Рабочая программа по русскому языку для 8класса


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 67 с углубленным изучением отдельных предметов
Рабочая программа на 2016 - 2017 учебный год
Ф. И. О. учителя Запольских Людмила Александровна____________________________________________________________________________
Предмет Русский язык________________________________________________________________________________________________________
Класс 8Г________________________________________________________________________________________________________________
Программа по русскому языку 5 - 9 классов для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. - М.: Просвещение, 2012______________________________________________________________________________________________________________________
Учебник «Русский язык: учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений» Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. - М.: Просвещение, 2012__________________________________________________________________________________________
Методические материалы
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2015
Е.И.Никитина. Уроки русского языка в 8 классе. - М.: Просвещение, 2010;
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя - М.: Просвещение, 2011;
Е.И.Никитина. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений / Научный редактор В.В.Бабайцева. - М.: Просвещение, 2010;
Н.Н.Соловьева, М.Ф.Шершакова. Диктанты: тренинг и контроль. - Материк-Альфа, 2003;
К.А.Войлова 120 текстов для школьных изложений. 5-11 классы – М.: Дрофа, 2003,
О.Ю.Шарапова, С.Ю.Михайлова. Дидактический материал по русскому языку: 8 - 9 классы: СПб.: Специальная Литература, 2006.
Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебные пособия: Электронный тренажер по русскому языку 5-9 классы, презентации по темам________________________________________________________________________________________________________________________
Видеоматериалы, аудиозаписи, "Уроки радионяни"__________________________________________________________________________________
Количество часов: всего по учебному плану__105__, контрольных уроков __7(Д)__, контрольных сочинений – 2, контрольных изложений – 2
Тематическое планирование по русскому языку в 8 классе
№ Темы Количество часов Требования к уровню подготовки обучающихсяВсего РрКрПроекты Знать / понимать Уметь Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
1. Введение. Функции русского языка в современном мире. 1 - - знать, чем отличается устная речь от письменной, понимать, что язык - универсальное средство общения, свободное владение родным языком - признак культуры человека
орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-7 классах.
определения изученных в начальных классах основных языковых единиц, речеведческих понятий
основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка; признаки текста и его смысловых типов
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения
находить изученные орфограммы, обосновывать их выбор, обосновывать выбор знаков препинания
уметь видеть границы предложений, выделять словосочетания в предложении, находить грамматическую основу предложения
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; анализировать структуру и языковые особенности текста
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. осознание роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения русского языка в жизни человека и общества
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
удовлетворение коммуникативных потребностей в различных ситуациях общения
использовать точное и выразительное словосочетание для достижения ясности, образности речи
развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к русскому языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры
удовлетворение коммуникативных потребностей в различных ситуациях общения, употреблять существительные в речи с соблюдением грамматических и орфоэпических норм
удовлетворение коммуникативных потребностей в различных ситуациях общения, на письме применять изученные орфографические правила
использование русского языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличение словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразование и активного участие в производственной, культурной и общественной жизни государства.
2. Повторение
изученного в 5 – 7 классах. 11 2 2
К/дик. 3. Синтаксис.
Пунктуация.
Словосочетание.
Культура речи. 4 1 4. Предложение.
Простое предложение
Культура речи. 4 1 проект 5. Двусоставные предложения
Культура речи. 5 6. Второстепенные члены предложения.
Культура
речи. 6 2 проект 7 Односоставные предложения
Культура речи. 12 3 2
К/соч.
К/изл. проект 8 Предложения с
однородными членами
Культура речи. 14 5 1
К/дик. 9 Предложения с обособленными членами.
Культура речи 13 5 1
К/дик. 10 Предложения с уточняющими обособленными членами.
Культура речи 6 1 1
К/дик. 11 Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями Культура речи 8 1 1
К/дик. 12 Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.
Культура речи 9 3 2
К/соч.
К/изл. 13 Повторение и систематизация изученного в 8 классе 12 - 1
К/дик. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
№ урока Учеб.
неделя Тема Наглядность,
ТСО Педагогические условия реализации
(технологии, методы, форма организации занятия, деятельность учащихся) Проектная и исследовательская деятельность Формы контроля
1. 1
2 Введение. Функции русского языка в современном мире. ИКТ Осведомлённость учащихся в системе родного языка урок усвоения новых знаний, лекция 2-3 Кр Входной срез и его анализ. Самостоятельная работа. Развивать навыки самостоятельной работы Кр4 Повторение изученного в V – VII кл. Таблицы Обобщение и систематизация знаний и умений закрепление умения выполнять различные виды лингвистического разбора 5 Фонетика и графика. Таблицы Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный словарно-лексическая работа.. 6 Морфемика и словообразование. Карточки
Формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся. 7 3 Лексика и фразеология. ИКТ Практикум, коллективная работа словарно-лексическая работа. 8 Морфология и орфография. Алгоритмы Закрепление, совершенствование знаний словарно-лексическая работа. 9 Р.Р. Стили речи. Строение текста. Развивать навыки лингвистического анализа. Практикум, творческий урок, диалоговый словарно-лексическая работа. 10-11 4 Кр Контрольный диктант и его анализ. Индивидуальная работа
Развивать навыки самостоятельной работы Кр12 Р.Р. Устное сочинение. Описание картины. В.В.Мешков «Золотая осень в Карелии». Упр. 54 Развивать речевую культуру
Творческая работа словарно-лексическая работа. 13 5 Синтаксис и пунктуация
Словосочетание Карточки Формирование умений: определять способ связи слов в словосочетании Усвоение новых знаний 14 Связь слов в словосочетании ИКТ Преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другими видами связи, словарно-лексическая работа. 15 Р.Р. Устное изложение по картине «Триумфальная арка». Упр. 57, 58 Творческая работа словарно-лексическая работа.
Развивать речевую культуру 16 6 Грамматическое значение словосочетаний Таблицы Совершенствование умения выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.
17. Предложение.
Строение и грамматическое значение предложений. ИКТ Углубление знаний учащихся о предложении Формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся 18 Интонация предложения Закрепление, совершенствование знаний Совершенствование навыков устной речи 19 7 Простое предложение. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Алгоритмы Практикум, поисковый, творческий урок
Совершенствование навыков устной речи 20 Р.Р. Описание памятника архитектуры. Устное сообщение-рассказ Упр.111,113,114 Развивать речевую культуру
Индивидуальная работа Творческая работа Памятник архитектуры 21 Двусоставные предложения.
Главные члены предложения.
Подлежащее. Таблицы Расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц словарно-лексическая работа. 22 8 Сказуемое.
Простое глагольное сказуемое Расширить знания учащихся о сказуемом Усвоение новых знаний, словарно-лексическая работа. 23 Составное глагольное сказуемое. Умение находить составные глагольные сказуемые в тексте Закрепление, совершенствование знаний 24 Составное именное сказуемое. Умение находить составные именные сказуемые в тексте Усвоение новых знаний 25 9 Тире между подлежащим и сказуемым Обобщающие таблицы Углубить знания учащихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым словарно-лексическая работа.
Закрепление, совершенствование знаний 26 Второстепенные члены предложения.
Дополнение. ИКТ Расширить представления о дополнении и способах его выражения Закрепление, совершенствование знаний Усвоение новых знаний 27 Определение. Расширить представление учеников об определении о синонимии определений разного вида Закрепление, совершенствование знаний 28 10 Р.Р.Изложение с элементами сочинения Упр.178 Развивать речевую культуру Индивидуальная работа Творческая работа словарно-лексическая работа 29 Приложение. Карточки Расширить представления учеников о дополнении, дать представление о приложении Усвоение новых знаний 30 Основные виды обстоятельств. ИКТ Расширить представления учеников об обстоятельстве, развивать речь учащихся Усвоение новых знаний словарно-лексическая работа. 31 11 Основные виды обстоятельств. Развивать речевую культуру Закрепление, совершенствование знаний словарно-лексическая работа. 32 Р.Р. Публичное выступление-рассказ об истории родного края Упр. 201 Развивать речевую культуру Урок с применением ИКТ Индивидуальная работа Творческая работа словарно-лексическая работа. История родного края 33 Односоставные предложения.
Основные группы односоставных предложений. ИКТ Формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся Усвоение новых знаний словарно-лексическая работа. 34-35 12 Р.Р. Кр Контрольное сочинение Развивать речевую культуру
Формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся Кр36 Р.Р. Анализ контрольного сочинения Работа над ошибками. Индуктивный, дедуктивный, словарно-лексическая работа словарно-лексическая работа. 37 13 Определенно-личные предложения. Научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений Усвоение новых знаний словарно-лексическая работа. 38 Неопределенно-личные предложения. Научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений. Усвоение новых знаний словарно-лексическая работа. 39 Безличные предложения. Научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений Усвоение новых знаний 40 14 Закрепление темы
«Односоставные предложения с главным членом-сказуемым». Алгоритмы
Практикум словарно-лексическая работа.
Закрепление, совершенствование знаний Односоставные предложения 41 Назывные предложения Научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений Усвоение новых знаний словарно-лексическая работа. Презентация 42. Неполные предложения. Сформировать умение определять неполные двусоставные и односоставные предложения
Закрепление, совершенствование знаний 43-44. 15 Р.Р.Кр Контрольное изложение Развивать речевую культуру Самостоятельная работа словарно-лексическая работа. Кр45 Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах. Таблицы Углубить знания учащихся об однородных членах предложения, действие по алгоритму. 46 16 Однородные и неоднородные определения. Тесты Научить различать однородные и неоднородные определения. Усвоение новых знаний 47 Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Отработать навыки постановки знаков препинания .Исследовательский урок, практикум
Закрепление, совершенствование знаний 48 Обобщающие слова при однородных членах. Карточки Коллективная работа словарно-лексическая работа.
Закрепление, совершенствование знаний 49-50 17 Р.Р. Сжатое изложение Упр.249 Развивать речевую культуру Индивидуальная работа Творческая работа словарно-лексическая работа. 51 Р.Р. Анализ изложения. Работа над ошибками. Индивидуальная работа словарно-лексическая работа. Развивать речевую культуру 52 18 Обобщение и систематизация изученного по теме «Однородные члены предложения». Обобщающие таблицы Закрепление, совершенствование знаний и умений, практикум, творческий урок. Развивать навыки самостоятельной работы Презентация 53-54 Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ. Самостоятельная работа
Развивать навыки самостоятельной работы Кр55 19 Предложения с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. Закрепить умение находить в предложении обособленные определения, развивать навыки выразительной речи. Усвоение новых знаний 56-57 Р.Р. Изложение с элементами сочинения. Упр.295 Развивать речевую культуру Творческая работа Совершенствование навыков написания изложения 58 20 Р.Р. Анализ изложения. Работа над ошибками. Коллективная работа словарно-лексическая работа.
Развивать речевую культуру 59 Обособленные определения, выраженные причастными оборотами. ИКТ Закрепление пунктуационных навыков Фронтальная работа Закрепление, совершенствование знаний 60. Особенности обособления приложений. Таблицы Закрепление пунктуационных навыков Практикум. Усвоение новых знаний 61-62 21 Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения» и ее анализ. Индивидуальная работа, зачётный урок.
Обобщение и систематизация знаний и умений, комбинированный. Кр63 Обособленные обстоятельства ИКТ Закрепление пунктуационных навыков. Углубить представления учеников об обособленных обстоятельствах, показать различие между деепричастиями и наречиями 64 22 Обособленные обстоятельства Тесты Закрепление пунктуационных навыков. Углубить представления учеников об обособленных обстоятельствах 65-66 Р.Р. Сжатое изложение Упр.352 Развивать речевую культуру Творческая работа Совершенствование навыков написания изложения 67 23 Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Алгоритм Закрепление, совершенствование знаний Формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся 68 Предложения с уточняющими обособленными членами.
Понятие об обособлении уточняющих членов предложения. Обобщающие таблицы Дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в предложении словарно-лексическая работа.
69 Разделительные и выделительные знаки препинания. Дать понятие о разделительных и выделительных знаках препинания Практикум поисковый, творческий, коллективная работа 70. 24 Практическое занятие по теме
«Предложения с уточняющими обособленными членами предложения»..Алгоритмы Развивать навыки самостоятельной работы, развивать пунктуационные навыки и навыки выразительного чтения и элементов лингвистического разбора 71-72 Контрольный диктант с грамматическим заданием и его анализ. Индивидуальная работа
Развивать навыки самостоятельной работы Кр73. 25 Р.Р. Редактирование текста Упр. 353 Формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции учащихся 74 Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. Углубить представление об обращении и его роли в предложении и поэтической речи; работать над соблюдением правильной интонации Презентация 75 Обращение и знаки препинания при нем ИКТ Развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации, словарно-лексическая работа. 76 26 Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Таблицы Закрепить навыки правильной интонации в предложениях с вводными конструкциями Фронтальная работа словарно-лексическая работа. 77 Предложения с междометиями. Коллективная работа словарно-лексическая работа.
Закрепление, совершенствование знаний 78 Вставные конструкции Вырабатывать навыки правильной интонации в предложениях с вставными конструкциями 79 27
Закрепление и обобщение по теме «Предложения с обращениями и вводными словами» Тесты Действие по алгоритму, практикум.
Закрепление, совершенствование знаний словарно-лексическая работа. 80 Контрольный диктант с грамматическим заданием. Индивидуальная работа
Развивать навыки самостоятельной работы Кр81. Р.Р.Публичное выступление на тему
«В жизни всегда есть место подвигу». Упр. 354 Развивать речевую культуру
Индивидуальная работа Творческая работа Презентация 82 28
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь Выработка навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях Развивать речевую культуру 83 Предложения с прямой речью.
Знаки препинания при них. Карточки Формировать умение определять место слов автора и прямой речи в предложении, составлять схемы предложения Развивать речевую культуру Диалоговый урок, практикум, творческая работа
84. Диалог Развивать речевую культуру Диалоговый урок, практикум, коллективная работа 85-86. 29 Р.Р. Кр Контрольное сочинение Развивать речевую культуру Творческая работа Развивать навыки самостоятельной работы Кр87 Предложения с косвенной речью.
Замена прямой речи косвенной Алгоритмы Развивать навыки перевода прямой речи в косвенную Закрепление, совершенствование знаний 88. 30
Цитаты и знаки препинания при них. Обучить навыкам правильного цитирования Усвоение новых знаний словарно-лексическая работа. 89-90 Р.Р. Кр Контрольное изложение Развивать речевую культуру Индивидуальная работа Творческая работа Кр91 31
Обобщение и систематизация знаний. Таблицы
тесты Фронтальная работа словарно-лексическая работа.
Развивать навыки самостоятельной работы
Закрепление, совершенствование знаний Презентация 92-93 Р.Р. Сравнительная характеристика героев. Упр. 411, 412 Развивать речевую культуру Творческая работа коллективная словарно-лексическая работа. 94 32 Повторение изученного в VIII классе
Словосочетание и предложение. Карточки, тесты Дедуктивный, объяснительно-иллюстративный.
словарно-лексическая работа. 95 Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым Карточки, тесты Комбинированный, зачетный.
словарно-лексическая работа. 96. Односоставные предложения. Карточки, тесты .Закрепление, совершенствование знаний, зачетный словарно-лексическая работа 97. 33
Предложения с однородными членами. Карточки, тесты Самостоятельная работа
словарно-лексическая работа. 98-99 Кр Итоговая контрольная работа:
диктант с грамматическим заданием и его анализ. Индивидуальная работа
Развивать навыки самостоятельной работы Кр100. 34 Предложения с обособленными членами и вводными словами. Закрепление, совершенствование знаний словарно-лексическая работа. 101. Предложения с обособленными членами и вводными словами. Карточки, тесты Репродуктивный,. коллективная работа словарно-лексическая работа. 102. Резервный урок 103. 35 Резервный урок 104. Резервный урок 105. Итоговый урок.