Педагогическая мастерская творческого письма в 6-м классе. Моя мама


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»
(МБОУ «СОШ № 4»)
Проспект Героев, д. 36, Сосновый Бор, Ленинградская область, 188541
Тел./факс (81369) 2-44-32, E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОКПО 56931354, ОГРН 1024701760490, ИНН/КПП 4714014380/471401001
_______________________________________________________________________________________________________


Волкова Елена Яковлевна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Сосновый Бор Ленинградской области



Педагогическая мастерская творческого письма в 6-м классе.
Моя мама.


Задачи мастерской:
1. Воспитание любви к русскому языку, своим близким, к маме.
2. Развитие речевой деятельности учащихся и их творческих навыков самостоятельной работы.
3. Закрепление навыков анализа текста.
4. Доставить детям радость коллективного творчества.

Ход мастерской.
Первый этап.
На доске выставка рисунков, выполненных учащимися , на тему « Моя мама». Фамилии авторов не указаны.
Слово учителя . «Мама» -это самое красивое слово на Земле. Оно звучит на всех языках мира , и мы можем безошибочно узнать его. На доске слова mother,mama Это самое первое в жизни слово, которое произносит ребёнок.

1.ИНДУКТОР. Подберите к слову «мама» слова- ассоциации, запишите их, распределяя по 3 колонкам: существительные (улыбка, тепло, объятие, нежность, любовь, понимание, друг, помощник), прилагательные и причастия (красивая, добрая, понятливая, ласковая, убеждающая, заботливая, терпеливая, любящая), глаголы ( хлопочет, готовит ,убирает, стирает, хозяйничает, целует, прощает) Чтение записей из тетрадей.
Создание творческого продукта.

2.ДЕКОНСТРУКЦИЯ.
Работа в парах. Раздаются тексты письма Ариадны Эфрон о своей маме , знаменитой поэтессы 20 века Марины Цветаевой.
«Моя мать очень странная. У неё светло-русые волосы, они по бокам завиваются. У неё зелёные глаза, нос с горбинкой и розовые губы. У неё стройный рост и руки ,которые мне нравятся. Её любимый день- Благовещение. Она грустна, быстра, любит стихи и музыку. Она пишет стихи. Она терпелива, терпит всегда до крайности. Она сердится и любит. Она всегда куда-то торопится. У неё большая Душа. Нежный голос. Быстрая походка. У Марины все руки в кольцах. Марина по ночам читает. У неё глаза насмешливые. Она не любит, чтобы к ней приставали с какими - нибудь глупыми вопросами, она тогда очень сердится. Иногда она ходит, как потерянная, но вдруг точно просится, начинает говорить, и опять точно куда- то уходи»
Декабрь1918г.
Работа над текстом. Наблюдения, серия вопросов и заданий.
Прочитаем ещё раз 1 –е предложение . Начало письма невольно заинтересовывает читателя. Мама « странная», и нам хочется узнать – почему? Хотя причина проста, это писала 6-летняя девочка, и , возможно, для неё мама была иногда непонятной , странной, загадочной.
Этапы создания образа:
а) Прочитайте предложения, в которых дан словесный портрет Марины Цветаевой? Каков он? (Краткий: всего 2 предложения , но точный и яркий, как маленький эскиз, это профиль с четкими линиями: « нос с горбинкой и вьющие волосы».Обозначена цветовая гамма: « светло-русый, зелёный, розовый».) Можно ли нарисовать портрет главной героини? Попробуйте.
На чём ещё , кроме лица, акцентируется внимание?( Осанка, руки.) Она красивая. Прекрасны её руки « в кольцах» и тем, что могут многое делать.
Что показалось вам необычным в письме? (Благовещение, какой это праздник? Маму дочь называет просто по имени. Разговор о маминой « Душе» слово пишется с заглавной буквы.) Что такое душа? ( Что-то сокравенное, это внутренний мир, который открывается близкому человеку во взгляде.) Какие у неё глаза? Почему «насмешливые»?( Это и ум и любовь ,так смотрит взрослый человек на своё маленькое создание)
Что ещё мы узнаём о Марине Цветаевой? (Какой она бывает чаще всего, её настроение-« грустна», то « сердится»,то «любит», черты её характера-«терпелива».) Чем занимается,что любит. Мы видим момент творчества, как рождаются стихи: « ходит, как потеряннаяи опять точно куда-то уходит».
Как вы думаете , почему появилось такое предложение в письме , «мама не любит, когда к ней пристают с глупыми вопросами» Вероятно, сама Марина Цветаева так говорила своей дочке. Она вспоминает и её « нежный голос» .
Что можно сказать об отношениях маленькой Ариадны к своей маме.
Учитель показывает фотографии Цветаевой и её взрослой дочери Ариадны.
Очень короткий рассказ об их удивительных взаимоотношениях. Комментарий учителя и чтение фрагментов из книги А .Эфрон «Воспоминания»
3.РЕКОНСТРУКЦИЯ.
Составьте словосочетания или предложения , используя данный материал , план для создания образа своей мамы.
4.СОЦИАЛИЗАЦИЯ и 5. АФИШИРОВАНИЕ.
Учащиеся читают свои записи.
Все слушают текст и находят (отгадывают) рисунок , соответствующий данному образу.

Второй этап.
Обращение к новой информации.
Слово учителя.
Примеры из писем и воспоминаний о своих матерях С. Есенина о Татьяне Фёдоровне и Н.А Некрасова о Елене Андреевне.
Тексты выданы детям. Работа по парам..Наблюдения учащихся и выводы.
Со временем отношения к маме, к родителям приобретают более глубокий оттенок. Так у взрослого человека появляется чувство благодарности к своим родителям , и он становится ответственным, заботливым, любящим.
5.РАЗРЫВ.
А вы? Всегда ли вы правильно реагируете на замечания родителей, понимаете ли вы их? Как вы относитесь к своей маме?
6.РЕФЛЕКСИЯ.
Проанализируйте свои ощущения в ходе мастерской, что вы поняли, какое сделали открытие для себя?

Домашнее задание: сочинение «Моя мама».


Рисунок 115