Тема урока: Выразительное чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Тема урока: Выразительное чтение отрывка из поэмы
А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Цель: создать условия для введения обучающихся в творчество русского классика А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
проверить знание детей сказок А.С. Пушкина;
формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения);
формировать умение ориентироваться в тексте;
расширить словарный запас детей.
Развивающие:
развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции;
развивать речь, мышление, воображение, память, внимание, артистические способности.
Воспитательные:
прививать любовь к чтению, к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;
воспитывать самостоятельность;
творческую активность;
эстетическое восприятие произведений искусства;

Используемые методы и приемы:
словесный (рассказ, беседа);
наглядный (демонстрация, иллюстрация);
практический (упражнения, работа с книгой);
репродуктивный; исследовательский.

Оборудование урока:
презентация к уроку, книга А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»


I.Организационный момент
Прозвенел звонок для нас. Встали все у парт красиво. -Повернитесь лицом   друг к  другу. Протяните руки вперед ладошками вверх,  пошлите  лучики добра, тепла, радости.  Улыбнитесь.
-Сели за парты .
-Давайте проверим готовность к уроку.
Ножки на месте – на месте,
Руки на месте – на месте,
Локти на месте – на месте,
Спинка прямая – прямая.
Ну, тогда можно начать урок.
- Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте сначала буквы написанные красным цветом, а потом синим цветом, и вы увидите какой у нас урок.
ЛИЧТЕРАТЕТУРННОИЕЕ
(ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
- Что мы с вами делаем на уроках литературного чтения? (читаем, слушаем, работаем с текстом и иногда даже сами что-то сочиняем).
- Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!

II. Развитие речевого аппарата
- Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:
Птица ходит по двору, Будит деток поутру, На макушке гребешок, Кто же это ? (Петушок!)
-Выполним вместе с петушком дыхательную гимнастику: «Прокукарекаем, как петушок ».
- Внимание, вторая загадка:
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба).
-В морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них.


Рыбу ловит рыболов. В реку весь ушел улов.
1)Читаем хором скороговорку медленно и тихо.
2) Медленно и громко.
3)Быстро и громко.
- Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дуплах орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка.)



- Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить такое задание: прочитать цепочку слогов: читаем по столбикам, по строчкам, «гонка за лидером» (учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним).

III. Актуализация опорных знаний
-Прочитайте пословицу, объясните её смысл.
Кто книг не читает, тот ничего не знает
-Чтение книг приносит огромную пользу человеку. Читая каждый день по страничке, мы узнаём всё больше и больше об окружающем мире, о нашей истории, о творчестве нашего народа. Читая книги, мы развиваем своё воображение, мышление, учимся фантазировать .
- Посмотрите на выставку книг.
- Скажите, какого жанра представленные на ней произведения? (сказки)
- Вы любите сказки?
- А чьи книги представлены на нашей выставке, поднимите руки?
- Кто расскажет о своей книге? (ответы детей)
- Итак, вы сегодня принесли книги сказок. Как вы думаете, почему именно сказки я попросила вас принести?
- Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? (сказкам)
На слайде надпись «сказки»
- Кто знает, какие бывают сказки? (ответы детей)
- Сказки можно разделить на две группы: народные и авторские
- Какие сказки называются народные?
- Приведите примеры народных сказок.
- Какие сказки называются авторскими? (ответы детей)

IV. Постановка темы и цели урока

ПЕТУШОК, БЕЛКА , РЫБКА – герои, которые встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого известно даже маленьким детям. (портрет)
- Совершенно верно! Эти (А.С. Пушкин)
- Какие вы молодцы, вы сами определили тему урока. Назовите её. (Сказки Пушкина)
-Хорошо мы знаем автора?
-Какие задания мы перед собой поставим?
- Познакомиться с биографией А.С. Пушкина и его сказками.
V . Работа по теме урока 1. Презентация БИОГРАФИЯ А.С. ПУШКИНА
- А. С. Пушкин - самый любимый писатель в нашей стране. Кому не знаком его портрет? Взглянув на лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, любой человек скажет: это Пушкин.

2. Работа по учебнику «Азбука над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Ребята, откроем наш учебник на странице 92 и прочитаем, что написано о А.С. Пушкине там. (Читает один ученик.)
- Как вы думаете, почему Александра Сергеевича в нашем учебнике называют славой и гордостью нашей Родины? (Ответы детей)
- Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для взрослых.
-Один из любимых персонажей сказок А.С. Пушкина проведет вместе с вами физминутку.
3. Подвижная физминутка
- Кто помог провести физминутку?
- Сегодня мы прочитаем отрывок из одной его сказки.
- Послушайте и подумайте, из какого произведения этот отрывок.
- Я читаю вам отрывок из сказки, а вы следите за текстом. Азбука стр.93.
- Кто герои произведения?
- О ком спрашивал жених?
4.Самостоятельное чтение с. 93
- Скажите, все слова вам были понятны?
- Как мы можем узнать значение слов, которые нам не понятны? При помощи словаря.
5Лексическая работа.
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою. – следит внимательно, сторожит.
Ступай – иди.
- Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.

- 2 минутки ещё раз на чтение и после этого прочитаем текст по цепочке.
6.Физминутка для глаз «Где спит месяц»
Дружно вверх мы посмотрели,
Опустили глазки вниз,
Вдруг налево посмотрели
Где ты, месяц, отыщись?
Повернули взгляд на право
Где ты, месяц, отыщись?

7.Чтение цепочкой (вслух)
-Как жених величает месяц?
- С какой сказкой мы работали?
- Чем закончилась сказка?
- И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто сначала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмачил.

8.Работа с иллюстрацией на стр. 93.
-У Пушкина есть и другие сказки. Посмотрите, к какой сказке иллюстрация?
(«О рыбаке и рыбке».)
– Рассмотрите иллюстрацию к “Сказке о рыбаке и рыбке”
– Какой момент сказки изображен ?– О чем сказка? – Как золотая рыбка проучила старуху? – За что была наказана старуха? (Жадность, жажда власти и богатства.) – С чем осталась старуха? (С разбитым корытом.)
– Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”? (Потерять все, что было).
- Чему учит эта сказка? (Не быть жадным, добиваться своим трудом)
VI. Закрепление изученного материала
1. Игра «Угадай сказку»
- Давайте вспомним, какие сказки Пушкина вы еще знаете?
- Я для вас подготовила отрывки из сказок этого писателя. Попробуем их отгадать.
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком
Кабы я была царица- говорит одна девица»
«Сказка о Царе Салтане»
«Я ль, скажи мне  всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ?» 
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Старик отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Идёт Балда покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он»
«Сказка о золотом петушке»
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
«Сказка о Царе Салтане»
(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и восьми богатырях», «Сказка о царе Салтане ,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».)
2. Игра “Найди пару”.
– Кто из какой сказки? Соедините волшебными ниточками героя сказки с ее названием.
Шамаханская царица Царевна Лебедь Говорящее зеркальце  Балда Сварливая старуха
Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Сварливая старуха

3. Игра “Буква потерялась”.
Вставьте пропущенную букву. Сколько букв и звуков в словах? – Каким фруктом отравилась царевна в “сказке о мертвой царевне”? __блоко – _б. _зв – Под каким деревом грызла орешки белка? ел__ – _б. _зв. – Чем старик ловил рыбу? не__од – _б. _зв. – Как звали дядьку 33 богатырей? _ерномор – _б. _зв.
VII. Итог урока
– Что особенно понравилось и запомнилось на уроке? – Чему учат сказки Пушкина? (Доброте, любви, верности.) – Пушкин оставил нам богатое наследство – свои сказки. Заканчивая урок, я надеюсь что, добро, которое прославляет Пушкин в своем творчестве надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.
На уроке на волшебном Очень быстро время мчится! Были вы, друзья, отважны, Не боялись злых героев. В жизни, верьте, очень важно За друзей стоять горою! Ну, а если захотите То чудесные мгновенья Могут снова повториться. В этом нам поможет книга! Стоит в руки ее взять, И любимые герои С вами встретятся опять!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915