Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания


Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания МОУ СОШ № 3 за 2015-2016 учебный год.
Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО.
В 2015-2016 учебном году МО учителей истории и обществознания работали над методической темой «Повышение эффективности преподавания истории и обществознания».
Целью работы МО являлась непрерывное совершенствование методической грамотности и инновационной культуры учителей истории и обществознания как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории и обществознания .
Для реализации данной цели решались задачи :- дифференцированный и индивидуальный подход к обучению;
- повышать качество образования, интерес к историческим и обществоведческим дисциплинам, используя организацию
проектной деятельности учащихся и факультативную работу по предметам;
- повышение квалификации учителей через курсовую подготовку, самообразование, совершенствование техники ведения урока.
В 2015-2016 учебном году работа учителей МО была направлена на совершенствование педагогического мастерства в соответствии с методической темой. В течение учебного года велась активная работа над практической направленностью
деятельности учащихся по формированию ключевых компетенций, применялись различные формы учебной и внеклассной
деятельности с использованием современных педагогических технологий. Учителя МО работали над развитием навыков самостоятельной работы, при этом, осуществляя индивидуальный, личностно - ориентированный подход в обучении, продолжена
работа с одаренными детьми, комплексно решались задачи воспитания и развития познавательного интереса у учащихся, развития творческого потенциала на уроках истории и обществознания. Своей плодотворной работой учителя МО стремились
усилить роль истории и обществознания в формировании духовного богатства, гармонично развитой личности с высокими нравственными идеалами.
Деятельность МО планировалась и осуществлялась на основе современных требований к модернизации образования, внедрения в учебный процесс новых технологий и приёмов обучения. В плане работы МО учтены разнообразные формы организации деятельности ШМО:
- заседания методического объединения;
- работа учителей над методической темой;
- взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий;
- подготовка учащихся к школьным олимпиадам и творческим конкурсам;
- самообразование учителей.
МО учителей истории и обществознания работало в соответствии с планом работы МО и общешкольным планом. Регулярно проводились заседания МО, на которых обсуждались актуальные вопросы преподавания предметов, принимались конкретные
решения и меры по их реализации. На каждом заседании МО изучались нормативная и правовая документация по вопросам образования, обсуждались проблемные вопросы преподавания предметов, осуществлялся анализ качества знаний учеников,
обмен педагогическим опытом. Особое внимание уделялось вопросам подготовки учащихся в сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
Анализ педагогических кадров.
В методическое объединение входят 4 учителя, которые обладают высшим образованием. В школе сложился коллектив, состоящий как из опытных педагогов, так и молодых педагогических работников, способных успешно реализовать поставленные задачи.
Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы в образовательных областях «История», «Обществознание». Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент,
промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.
Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками. Преподавание предметов осуществлялось в соответствие с базисным
учебным планом, государственными стандартами, программами, а также методическими рекомендациями по предметам.
Используемые в образовательном процессе учебные программы и учебники соответствуют инструктивно-методическим письмам регионального и федерального уровней.
Работа по созданию методической базы кабинетов
В 2015-2016 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме самостоятельных, тестовых работ, создано большое количество презентаций к урокам. Учителями МО создаются все условия для надлежащего обеспечения образовательного процесса. Соблюдается санитарно-гигиенический, тепловой, световой, противопожарный режим. МО учителей истории имеют: мультимедийный проектор, ноутбук. Уч-ся на уроках работают с атласами и контурными картами. Однако учителя испытывают отсутствие исторических карт, необходимых на уроках.
Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации.
№ ФИО учителя Сведения о курсовой подготовке
1 Джумалиева Бэлла АлиевнаПрошла повышение квалификации в СКИРО ПК и ПРО по дополнительной профессиональной программе «Преподавание истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО и Концепции нового УМК по отечественной истории» в объёме 108 часов. Дата выдачи удостоверения о повышении квалификации 02.10.2015г.
Таким образом, в школе имеются необходимые условия для достижения хорошего уровня преподавания истории и обществознания. Однако работу по повышению квалификации следует продолжать и в новом учебном году.
Обобщение опыта
1. Участие в жизни школы учителей-предметников находят отражение на страницах школьного сайта.
2. Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. Каждый учитель в течение учебного года работал над индивидуальной методической темой в соответствии с методической темой МО.
Анализ Всероссийских олимпиад школьников по предметам: история, обществознание, право. ( школьный,муниципальный)
I.Участие в районной олимпиаде по истории
Скрыпникова Юлия -7 «Б» (учитель Джумалиева Б.А.)
Стельмаченко Анна - 8»Б» (учитель Джумалиева Б.А.)
Колодина Мария Ивановна – 10 (учтель Сердюкова Н.Е.)
II. Участие в районной олимпиаде по обществознанию.
Григорьева Валерия – 7 «А» (учитель Джумалиева Б.А.)
Дядюренко Галина - 8 «В» (учитель Джумалиева Б.А.) призер
Ковалева Ангелина - 9 «Б» (учитель Джумалиева Б.А.)
Колодина Мария - 10 Сердюкова Н.Е.) призер
Экба Анастасия - 10 (учитель Сердюкова Н.Е.) призер
III. Участие в районной олимпиаде по праву.
Ермолина Юлия - 8 «В» (учитель Джумалиева Б.А. призерЦарева Ольга - 9 «А» (учитель Сердюкова Н.Е.)
Ткаченко Юрий - 10 (учитель Сердюкова Н.Е.)
Учителями истории к Дню Конституции РФ с 6 -11 кл. были проведены деловые игры « Я и мои права»
"Проектная деятельность - условие формирования исследовательских навыков учащихся"
В 5 классах в рамках ФГОС были представлены уч-ся проекты по истории на темы: «История бумаги» , «Семь чудес света», «История одежды - от кожи к шелку»
Учителя -руководители: Джумалиева Б.А., Зотова Т.В.
Участие в районных военно-патриотических мероприятиях.
1.Учащиеся 9А класса Скрипка Виолетта и Царева Ольга представляли музыкально – литературную композицию «Афганистан болит в душе у нас». Награждены грамотой за активное участие. (учитель-руководитель Сердюкова Н.Е.
2. Учащиеся 6 А и 7А Александрова Валерия и Григорьева Валерия представляли проект на тему «Русь и образ русского война на страницах отечественной истории»- воспитание патриотических чувств в молодом поколении. Награждены грамотой за активное участие. (учителя - руководители: Джумалиева Б.А., Зотова Т.В.)
В целях исполнения плана мероприятий министерства образования и молодежной политики Ставропольского края по противодействию коррупции и антикоррупционному просвещению на 2016г.
В нашей школе 26.04.2016 в 9 классах были проведены:
-викторина по теме «Коррупция - разрушение духовности человека. Мы против коррупции. Мы будущее России»;
- круглый стол по теме «Коррупция в нашей жизни»
(учителя – руководители: Сердюкова Н.Е., Джумалиева Б.А.) (отчет на сайте школы)
Всероссийский Единый урок.
6.05.2016г. на основании письма министерства образования и молодежной политики от 09.02.16г. в 6 В классе был проведен Единый Всероссийский урок по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты – предприниматель» (отчет на сайте школы)
Среди учащихся 9 классов была проведена Всероссийская олимпиада «История Российского предпринимательства».
Участники: Локоть Никита – 9 Б; Пирущая Анна – 10 кл.
Анализ участия на международном конкурсе «Золотое руно»
В феврале 2016 учителя истории организовали уч-ся 5-11 кл. на международный игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно».
Итоги конкурса (в районе)
1.Мочалова Диана 7 А - II место
2.Иванова Александра 8 Б – I место
3.Шаповал Алина 8 А - I место
4.Зарубин Владислав 8 Б -III место
5.Лисичкина Регина 9 А - I место
6.Хитрина Екатерина 9 А –I место
7.Экба Анастасия 10 кл. – I место
8.Соболева Елизавета 10 кл. – II место
9.Румянцева Юлия 10 кл. - III место
Учителя активно делились опытом своей работы на заседаниях МО, педсоветах. Темы для самообразования, выбранные
педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
Анализ работы по подготовке к итоговой аттестации.
Особое внимание в работе МО уделялось подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Изучалась нормативно-правовая и методическая
документация, продолжилась работа по формированию банка КИМов и совершенствованию методики подготовки к данным
видам аттестации. В кабинете каждого учителя были оформлены информационные стенды о ЕГЭ, ОГЭ для учащихся и их родителей, велось ознакомление с изменениями в структуре экзаменационной работы и нормативно-правовой базе, проводились
групповые и индивидуальные консультации, учащимися велись индивидуальные папки по подготовке к экзаменам.
В течение учебного года учителями гуманитарного цикла было проведено большое количество тестовых, срезовых , репетиционных работ в рамках изучения истории и обществознания . В комплексе все работы направлены на успешную сдачу
выпускниками 9 и 11-х классов итоговых экзаменов за курс основной общеобразовательной школы и полной (средней) общеобразовательной школы соответственно.
В основном поставленные задачи методической работы на 2015-2016 учебный год выполнены.
Руководитель МО учителей истории и обществознания
Джумалиева Б.А.