанта) в синонимическом ряду определяет его общее значение.
Словарная статья построена следующим образом:
общее значение слов, объединенных в синонимический ряд;
необходимые разъяснения отдельных (или групп) синонимов;
иллюстрации.
Например:
Думать, мыслить, размышлять
Эти слова объединены значением — совершать мыслительный процесс. Думать — слово наиболее широкого значения — означает совершать любой мыслительный процесс. Думать — еще не значит делать какие-нибудь умозаключения. Напротив, мыслить (слово книжного стиля) — это сопоставлять мысли и делать из них выводы.
Размышлять — думать о чем-нибудь определенном, стараясь прийти к каким-нибудь выводам.
Примеры:
Я думал уж о форме плана И как героя назову (П.)
Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать;
всякая другая жизнь — смерть (Бел.).
— Я много жила одна; поневоле размышлять станешь (Т.).
Интерес также представляет «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой под редакцией Л.А. Чешко (М., 1968), в котором фиксируется около 9000 синонимических рядов. Словарная статья состоит из доминанты и синонимичных ей слов.
Например:
Иностранец: иноземец, чужестранец, чужеземец, иноплеменник, немец (уст.).
Самое полное описание синонимов можно найти в двухтомном «Словаре синонимов русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой (Л., 1970— 1971), содержащем около 4000 словарных статей.
Омонимы, как правило, даются в толковых словарях русского языка, но существуют и специальные словари омонимов. Так в 1974 году впервые был издан «Словарь омонимов русского языка» О.С. Ахмановой, который включает свыше 2000 омонимов.
Словарная статья содержит сведения об образовании омонимов: исконно разные слова или распад многозначного слова; включает грамматические и стилистические особенности: отнесенность к части речи, указание на сферу употребления (устар., прост., обл., спец.).
Антонимы частично представлены в толковых словарях. Но существуют и словари антонимов. В 1971 г. почти одновременно вышли «Словарь антонимов русского языка», составленный Л.А. Введенской и «Словарь антонимов русского языка» Н.П. Колесникова, также есть «Школьный словарь антонимов», составленный М. Львовым.
В словарную статью антонимов входят оба слова-антонима. В ней дается общее
лексическое значение антонимов и лексические значения каждого слова.
Например:
Мороз — зной. Холод, холодная погода, низкая температура воздуха. — Сильный жар в воздухе, очень жаркая и сухая погода.
Происхождение слов описывается в специальных словарях, называемых этимологическими, а также в словарях иностранных слов (В. В. Одинцов, Г.П. Смолицкая и др. «Школьный словарь иностранных слов», Н.И. Шанский «Краткий этимологический словарь русского языка»).
Богатство русской фразеологии представлено в словарях и справочниках. Хотя еще не создан такой словарь, в котором было бы собрано все богатство русской фразеологии, о многих фразеологизмах можно узнать из существующих словарей.
Около 4000 фразеологизмов содержит «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова (4-е изд. М.,1987). В нем объясняются значения фразеологизмов, показано их употребление в речи, иногда приводятся синонимы и антонимы, даются этимологические справки о некоторых фразеологизмах.
Специально для учащихся издан «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова (М., 1989).
Вопросы на закрепление:
Какие бывают словари по своей направленности и назначению?
Какие сведения можно получить из энциклопедических словарей?
Как описываются слова в лингвистических словарях?
К какому виду словарей относятся толковые словари?
Назовите и охарактеризуйте известные вам толковые словари.
Как строится словарная статья в толковых словарях?
Какие стилистические пометы вы знаете, и как они записываются в толковых словарях?
Какие вы знаете словари синонимов, антонимов и омонимов?
К какому словарю или справочнику нужно обратиться, если вас интересуют фразеологизмы?
Насколько важно уметь пользоваться справочной лингвистической литературой, в том числе словарями?
Домашнее задание:
В толковом «Словаре русского языка» С.И. Ожегова найдите слова разговорного стиля, профессиональные, диалекты. Зачитайте словарную статью, приведите свои примеры на все значения выбранных слов. Какие пометы в словаре указывают на стилистическую характеристику слова?
В «Толковом словаре живого великорусского языка» найдите примеры профессиональной лексики, приведите примеры современного названия профессии или специалиста.
Прочитайте словарные статьи из словаря синонимов.
Расскажите, как они построены, на что обращается внимание при характеристике каждого синонима.
Из «Словаря иностранных слов» выпишите слова из области науки, музыки, спорта, медицины. Из каких языков они заимствованы? Подберите к ним русские слова-синонимы и выберите из «Краткого этимологического словаря русского языка» на букву «К» по 10 слов: общеславянских, восточнославянских и собственно русских. Составьте предложения с двумя из каждой группы.
Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка» Л. А. Войновой, В. П. Жукова, объясните значение следующих фразеологизмов: бельмо в глазу, душа болит, больное место, с больной головы на здоровую, вкрутить мозги, до мозга костей, костей не соберешь, кровь играет, кровь стынет, кровь из носу, сердце кровью обливается, глаза на лоб лезут, лишний рот, заживо лечь в гроб, ломать голову, ломать спину, класть на обе лопатки, лопнуть от жиру, луженая глотка, помешаться умом, капать на мозги, мозолить язык, только через мой труп, вправлять мозги, раскидывать мозгами, всасывать с молоком, мороз по коже, мурашки по спине, в глазах мутится, мыть косточки, набивать глаз, воды в рот набрал, надевать маску, надуть в уши, найти доступ к сердцу, много не надышит, намазывать пятки, наступить на горло, ненасытная утроба, трепать нервы, живого места нет, ноги не будет, лечь под нож.
IV. Игра «Умники и умницы»
Ведущий.
– Я приветствую участников игры «Умницы и умники» – умников и теоретиков, уважаемых судей и дорогих гостей. Наша игра посвящена верным друзьям и незаменимым помощникам человека – словарям. Трудно переоценить ту роль, которую они играют в нашей жизни. Словари не только помогают правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают нашу культуру речи, приобщают к культуре народа. Чем раньше вы заведете крепкую дружбу со словарями, научитесь ими грамотно пользоваться, тем шире раздвинутся для вас горизонты мира, основательнее будут ваши знания.
Представление членов ареопага.
Правила игры
Игра состоит из четырех агонов: трех отборочных и четвертого финального. В первых двух агонах участвуют шесть человек – победители предварительно проведенного конкурса «Грамотность всегда важна, грамотность везде нужна». В третьем агоне играют умники, получившие на протяжении игры наибольшее количество орденов. В четвертом, финальном агоне принимают участие победители первых трех туров.
Для победы в агоне достаточно ответить правильно на два вопроса. На красной дорожке ошибаться нельзя, но она самый короткий путь к победе: если все участники агона ответили на два вопроса, предпочтение отдается игроку на красной дорожке. На желтой дорожке можно ошибаться один раз, на зеленой дважды.Первый агон.
Из истории отечественной лексикографии
Для розыгрыша дорожек проводится конкурс красноречия: за 40 секунд участники должны произнести гимн словарям (задание дается за день до игры).
Вопросы:
Благодаря каким двум событиям на Руси стало возможным появление письменности, а вместе с ней развитие образования, культуры, науки, в том числе и такой области языкознания, как лексикография?
(Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки в 863 году и принятие Русью христианства в 988 году.)
Словарь – какое привычное для нас слово! А как назывались словари на Руси в средние века?
(«Азбуковник». «Алфавит», «Лексикон».)Корни отечественной лексикографии уходят в глубину веков. Ученые предполагают, что уже к концу X века на Руси существовали переводные словарики, а в XIII веке появились своеобразные толковые словари при рукописях, в них объяснялось значение непонятных для читателей слов. Какой словарь является самым древним из дошедших до наших дней? К какому виду лингвистических словарей он относится?
(Самый древний словарь помещен в Новгородской Кормчей книге за 1282 год, он называется «Ръчь жидовъского азыка преложена на роускоую, неразумно на розоумъ...», т.е. перевод с еврейского языка на русский, непонятного на понятное. В переводном словарике 174 слова.)На какие виды делятся лингвистические словари? В каких случаях к словарям какого вида мы прибегаем?
(Одноязычные и переводные – дву- и многоязычные. Одноязычными лингвистическими словарями мы пользуемся для глубокого освоения родного языка, а переводными при изучении иностранных языков.)В 1783 году была основана Российская академия наук, которая одним из важнейших своих дел считала создание словаря русского литературного языка. Как назывался первый академический словарь русского языка, в какие годы он появился, кто из известных вам людей принял участие в его подготовке?
(«Словарь Академии Российской», 1789–1794 гг. 43257 слов. Над ним, помимо ученых и представителей духовенства, работали Е.Р. Дашкова, А.И. Мусин-Пушкин, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, И.Ф. Богданович.)Какой тип словаря в лексикографии называется тезаурусом? Приведите хотя бы один пример словаря-тезауруса.
(Тезаурус– тип словаря, отражающий словарный состав языка в полном объеме. Толковый словарь... В.И. Даля, «Словарь русского языка» А.А. Шахматова.)Какой тип словаря в лексикографии называется глоссарием? Встречались ли вы с таким словарем?
(Глоссарий– словарь малоупотребительных слов с их толкованиями. Примеры – словари произведений художественной литературы в конце XVIII– XIX веков.)Этот писатель навечно вошел в историю русской литературы благодаря одной своей очень поучительной комедии, но он также оставил след и в отечественной лексикографии, став автором первого в русском языке словаря синонимов, который назывался «Опыт российского сословника» и насчитывал всего 32 синонимических гнезда из 105 слов. Кто сей писатель и ученый?
(Д.И. Фонвизин.)
Второй агон.
Известные русские ученые-лексикографы и их словари.
Конкурс красноречия для розыгрыша дорожек: похвальное слово любимому лингвистическому словарю.
Вопросы:
Этот великий русский ученый стоит у истоков отечественного языкознания. Его изыскания в области лексикологии, научные труды по теории стилей литературного языка легли в основу первого академического толкового словаря. Вы можете назвать имя этого ученого?
(Михаил Васильевич Ломоносов)
Огромна заслуга этого языковеда в теории и практике отечественной лексикографии. В 1940 году была напечатана его статья «Опыт общей теории лексикографии», которая вошла в золотой фонд русской лингвистики, потому что в ней впервые дана характеристика разных типов словарей, четко разграничены энциклопедические и лингвистические словари, убедительно доказано, что толковый словарь должен содержать лишь те сведения о значениях слова, которые известны обычному носителю языка. Назовите имя этого выдающегося русского лингвиста.
(Лев Владимирович Щерба)
Академик Измаил Иванович Срезневский работал в области истории и диалектологии русского языка, был большим знатоком древнерусской литературы. Он автор необыкновенного словаря, благодаря которому русский язык предстает перед нами в его историческом развитии. Знаком ли вам этот словарь?
(«Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам», 1893–1903 гг.)
Этот ученый отрицательно относился к заимствованным словам и считал, что литературный язык должен основываться на народном языке. По его мнению, в языке нет плохих и хороших слов, все они имеют право на существование, если употребляются в народе. По созданному им словарю можно изучать диалекты русского языка, знакомиться с профессиональной и жаргонной лексикой, словами различных ремесел, сельского хозяйства и так далее. Назовите этого ученого и его словарь.
(В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»)5. Знаменитый языковед стал самым молодым академиком в истории русской филологии. Он получил это ученое звание в 35 лет. Широк спектр его научных интересов: история русского языка, диалектология, славистика (т.е. сравнительное изучение славянских языков) и т.д. Во 2-й половине XIX века Российская Академия наук готовила к изданию новый толковый словарь русского языка. В 1895 году редактором словаря стал этот молодой ученый. Он решил создать не словарь литературного языка, а словарь русского языка вообще, тезаурус, поэтому в него входили и областная лексика, и устаревшие слова. Ранняя смерть помешала языковеду довести дело до конца, словарь остался незавершенным. О каком знаменитом лингвисте шла речь?
(Алексей Александрович Шахматов)

Дмитрий Николаевич Ушаков
6. Известный русский лингвист поражал современников благородством своей души, разнообразием интересов: он был великолепным педагогом, хорошим художником и настоящим ученым, много сделавшим для развития отечественного языкознания. Его ученики утверждали, что к нему «можно применить то, что говорят о немецком поэте Гете его биографы – самое лучшее из всего того, что он сделал, это его собственная жизнь». Благодаря этому ученому, еще в 30-х годах XX века учащиеся школ получили «Орфографический словарь», но известнее в нашей стране другой его словарь, ныне несколько устаревший, но наиболее полно отражающий изменения в русском языке после Октябрьской революции 1917 года, в 20–30-х годах XX века. О каком ученом и каком словаре идет речь?
(Дмитрий Николаевич Ушаков. «Толковый словарь русского языка» в 4-х томах; 1934–1940  гг.; 85289 слов)Этот знаменитый русский ученый внес огромный вклад не только в развитие языкознания, но и в теорию литературы. Его выдающиеся заслуги оценены по достоинству: он был профессором Московского и Ленинградского университетов, в 50–60-е годы XX века возглавлял Институт языкознания АН СССР и Институт русского языка АН СССР. Многие зарубежные академии избирали его своим почетным членом: болгарская, польская, датская, французская и другие. Этот ученый являлся членом редакционной коллегии многих академических словарей, но главная его заслуга в том, что он руководил работой по составлению «Словаря языка А.С. Пушкина» – первого в русской лексикографии словаря языка отдельного писателя. Кто этот замечательный ученый-лингвист и литературовед?
(Виктор Владимирович Виноградов)
8. Кропотливая работа по составлению словаря требует от лексикографа физической выносливости, собранности, аккуратности. Воспитать в себе эти качества помогает спорт. Ученый, о котором сейчас идет речь, свободное время отдавал гимнастике, конному спорту, футболу. А трудолюбие этого человека было образцом для всех окружающих.Величайшая заслуга ученого – в создании однотомного толкового словаря, продолжающего традиции его учителя Д.Н. Ушакова. Сейчас этот «Словарь русского языка» самый популярный среди толковых, переиздается чуть ли не каждый год и в народе носит имя своего автора. Назовите это имя.
(Сергей Иванович Ожегов)

Сергей Иванович Ожегов
9. Толковый словарь С.И. Ожегова, безусловно, замечательный справочник по русской лексике: достаточно объемный по словнику, удобный для пользования. Именно поэтому после смерти автора было решено продолжить систематическое переиздание словаря с дополнениями и исправлениями: ведь язык, как и жизнь, не стоит на месте, он развивается, изменяется. Работу над словарем возглавила коллега С.И. Ожегова, сотрудничавшая с ним долгие годы. Известно ли вам ее имя?
(Член-корреспондент Российской академии наук Наталья Юльевна Шведова)
Третий агон.
Знаете ли вы лингвистические словари?
Для розыгрыша дорожек – практическое задание трем игрокам: используя нужные виды лингвистических словарей, ответить на вопросы (на скорость).
Задание для первого игрока
Сколько лексических значений имеет слово родина?
Каково происхождение слова родина?
Задание для второго игрока
Каково лексическое значение слова анчутка в кубанском говоре?
Как слово анчутка толкует В.И.Даль?
Задание для третьего игрока
Каково лексическое значение фразеологизма кошки скребут на душе?
Есть ли у этого устойчивого сочетания фразеологические синонимы?
Вопросы
Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь?
(Толковый словарь.)
2. Скажите, кто первый ввел этот привычный нам термин в русскую лексикографию?
(В.И. Даль, назвавший свой словарь «Толковым словарем живого великорусского языка».)
3. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь.
(Этимологический словарь)
4. Благодаря этимологическому словарю мы узнаем удивительную историю о том, как потеряло свой корень одно всем известное слово. Кстати, это единственное слово в русском языке, в котором не вычленяется самая главная морфема – корень. Знакомо ли вам это слово?
(Вынуть)
В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения и стилистической окраской. О каком словаре идет речь?
(Словарь синонимов)
6. В любом языке есть группы слов с приблизительно одинаковыми значениями. Ученые называют такие группы синонимическими рядами, как раз они и собраны в словаре синонимов. Как называется слово из всего синонимического ряда, которое является заглавным в словарной статье? Какими лексическими свойствами оно должно обладать?
(Доминанта – «господствующий» (лат.). Это стилистически нейтральное общеупотребительное слово, которое наиболее часто встречается в речи.)7. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого трудного слова или его формы. Какой это словарь?
(Орфографический словарь)
8. Каждое слово в орфографическом словаре снабжено грамматическими пометами. Объясните, что означают грамматические пометы, относящиеся к слову домишко: домишко – а, мн.-шки, -шек, м.
(В родительном падеже единственного числа у слова окончание -а, форма именительного падежа множественного числа – домишки, родительного падежа множественного числа —домишек, это слово мужского рода.)
9. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов, выявляет морфологические и синтаксические свойства данных единиц языка. Какой словарь имеется в виду?
(Фразеологический словарь)
10. Фразеологический словарь объясняет лексическое значение фразеологизмов, дает им грамматическую, а иногда и синтаксическую характеристику, каждая словарная статья иллюстрируется примерами из русской художественной литературы. А какие еще чрезвычайно интересные сведения о фразеологизмах можно почерпнуть из этого словаря?
(Словарные статьи могут завершаться историко-этимологической справкой, в которой сообщается об истории происхождения фразеологизма или объясняются входящие в его состав устаревшие слова, архаические грамматические формы)
В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется?
(Словарь антонимов)
12. Пара антонимов – это равноправные слова, главного слова среди них нет. Какой же из антонимов в словаре ставится на первое место? Каким правилом пользуются составители словаря антонимов? Исходя из этого принципа, какое слово из антонимической пары вы поставите первым:
глупый или умный?
мириться или ссориться?
(Составители словаря антонимов на первое место ставят слова, обозначающие положительные свойства, признаки или действия, говорящие о наличии, а не об отсутствии чего-либо. Исходя из этого принципа, слова в антонимических парах следует поставить так: умный – глупый; мириться – ссориться.)13. Этот словарь поможет разобраться в том, как образуются слова в современном русском языке, с помощью каких словообразовательных средств это осуществляется. Что это за словарь?
(Словообразовательный словарь)
14. Однокоренные слова в данном словаре собраны в словообразовательные гнезда. Возглавляют гнезда исходные слова, в подавляющем большинстве непроизводные. Именно с исходных слов начинается ступенчатый процесс словообразования. Назовите общий для всех частей речи способ образования нового слова на первой ступени словообразования.
(Суффиксальный способ)
Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой?
(Словарь иностранных слов)
16. Русский язык на всем протяжении своего существования и развития заимствовал слова из языков других народов. Главное для участников этого процесса – соблюдать меру, не перенасыщать свою речь в угоду моде иностранными словечками, помнить о необыкновенном богатстве родного языка. В словаре иностранных слов толкуется иноязычное слово, указывается источник заимствования и часто промежуточный язык, из которого слово непосредственно пришло в русский. Но объемные, академические словари иностранных слов дополнены разделом, где мы можем увидеть слова в латинском написании. Что это за слова и выражения?
(Это слова и выражения, встречающиеся в русской литературе в латинском написании. Большей частью они относятся к так называемым крылатым словам и выражениям. Существует и специальный словарь, в котором собраны самые распространенные из них.)17. Если вы хотите произносить слова с правильным ударением, верно образовывать грамматические формы слов и вообще обладать безукоризненным произношением, не расставайтесь с этим словарем. Каким?
(Орфоэпический словарь. Его варианты: «Русское литературное произношение и ударение», «Словарь ударений».)18. Орфоэпический словарь помогает нам правильно произносить отдельные звуки и сочетания звуков в словах, особенно если они заимствованные, ставить ударение в нужном месте. Этот словарь очень строг, потому что имеет целую систему запретительных помет. Назовите эти пометы.
(«Не рекомендуется», «неправильно», «грубо неправильно».)
Четвертый агон.
В.И. Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка».
Для розыгрыша дорожек конкурс красноречия: ответ на вопрос: «В чем подвиг В.И. Даля – ученого и человека?»
Вопросы:
Сколько лет работал В.И. Даль над своим «Толковым словарем...»?
(53 года)
С какого года В.И. Даль стал собирать и записывать слова живого народного русского языка? Каким было первое записанное им слово?

В.И. Даль
(В 1819 году в Новгородской губернии мичман Даль записал заинтересовавшее его слово замолаживать (иначе пасмурнеть, клониться к ненастью). С этого слова и началось собирание им народных слов.)Сколько слов включает в себя «Толковый словарь живого великорусского языка»? Сколько слов из общего количества собрано и растолковано самим В.И. Далем?
(200 тысяч слов; 80 тысяч собрано самим Далем, 120 тысяч взято из других словарей.)
Каким способом расположил Даль слова в «Толковом словаре....»?(Алфавитно-гнездовым)
В состав «Толкового словаря...» в качестве иллюстративного материала входят пословицы и поговорки, собранные и записанные В.И. Далем. В 1862 году они вышли отдельным изданием. Сколько же пословиц, поговорок, прибауток, загадок русского народа собрал Даль?
(30 тысяч)
Всем известно о дружбе В.И. Даля с А.С. Пушкиным. Каким словом, позаимствованным у Даля, великий поэт называл свой сюртук?
(Выползина– сброшенная змеей кожа.)
Значение какого слова Даль не только растолковал, но и проиллюстрировал рисунками?
(Шляпа)
Что написал В.И. Даль внизу на последней странице своего четырехтомного словаря?
(Конец)
Сколько изданий «Толкового словаря...» вышло при жизни В.И. Даля?
(Одно издание)
Подведение итогов игры. Награждение победителя. Принятие в число умников тех, кто впервые получил орден.
Ведущий.
– Наша игра подходит к концу. Надеюсь, что в те несколько недель, которые были посвящены подготовке к нашей сегодняшней встрече, вы поняли, какое богатство содержится в словарях, и почувствовали благодарность к их авторам и уважение к словарям. Надеюсь, что отныне многие из них будут вашими настольными книгами.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
Уважаем государь
По прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом
Достоверно говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю. 
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь!

Заключение.
Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием обучающихся. Они должны составлять единый учебный комплект.
Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать обучающемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека.
Чтобы обучающийся мог учиться с полной отдачей, словарь должен стать его подлинной настольной книгой. Молодой специалист не может считаться полноценным профессионалом, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг преподавателя русского языка, во взаимодействии с библиотекой - научить ребят самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.

Использованная литература:
Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке: метод. пособие / В.Б. Антипова.- М.: Глобус, 2009. - 336с.
Булатов, М.А. Собирал человек слова…Повесть о В.И. Дале / М.А. Булатов, В.И. Порудоминский. - М.: Дет. лит.,1966. - 224 с.: ил.
Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2013. - 735 с. - (Российская императорская библиотека).
Розенталь, Д.Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? / Д.Э. Розенталь. - М.: Оникс; Мир и образование; Астрель, 2011. - 1007 с.
Толковый словарь русского языка для школьников А-Я / Сост. С.Н. Карантиров. - М.: Дом славянской книги, 2009. - 506 с.
http://teoremik.ru/humanities/russia/366http://cribs.me/russkii-yazyk-i-kultura-rechi/slovari-russkogo-yazykahttp://ebooks.grsu.by/pustoshilo_lang/3-printsipy-klassifikatsii-i-tipy-slovarej.htmhttp://geum.ru/doc/work/139583/15-ref.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/510740/http://it-claim.ru/Education/Course/Lingvistika/Lecture/Lecture8.pdfРекомендательный список литературы для подготовки к мероприятию:
Словари.
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1969.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М.: Русский язык, 1999.
Жуков В.П. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1987.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М.: Русский язык, 1985.
Макаров В.И., Матвеева Н.П. Словарь лексических трудностей художественной литературы. Киев: Рад. школа, 1989.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
Орфографический словарь русского языка. М.: Русский язык, 1999.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М.: Русский язык, 1987.
Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. М.: Цитадель, 2000.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 1978.
Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М.: Граница, 1998.
Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев: Рад. школа, 1989.
Учебная, научная и научно-популярная литература
Баранкова Г.С., Еськова И.Б. Из истории отечественной филологии. Рус. словесность, 1998, № 1.
Бельчиков Ю.А. «Словарь русского языка» и научная деятельность С.И. Ожегова. Русская словесность, 1996, № 6.
Гетман И.М. Твой друг словарь. Книга для учащихся. Киев: Рад. школа, 1990.
Гетьманенко Н.И. Екатерина Дашкова и создание первого академического словаря русского языка. Рус. язык, 2000, № 31.
Ефимов А.И. М.В. Ломоносов и русский язык. М.: Изд-во Московского. ун-та, 1961.
Крысин Л.П. О Д.Н. Ушакове и «ушаковском» словаре. Русский язык, 1997, № 25.
Люстров З.Н. и др. Беседы о русском слове. М.: Знание, 1976.
Порудоминский В.П. Про В.И. Даля и его словарь. М.: Дет. лит., 1979.
Русский язык: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1979.
Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. Книга для уч-ся. М.: Просвещение, 1984.
Сморгунова Е.М. Первоучители славян – солунские братья Кирилл и Мефодий. Русский язык, 1996, № 20.
Современный русский язык: Часть 1. Лексика и фразеология: Учебник для вузов / Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Высшая школа, 1979.
Тихонова Е.Н. Кружок любителей русской лексикографии. РЯШ, 2001, № 2.
Ширяев Е.Н., Шахматов А.А. Русский язык, 2000, № 18.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). Составитель М.В. Панов. М.: Педагогика, 1984.