Методическая разработка интегрированного урока по химии и биологии по теме Белки


Министерство образования и науки ЛНР
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Луганский колледж моды, парикмахерского искусства и компьютерных
технологий»









НА ТЕМУ:


"БЕЛКИ"







ПОДГОТОВИЛА:
Преподаватель высшей квалификационной категории
Ф.И.О преподавателя
Коломина Оксана Юрьевна

ДИСЦИПЛИНА:

Химия и биология








Луганск 2017


Пояснительная записка

Урок «Белки» стоит в разделе «Основы цитологии» учебника авторов: Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Общая биология» 10-11 класс, а также в разделе . «Органическая химия» 11класс. Учащиеся изучают данную тему на втором курсе.
Концепцией урока является получить новую систему знаний по теме: Белки. Систематизировать знания о сложности строения каждого живого организма на Земле, о его уникальности и неповторимости.
Изучение строения, свойств и функции белков проходит с использованием информационно-коммуникативной технологии, посредством презентации.
Применяю формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Используемые в ходе урока методы групповой работы способствуют так же активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, повышению учебной и познавательной мотивации, снижению уровня тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, способствуют повышению обучаемости, эффективности усвоения и актуализации знаний.
Создание проблемной ситуации, организует поиск информации в учебной литературе, а также с помощью раздаточного учебного материала с познавательными задачами. В ходе урока используется презентация как подтверждающий факт найденной информации, что позволяет повысить эффективность обучения, рационально использовать учебное время, сделать процесс обучения более интересным и наглядным.
В ходе урока учащиеся заполняют таблицу, отвечают на вопросы, выполняют тесты направленные как на проверку знаний, так и на закрепление полученных знаний. Вопросы для повторения различного типа и уровня сложностей, позволяют установить степень усвоения учащимися нового материала, правильно данные ответы создают у учащихся ситуацию успеха, стимулируют познавательный интерес, вовремя выявляют пробелы в знаниях и способствуют их ликвидации.
Перед учащимися на уроке ставятся задачи не только по изучению нового материала, но развитию  умений и навыков индивидуальной и групповой работы, формированию интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы; создаются условия для развития познавательного интереса к предмету; воспитываются коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
Тема урока  «Белки»
Цели урока: 
Образовательная:
Ознакомить обучающихся с природными полимерами – белками. Изучить их строение, классификацию, структуру, функции и свойства. Раскрыть биологическое значение в жизни человека. Дать характеристику как важнейшим составляющим.
Воспитательная:
Воспитывать позитивное отношении к химии и биологии.
Развивающая:
Развивать умение работать с постоянно увеличивающимся информационным потоком, развивать логическое мышление, самостоятельность суждений, формировать умение и навыки устной речи, мыслительные навыки, необходимые не только в учёбе, но и в повседневной жизни.
Задачи урока:
продолжить расширение и углубление знаний учащихся о важнейших органических веществах клетки на основе изучения строения и функции белков;
 сформировать понятия «белки или протеины», «аминокислоты», «денатурация»;
 показать важнейшую роль белков в органическом мире;
 развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы,
формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;
 создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
 воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала, с использованием информационно-коммуникативной технологии, посредством презентации.
Вид урока: урок презентация.
Методы и методические приемы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский. словесно - наглядно практический, беседа, тестовый контроль.



Список литературы для педагогов и обучающихся

Габриелян, О. С. Химия для профессий и специальностей естественно - научного профиля [Текст]: учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов - М. : Издательский центр «Академия», 2011.-384 с.
Габриелян, О. С. Химия в тестах, задачах, упражнениях [Текст]: учеб. пособие/ О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. - 7-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2012.-224 с.
Габриелян, О. С. Пособие для подготовки к ЕГЭ [Текст]: учеб. пособие/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А. Сладков. - М. : Издательский центр «Академия», 2011.-256 с.
Габриелян, О. С. Химия. Практикум. [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С.А. Сладков. -2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013.-304 с.
Захаров, В. Б. Общая биология [Текст]: Учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразоват. Учреждений / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 624 с.
2.Тупикин Е.И. Учебное пособие для нач. и проф. Образования [Текст]: Учеб. пособие для сред. И проф. образования -4-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия» 2007-384с
Перечень оборудования для педагогов и учащихся
Интерактивная доска. мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, учебный материал с познавательными задачами, рабочий конспект. Электронное приложение «Белки», дидактические карточки с дополнительной информацией.
Ход урока

1. Организационный момент.
Добрый день. Присаживайтесь. Рада Вас видеть. Кто отсутствует?

2. Мотивация учебной деятельности.

«Белки, жиры и углеводы
Пройдут века, эпохи годы,
К вам мы прикованы на век,
Без вас немыслим человек»

Угадайте о каком веществе идет речь. Вы мне задаете вопрос на который я отвечаю "Да или нет"
Игра "Да - нет"
Учащиеся угадывают тему урока " БЕЛКИ"
Цели и задачи урока:
Ознакомиться с важнейшим компонентом в нашей жизни – Белками
Узнать состав, строение, физические и химические свойства
Функции и нахождение в организме

3. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним аминокислоты, которые очень тесно связаны с белками. У Вас на столах карточки с заданиями " Лови ошибку".
Игра "Лови ошибку" (работа в группах).
Группа № 1 Аминокислоты являются "кирпичиками", из которых построены белки, впервые высказал русский химик Данилевский. (Ответ. Украинский биохимик И.Я. Горбачевский)
Группа № 2 Отличие аминокислот от карбоновых кислот заключается в наличии функциональных групп: в карбоновых кислотах содержится СООН - группа, а в аминокислотах - СОН - группа. (Ответ. В аминокислотах содержится аминогруппа)
Группа № 3 По химическим свойствам аминокислоты - газообразные вещества, легче воздуха, не растворимы в воде. (Ответ. Аминокислоты - бесцветные кристаллические вещества. с высокой температурой плавления, большинство растворимы в воде)

4. Изучение нового материала.
История открытия белков.
Белок был открыт в 1888 г. Данилевским. Он выяснил, что белки состоят из остатков аминокислот и соединены между собой пептидной связью. Белки -это высокомолекулярные соединения, состоящие из остатков аминокислот и соединены пептидной связью.
Состав белков
В состав белков входят следующие химические элементы- углерод, водород, кислород, азот, фосфор, сера. и другие элементы в малых объемах(цинк, железо, медь, магний, марганец). Если посмотреть на диаграмму, то самое большое количество приходится на углерод.
Классификация белков
Какие же в природе встречаются белки?
Белки бывают: протеины(содержат только остатки аминокислот) и протеиды(содержат еще и небелковую часть).
Физические свойства белков
По физическим свойствам белки делят на: глобулярные(растворимые) и фибриллярные (нерастворимые). По агрегатному состоянию; твердые, жидкие. По происхождению: растительные и животные.
Структура белков.
Первичная -имеет линейное строение последовательность аминокислотных остатков в полипептидной цепи. Связь между звеньями - ковалентная.
Вторичная- аминокислотные остатки закручены в спираль, которую удерживают ковалентные и водородные связи).
Третичная- белковые молекулы закручены в глобулы.
Четвертичная- несколько глобул соединены в комок. Присутствуют все типы химических связей.
Какие же химические связи присутствуют в структуре белка?
(все типы связей)
Химические свойства белков
Реакция гидролиза - разрушение первичной структуры белка.
Протеины распадаются на аминокислоты.
Протеиды на аминокислоты, углеводы и фосфорную кислоту.
Денатурация белка - под действием сильных кислот, оснований, солей тяжелых металлов происходит разрушение вторичной и третичной структуры белка.
Денатурация бывает обратимая и необратимая.
Характерными реакциями для белков является качественная реакция на белки.
Биуретовая реакция. Белок взаимодействует с гидроксидом меди под действием щелочи. В результате реакции образуется фиолетовое окрашивание.
Ксантопротеиновая реакция. Белок взаимодействует с азотной кислотой при этом образуется желтый осадок.
(просмотр видеоролика).
Функции белков(просмотр видеоролика)
Значение белков
В каких продуктах большое содержание белка? Выбираем на полках магазина продукты, содержащие белки.(работаем на интерактивной доске).
Давайте выясним, сколько нам нужно употреблять белка для жизнедеятельности организма ?Как же расчитать суточную норму белка?
Сначала нужно выбрать группу людей, к которой вы относитесь
1. Для людей, не занимающихся спортом и физическим трудом- необходимо 1,2 г. белка на кг. нормальной массы тела.
2. Люди, занимающиеся спортом 1-2 раза в неделю - необходимо 1,6 г. белка на кг. нормальной массы тела.
3. Люди, занимающиеся спортом 3 раза в неделю - необходимо 1,8 г. белка на кг. нормальной массы тела.
4. Люди, сидящие на низкокалорийной диете - 2г. на кг.
Чтобы определить количество белка, нужно расчитать массу тела. Для этого необходимо определить тип телосложения.. На партах у вас лежат сантиметры, необходимо измерить обхват запястья и определить тип телосложения.
Астеники (обхват запястья менее 16 см.)
Нормостеники (обхват запястья 16-18 см.)
Гиперстеники (обхват запястья 19 см.)
Если астеник то полученную массу тела уменьшаем на 10%.
Нормостеники значения не меняются.
Гиперстеники значения будут увеличиваться на 10%
И наконец рассчитаем свой вес:
масса = рост -100. при росте до 165см
масса = рост -105. при росте 166-175см
масса = рост -110. при росте более 175см
5. Обобщение и систематизация:
1.Метод кластера.
2. Определить структуру белка, под каждым рисунком написать название структуры. После выполненной работы обменятся тетрадями (взаимоконтроль).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2. Распределить белки по классам: (растительные и животные)











6. Первичный контроль:

Тестовый контроль (взаимоконтроль)

Проверь себя: (выполнить тестовые задания)

1. Для всех белков характерны свойства:
а) Растворимость и свертывание; б) Амфотерность и денатурация;
в) Гидролиз и растворимость в солях; г) Летучесть и горение.

2. При гидролизе белков образуются:
а) Углеводороды; б) Углеводы; в) Жирные кислоты; г) Аминокислоты

3. Денатурация белков:
а) Осуществляется при действии ферментов или путем нагревания;
б) Приводит к нарушению вторичной структуры белка;
в) Приводит к нарушению третичной структуры белка;
г) Используется для получения углеводов.

4. При действии концентрированной азотной кислоты на белки появляется окрашивание:
а) Фиолетовое; б) Желтое; в) Зеленое; г) Синее

5. Белки являются продуктом поликонденсации:
а) Углеводородов; б) Жирных кислот; в) Аминокислот; г) Сахаров

Правильные ответы:
б)
г)
а)
б)
в)

7. Подведение итогов урока.

Таким образом, мы сегодня выяснили что белок и жизнь неразрывно связаны друг с другом. Что такое жизнь? Откуда она появилась на Земле? Эти вопросы волновали людей всегда.
Белок - вот самая высшая ступень развития вещества, обусловившая появление человека и жизни на Земле.

8. Домашнее задание.

§17
Построить трипептид

9. Рефлексия.

Допишите предложения:
Самым интересным на уроке для меня было
Самым сложным на уроке для меня было
Сегодня на уроке я узнал

Приложения
Перечень электронных образовательных ресурсов. необходимых для проведения урока

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/08/09/moy-luchshiy-urok
http://festival.1september.ru/articles/522155/
https://infourok.ru/urok-biologii-po-teme-belok-v-klasse-280814.html
https://interneturok.ru/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/aminokisloty-belki-stroenie-belkov-urovni-organizatsii-belkovoy-molekuly
http://ppt4web.ru/khimija/urok-belki.html
http://lib.znate.ru/docs/index-185677.html
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/04/03/urok-po-temebelki
http://yauchitel.ru/load/biologija/uroki_konspekty/urok_po_biologii_belki/24-1-0-12022
http://www.myshared.ru/slide/277449/
https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/urok-biologhii-10-klass-stroieniie-i-funktsii-bielkov