Конспект урока по окружающемк миру Свет знания


Тема: Свет знания.
Цели: дать понятие о любознательности как двигателе процесса познания; объяснить, что научные открытия должны использоваться на благо человека.
Планируемые результаты: учащиеся научатся приводить примеры того, как изучение природы и научные изобретения меняют жизнь человека, задавать вопросы о том, что именно дети хотели бы узнать о природе или жизни общества и с какой целью; узнают, что знания накладывают на человека ответственность за то, как ими используются.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний
Работа по учебнику
- Откройте учебник. Рассмотрите условные обозначения. Как мы будем работать на уроках? (Будем работать самостоятельно, в паре или в группе, сравнивать, выполнять сложные задания, находить нужную информацию в атласе-определителе.)
- Прочитайте название первого раздела. Как вы понимаете слова «радость познания»? (Это радость от приобретения новых знаний, от того, что мы можем научиться делать что-то сами.)
• Прочитайте, на какие вопросы мы сможем ответить после изучения этого раздела.
(Дети читают, что узнают и чему научатся, в учебнике на с. 3.)
III. Самоопределение к деятельности
1. Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы, записанные на доске.
• Ученье — свет, а не ученье — тьма.
• Знание — сила.
• Как понимаете эти пословицы? (Ответы детей.)
— Сделайте вывод. Почему знания — это и свет, и сила? (Знания помогают человеку больше замечать в окружающем мире, использовать природу на благо людей.)
2. Работа по учебнику С. 4
• Прочитайте тему урока, рассмотрите иллюстрации, поставьте цель урока, дополнив предложения.
• Мы узнаем...
• Мы повторим...
• Мы научимся...
• Мы ответим на вопрос...
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику С. 4-5
• Ваши ответы на мои вопросы помогут нам при знакомстве с темой урока. Вспоминайте, рассуждайте.
• Что такое окружающий мир? (Это все, что нас окружает. И мы сами — часть мира.)• Что такое природа? (Это то, что нас окружает, но не создано человеком.)
• Что такое культура? (Это области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его характера, настроения, умений, знаний.)
• Какое место в окружающем мире занимает человек? (Рассуждения детей.)
С древних времен человек стремился познать мир, в котором он живет. У первобытных людей знаний о природе было мало, и поэтому они обожествляли силы природы. Сейчас даже у первоклассника знаний больше, чем у древнего человека.
Вот как древние люди объясняли смену дня и ночи.
Все, что видели на небе, они сравнивали с собой. Так, жители древней Африки считали, что Солнце - это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руки - становится светло, наступает день, а опускает - наступает ночь.
- Как смену дня и ночи можете объяснить вы? (Ответы детей.)
Древние люди не знали, почему бывает гроза, какие силы природы вызывают ее, и считали, что это гневается на людей бог — невидимый, но всесильный.
- Кто объяснит, что же происходит на самом деле? (Дети, скорее всего, не смогут объяснить это явление.)
- Почему вы не смогли объяснить? (Не хватает знаний.)
- На какие вопросы вы еще не знаете ответов, но хотели бы их знать? (Дети задают вопросы.)
- Как называют людей, которые задают много вопросов, хотят много знать? (Любознательные.)
— Из каких частей состоит это слово? («Любо» и «знания».) Значит, любознательный — это человек, который любит знания, задает много вопросов и хочет найти на них ответы.
- Кого из людей можно назвать самыми любознательными? (Детей.)
Часто родители называют вас почемучками. А еще так можно назвать ученых.
- Почему, как вы думаете? (Ответы детей.)
- Послушайте древнегреческий миф о мастере Дедале.
Много лет томился в заточении на Крите великий скульптор и зодчий Дедал вместе со своим сыном Икаром. Царь Минос не хотел, чтобы мастер строил великолепные дворцы для какого-то другого царя, и поэтому не отпускал их. Думал-думал Дедал, как вырваться из плена, и наконец, придумал.
Из птичьих перьев, скрепленных воском, он сделал крылья.
И вот настало утро, когда отец и сын покинули остров. Икару по душе был вольный полет. И ему захотелось подняться высоко-высоко, к самому солнцу!
Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, рассыпались перья. Напрасно махал Икар руками — ничто больше не удерживало его в воздухе. Он стремительно упал и исчез в глубине моря...
- Как думаете, о чем этот миф? (Рассуждения детей.)
- Рассмотрите иллюстрации на с. 4—5. Скажите, что можно назвать продолжением мечты Дедала и Икара о полете. (Космические полеты.)
- Прочитайте пословицу.
- Голова всему начало, сердце всему закон.
- Как вы ее понимаете? (Рассуждения детей.)
К сожалению, многие открытия люди используют не во благо, а во вред. Так, создание пороха способствовало развитию горного дела. кузнечного ремесла, промышленности, машиностроения, а в наше время и ракетной техники. Но есть и отрицательная сторона этого открытия.
- Кто может назвать, в чем заключаются минусы этого открытия? (В совершенствовании оружия и уничтожения людей.)
- Одним из самых удивительных открытий XX в. стало открытие атомной энергии. Где используется эта энергия? (В работе атомных электростанций, ледоколов, в медицине и т. д.)
- Есть и страшное применение атомной энергии. Кто знает, о чем я говорю? (Атомное оружие.)
Атомная бомба, сброшенная на японский город Хиросиму, сразу унесла жизни от 70 до 80 тысяч человек. По истечении 5 лет общее количество погибших с учетом умерших от рака и других последствий взрыва превысило 200 000 человек.
- Сделайте вывод по пословице. (Чтобы открытия ученых принесли благо человечеству, надо делать выбор в пользу добра, нести ответственность за судьбу природы и людей.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
1. Работа по учебнику С. 4-6
- Как думаете, на какие вопросы отвечают ученые на фотографиях? (Рассуждения детей.)
- Что помогает ученым ответить на их вопросы?
- Прочитайте статью «Наукой люди живут» на с. 6.
- Почему даже неудачи на пути познания поучительны? (Они говорят, что этот путь неверен, нужно искать другие.)
- Что вы узнали о Д.И. Менделееве? Почему его тоже влекла мечта Икара?
- Что еще хотели бы узнать об этом ученом?
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 3 (с. 4)
- Поработайте в паре. Расскажите, что вы знаете о растении, которое изображено на рисунке.
(Один ученик рассказывает, другой дополняет.)
- Запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ.
Задание 4 (с. 4—5)
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 5. Расскажите, что вы знаете о Красной площади в Москве.
-Что еще вы хотели бы узнать о ней?
- Запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ.
VII. Рефлексия
Проводится в форме фронтальной беседы по вопросам рубрики «Проверим себя» нас. 7 учебника.
VIII. Подведение итогов урока
Что нового вы узнали на уроке?
Какой главный вывод сделали для себя на уроке?
Домашнее задание
I . Прочитать текст на с. 4—7 учебника.
2. Выполнить задания 1, 2 (с. 3), 5 (с. 5) в рабочей тетради.
3. Найти ответы на вопросы, которые записали, выполняя задания 3, 4 в рабочей тетради.