Ценарий интегрированного урока (окружающий мир + математика) на тему Исследование космоса. Действия с числами класса миллионов (4 класс)


Учитель: Бунчук Татьяна Федоровна
Город Белогорск Амурской области
МАОУ «Школа № 200 с углубленным изучением отдельных предметов»
Сценарий урока, проведённого в рамках дня метапредметного осознания (4 класс интегрированный урок окружающий мир + математика). (Урок введения нового знания)
Тема урока: Исследование космоса. Действия с числами класса миллионов.

Цель урока: Познакомить с историей, проблемами, методами исследования космоса.
Задачи:
Личностные: Совершенствовать вычислительные навыки.
Регулятивные: Развивать познавательную деятельность у учащихся; применять имеющиеся знания для открытия нового знания.
Коммуникативные: Учить делать предположения и доказывать свою точку зрения.
Познавательные: Расширить знания детей о космосе и его исследовании.
Основные понятия: астрономия, космонавт, реактивный двигатель, обсерватория, спутник, телескоп, МКС; алгоритм сложения многозначных чисел.
Формы обучения: работа в группах, фронтальная работа, дифференцированная работа по карточкам, работа в парах, самостоятельная работа на листах блокнота, творческая работа.
Используемые образовательные технологи : технологии развивающего обучения, методы игрового обучения, методы наглядного обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, ноутбуки с подключенным интернетом, распечатки научных статей, карточки с заданиями для групп, блокнот (листы для вычислений, кластер, лист самопроверки и самооценки), воздушные шарики.
1) Эпиграф.
В.Чкалов говорил: “Полёт – это математика”.
-Как понимаете эти слова?
2) Постановка проблемы.
36821590 + 113178410
-Возникло ли затруднение? В чём?
-Действия с какими числами умеем выполнять?
-Подумайте, можем ли найти значение суммы так, как делали это раньше?
-Попытайтесь выполнить сложение знакомым вам способом. Выполните проверку.
-Ответы оказались верными?
-Сделайте вывод.
-Прочитайте значение суммы 150000000
-Возникли ли какие-нибудь ассоциации?
(добавляю км)
-Что же это за расстояние? (До Солнца.)
-О чём говорили на прошлом уроке? ( О солнечной системе).
3) Проектная деятельность.
«Планеты Солнечной системы».
Выполните самостоятельно задания, предложенные на странице.
1 группа: Карточка № 1
Сколько планет входит в Солнечную систему? ____________
1905052070000Запиши названия планет Солнечной системы в порядке удаления от Солнца.
_________________________________________________________
2 группа: Карточка № 2
- Перечисли планеты гиганты? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
- Запиши планеты земной группы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс)
- Назовите самую маленькую планету? (Меркурий)
- Что в космическом пространстве разделяет эти планеты на две группы? (пояс астероидов)
Для того чтобы представить размеры планет Солнечной системы, нужно составить Солнечную систему из предложенных материалов:
Возьмите лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят планеты.
( Солнце - яблоко (10 см), тогда
1. Меркурий - пшено
2. Венера - рис
3. Земля - рис
4. Марс -горох
5. Юпитер - ракушка
6. Сатурн - ракушка
7. Уран - фасоль
8. Нептун - фасоль
9. Плутон – горох)
Презентация коллажа с ответами на вопросы.
3 группа: Карточка № 3
Ответь одним словом.
- Как называется галактика, в которой мы живём?
- На какой планете существует жизнь или голубая планета?
- Система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг неё.
- Синоним к слову «космос».
Схема: Определи место Земли во Вселенной.
13392158191500396811562865002225040277495003568065248920009144081915009201152679700026346156286500
- Какие из этих слов вы знаете на английском языке языке?
Итог:
- Оцените свою работу на листе в графе самооценка.
- Обратите внимание, какие знания вами хорошо усвоены, какие требуют доработки.
4) Формулировка детьми темы урока.
-Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- Игра «Доскажи словечко»: (поможет понять тему урока)
Космонавтом хочешь стать - Должен много-много знать! Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит труд. Только дружных звездолет Может взять с собой в полет. Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты. Ждут нас быстрые ракетыДля полетов на планеты. Если в космос мы хотим, Космический корабль сами создадим! - Предположите: для чего люди стали создавать космические корабли? (чтобы исследовать космос)
- Тема урока: Исследование космоса.
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.
- Сегодня на уроке вы сможете узнать об исследованиях человечества в области космоса.
- Выясним, на какие из вопросов мы сможем ответить по заданной теме, а какие вопросы лишние?
- Прочитайте, подумайте, исключите лишние (выбор задач урока).
- Кто такие звездочеты, астрономы, астронавты и космонавты?
- Летчики-космонавты.
- Что такое Байконур?
- Почему летом жарко, а зимой холодно?
- Что такое обсерватория? Для чего она нужна?
- Когда была открыта дорога в космос?
- Как происходит смена дня и ночи?
- Когда и кем из космонавтов впервые был совершен полет на космическом корабле?
- Что такое глобус?
- Кто первым использовал телескоп для изучения небесных тел?
- Что такое искусственный спутник и для чего он нужен?
- Вопросов много, поэтому разделимся на 4 группы, каждая из которых выполнит задание, узнает новое об исследовании космоса, а потом расскажет о своих находках всем.
Деление на группы: (динамическая пауза)
- Вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Люди всегда мечтали об этом. Но сделать это непросто.
- Почему? Какая проблема стояла перед людьми?
(Сила притяжения Земли очень велика, чтобы улететь от неё достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели.)
-Кроме того, ещё какая проблема? Вспомните, чего нет в космосе?
(В космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолёт, ни вертолёт. Ведь они в своём полёте опираются именно на воздух, самолёт - крыльями, вертолёт – лопастями винта. Поэтому для полётов в космос используют особые двигатели – реактивные.)
Проведение опыта. Давайте проведём опыт. На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте слегка их, а потом отпустите. Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.
5) Работа по теме урока. Стадия «Осмысление».
Самостоятельная работа в группах по теме исследования.
Задания на карточках (выполняются с использованием учебника, энциклопедий, информационных текстов и интернет-ресурсов).
-Будем выполнять задания, ключ к заданию укажет слово или предложение. Самостоятельно ищите информацию и делитесь с друзьями.
Задание 1
Марс находится от Земли на расстоянии 48 000 000 км. За какое время дойдет свет от Земли до Марса, если скорость света 300 000 км/сек? (за 160 сек.или 2 мин. 40 сек)
Посмотрите ключ.
Найдите в источниках информацию, относящуюся к данному определению и поделитесь информацией с друзьями.
1группа: астрономия
2группа: астрономы
3группа: астрономы
4группа: звездочёт
Задание 2
Задача. Первый корабль летел со скоростью 28 000 км/час, второй – 26 000 км/час. Какое расстояние они пролетят за пять часов?1группа : Открыватели (Восстановить текст)
2группа: космонавт (Леонов)
3группа: космонавт (Терешкова)
4группа: космонавт (Титов и другие)
Задание 3
Какое расстояние между Меркурием и Солнцем узнаешь, выполнив задание.
Число 856 274 уменьши на 556 274, полученный результат увеличь в 190 раз..
1группа: телескоп
2группа: искусственный спутник
3группа: обсерватория
4группа: МКС
6. Выступление учащихся.
- Во время выступления вы внимательно слушаете и заполняете кластер, в соответствии с представленной схемой.
(По ходу обсуждения составляется «Кластер»: 2 даты - события, 2 понятия - с определением, 4 фамилии космонавтов (в одной ячейке), 2 ученые - их открытия, 1- интересный факт.)
7. Закрепление знаний. Стадия «рефлексия».
- Подведем итог работы: коротко зачитать ту важную информацию, которую услышали и записали на кластере.
фронтально
8. Оперативный контроль знаний.
Контроль выполнения задач урока.
- Ответь на вопросы, поставленные в начале урока.
Заполняют в виде теста.
Самопроверка по ключу.
-Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Согласны со словами? Почему? Где пригодятся нам умения, полученные на уроке?
Приложение:
1 группа
Задание 1
Марс находится от Земли на расстоянии 48 000 000 км. За какое время дойдет свет от Земли до Марса, если скорость света 300 000 км/сек?
Посмотрите ключ.
Найдите в источниках определение и поделитесь информацией с друзьями.
А) астрономия - 160;       Б) археология – 170 ;
В) астрология – 150;  Г) анатомия – 155. ___________________________________________________
Задание 2
Задача. Первый корабль летел со скоростью 28 000 км/час, второй – 26 000 км/час. Какое расстояние они пролетят за пять часов?
А) открыватели – 270 001;       Б) первые – 270 000;
В) вторые – 290 000 ;       Г) путешественники – 27 000.
Восстановите текст (находится на обратной стороне листа)
_____________________________________________________
Задание 3
Какое расстояние между Меркурием и Солнцем узнаешь, выполнив задание.
Число 856 274 уменьши на 556 274, полученный результат увеличь в 190 раз..
А) аппарат – 47 000 000;       Б) обсерватория - 5 700 000;
В) спутник – 75 000 000;       Г) телескоп – 57 000 000.
2 группа
Задание 1
Марс находится от Земли на расстоянии 48 000 000 км. За какое время дойдет свет от Земли до Марса, если скорость света 300 000 км/сек?
Посмотрите ключ.
Найдите в источниках определение и поделитесь информацией с друзьями.
А) астрономы - 160;       Б) археологи – 170;
В) астрологи – 150;       Г) анатомы – 155.
________________________________________________________
Задание 2
Задача. Первый корабль летел со скоростью 28 000 км/час, второй – 26 000 км/час. Какое расстояние они пролетят за пять часов?
А) астронавт – 270 001;       Б) космонавт – 270 000;
В) звездочёт –290 000 ;       Г) психолог – 27 000.
_________________________________________________________
Задание 3
Какое расстояние между Меркурием и Солнцем узнаешь, выполнив задание.
Число 856 274 уменьши на 556 274, полученный результат увеличь в 190 раз..
А) аппарат - 47 000 000    Б) обсерватория – 5 700 000;
В) телескоп –75 000 000 ;       Г) искусственный спутник - 57 000 000.
3 группа
Задание 1
Марс находится от Земли на расстоянии 48 000 000 км. За какое время дойдет свет от Земли до Марса, если скорость света 300 000 км/сек?
Посмотрите ключ.
Найдите в источниках определение и поделитесь информацией с друзьями.
А) астрономы - 160;       Б) археологи – 170;
В) астрологи –150;       Г) анатомы – 155.
_________________________________________________________
Задание 2
Задача. Первый корабль летел со скоростью 28 000 км/час, второй – 26 000 км/час. Какое расстояние они пролетят за пять часов?
А) астронавт – 270 001;       Б) космонавт –270 000 ;
В) звездочёт – 290 000;       Г) психолог – 27 000.
_________________________________________________________
Задание 3
Какое расстояние между Меркурием и Солнцем узнаешь, выполнив задание.
Число 856 274 уменьши на 556 274, полученный результат увеличь в 190 раз..
А) аппарат - 47 000 000;       Б) телескоп –5 700 000 ;
В) спутник – 75 000 000;       Г) обсерватория - 57 000 000.
4 группа
Задание 1
Марс находится от Земли на расстоянии 48 000 000 км. За какое время дойдет свет от Земли до Марса, если скорость света 300 000 км/сек?
Посмотрите ключ.
Найдите в источниках определение и поделитесь информацией с друзьями.
А) звездочёт- 160;       Б) археолог– 170;
В) астролог – 150;       Г) анатом – 155.
_________________________________________________________
Задание 2
Задача. Первый корабль летел со скоростью 28 000 км/час, второй – 26 000 км/час. Какое расстояние они пролетят за пять часов?
А) астронавт – 270 001;       Б) космонавт – 270 000;
В) звездочёт – 290 000;       Г) психолог – 27 000.
_________________________________________________________
Задание 3
Какое расстояние между Меркурием и Солнцем узнаешь, выполнив задание.
Число 856 274 уменьши на 556 274, полученный результат увеличь в 190 раз..
А) обсерватория - 47 000 000;       Б) спутник – 5 700 000;
В) телескоп – 75 000 000;       Г) МКС- 57 000 000.
Тема исследования: Первые космонавты и астронавты.
Первые шаги в космос.
Восстановите текст.
Исследование космоса.
Дорога в космос была открыта ________________________. В этот день был запущен первый ____________________________________. 12 апреля 1961 года с космодрома _______________ стартовал _______________________ «Восток» с человеком на борту. Первый космонавт __________________________ впервые облетел Землю.
День 12 апреля вошёл в историю как ____________________________. Вскоре космические аппараты были направлены на __________. Астронавты _____________ и Эдвин Олдрин ________________ года осуществили посадку на Луне. Многие космические корабли стартуют с космодрома ___________, который находится в Казахстане.
Освоение космоса
Когда люди начали осваивать космическое пространство? Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года запуском первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) в Советском Союзе.
12 апреля 1961 г. с космодрома Байконур, который находится в Казахстане, впервые в истории человечества был совершён полет в космос на космическом корабле "Восток". Первый человек, совершивший полет в космос – это Юрий Алексеевич Гагарин. Облетев земной шар, он через 1 час 48 минут благополучно приземлился в заданном районе Советского Союза.
День первого в истории космического полета - 12 апреля 1961 года – теперь отмечается как День космонавтики.
Прошло всего несколько месяцев, и 6 августа того же года стартовал космический корабль «Восток-2» с летчиком-космонавтом Германом Степановичем Титовым. «Восток-2» сделал 17,5 витков вокруг Земли и пробыл в космическом полете 25 часов 18 минут.
Самая близкая к нам Луна всегда была и остается весьма притягательным объектом для научных исследований.
А кто первый приземлился на Луну?
20 июля 1969 года в 20:17 по Гринвичу американский корабль "Аполлон-11" совершил мягкую посадку на поверхность Луны.
И вот 21 июля 1969 г. на Луну ступила нога первого  человека.  Им стал Нейл Армстронг, командир американского космического корабля «Аполлон-11», а также  Эдвин Олдрин.
Американский астронавт Нил Армстронг сделал первый шаг по поверхности естественного спутника Земли со словами: — «Это маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества».
Астронавты собрали образцы лунной породы, провели над ней ряд экспериментов, данные о которых продолжали поступать на Землю в течение длительного времени после их возвращения.
2даты - события
2 понятия - с определением
4 фамилии космонавтов
2 учёные - их открытия
1 интересный факт
Цель: узнать об исследованиях человечества в области космоса.
Вопросы по теме урока: Ответы: выбери верный ответ
1) Совмести слово и значение:
1. Звездочет – это…
2. Астроном – это…
3. Космонавт, астронавт – это… а) ученый, специалист в области астрономии
б) человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полете
в) древний астролог
2)
Что такое Байконур? а) обсерватория
б) космодром
в) космический корабль
3)
Что такое обсерватория?
а) место, где работают космонавты
б) прибор для наблюдения небесных тел
в) специальное научное сооружение для наблюдений за астрономическими явлениями
4) Совмести события и даты:
1) Осуществлена посадка на Луне
2) Открыта дорога в космос
3) Совершен первый полет вокруг
Земли а) 4 октября 1957 года
б) 12 апреля 1961 года
в) 20 июля 1969 года
5) Совмести людей и события:
1) первым ступил на поверхность
Луны
2) первым использовал телескоп
для изучения небесных тел
3) Совершил первый полет вокруг
Земли а) Юрий Гагарин
б) Галилео Галилей
в) Нил Армстронг
6)
Что такое искусственный спутник? а) космическое тело, блуждающее во Вселенной
б) прибор для наблюдения за звездами
в) космический аппарат, движущийся по орбите вокруг какого-либо небесного тела
Самооценка ____________