Конспект урока по русскому языку Слова со сходным значением, которые по- разному звучат и пишутся.


Урок русского языка во 2 классе
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Учитель: Мещерова Галина Николаевна- учитель начальных классов
Класс 2 БПредмет: Русский язык
Тема урока: Слова со сходным значением, которые по- разному звучат и пишутся.
Тип урока Урок изучения нового материала.
Цели и задачи Ц: Дать представление о синонимах, учить находить синонимы в тексте.
З: закрепить представления о словах, являющихся родственными на основе общей части, общей по смыслу и обычно по написанию; формировать представление о словах, имеющих сходные значения, как средстве для объяснения значения слова; умение работать с Толковым словарём.
Планируемые результаты: Познавательные УУД: умение работать со словарями, общеучебные- формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные УУД: наблюдать и делать выводы, развитие мотивов учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение оформлять мысли в устной форме с достаточной полнотой.
Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.
Оборудование 1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 ч. (с.115-118), 2 ч. Учебник. Академкнига/Учебник 2013 г.
2. Байкова Т.А., Малаховская О.В., Гольфман Е.Р. ТПО . 1 ч. Академкнига/Учебник 2016 г.
3. Карточка для самостоятельной работы в парах.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
1. Орг.момент - Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. Я хочу, чтобы каждый из вас ребята по окончанию урока мог сказать:
Я думал, искал и творил
Знания получил.
Научился применять
Задания теперь смогу я выполнять.
- Дети открывают рабочие тетради, записывают дату, вид работы. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
развитие планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
наблюдать и делать выводы.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
умение работать со словарем (толковым);
поиск и выделение необходимой информации;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных задач;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, принимать другое мнение и позицию;
способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.
2. Формулирование темы урока, определение задач урока. -Прочитайте название темы на доске.
-На какой странице начнем работать?
-С чем- то новым мы сегодня познакомимся?
- Какие пособия будем использовать на уроке?
- Что сделаем, чтобы это выяснить?
- Ответы учащихся. 3. Работа по изучению нового материала. 1) - Что изображено на картинке из трёх частей? (С.115, уч.1 ч.)
Прочитайте отрывок из стихотворения Якова Акима.
- Прочитайте задание к отрывку из стихотворения.
2) – Прочитайте текст на с.116. К какому словарю предлагают обратиться Миша и Маша?
- Найдите в Толковом словаре( уч.2 ч.) слово»азбука».Прочитайте словарную статью о нем.
- Можете найти в статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и азбука?
- Продолжим работу с Толковым словарем по рядам.
1 ряд- слово «Боец».
2 ряд- слово «Страж».
3 ряд- слово «Смелый».
-И подберите ему пару- слово близкое по значению, со сходным значением.
- Можно ли назвать такие слова родственными?
- Почему нет?
- Изображена вьюга (метель, буран, пурга).
- Три слова означают одно и то же, но не являются родственными. К каждому из них можно подобрать родственные слова: вьюга- вьюжный, метель- метельный, буран- буранный.
- К Толковому словарю.
- Чтение по словарю.
-Алфавит.
- Взаимопроверка.
- Ответы учащихся. 4. Динамическая минутка. - Покажите мне то, что я буду называть.
1. Дело, работа, труд, занятие.
2. Большой, громадный, огромный, гигантский, крупный.
3.Волшебник, кудесник, колдун, маг, чародей, фокусник.
4. Красивый, прекрасный, великолепный, восхитительный, божественный, роскошный.
- Почему вы показывали одинаково, хотя я называла разные слова?
- Ученики показывают жестами и мимикой.
- Они обозначают одно и то же, значит близкие по смыслу. 5. Работа по теме урока. 1) - Упр.85 с. 116. Найдите в стихотворении слова, близкие по значению.
- Являются ли они родственными?
2) –Упр.86 с.117.
Прочитайте отрывок из стихотворения. Все ли слова вам понятны?
- Подберите к выделенным словам другие, близкие по смыслу.
- Запишите их парами.
Дойдя до слова ВЕТХИЙ , дети прерывают начатую работу, чтобы уточнить значение этого слова в Толковом словаре.
- Найдите в Толковом словаре слово «Ветхий».
- Обратите внимание, что у слова ВЕТХИЙ в словаре есть и другое значение: НЕМОЩНЫЙ, СЛАБЫЙ.
- Может быть, поэт использовал слово ВЕТХИЙ (ветхую шубенку) как раз в этом, втором значении?
3) Прочитайте плакат Мыши о словах- синонимах.
- Смотрит, глядит.
- Нет. У родственных слов разные основы, но общая часть- корень.
Сначала устно обсуждаются найденные детьми варианты, потом записываются.
Хохочут-смеются
Перезябнешь- замерзнешь
Бредешь- идешь
Ветхую- старую
Скинешь- снимешь
Заберешься- залезешь
- Старый, изношенный.
- Дети доказывают свое мнение.
- Читают на с.118. 6. Обобщение, проверка усвоения материала. - Вам нужно отредактировать заметку для газеты. Будете работать парами. Советоваться, обсуждать.
- Замените подчеркнутые слова словами- синонимами. Слово зачеркнуть и сверху написать синоним.
- Прочитайте, что у вас получилось.
-Докажите. Какой вывод сделаем?
- Работа с карточкой.
Смелый мальчик Арсений совершил смелый поступок. Он отогнал собаку от девочки Лизы.
-Слова СМЕЛЫЙ- ОТВАЖНЫЙ, ХРАБРЫЙ – синонимы.
- Синонимы заменяют друг друга.
7. Рефлексия. - Какими словами можно описать вашу работу на уроке, а ваше настроение?
Подберите несколько слов схожих по значению.
- Как называются эти слова?
-Почему?
-Зачем нужны слова- синонимы в нашей речи?
- Какие задание были интересны вам?
- Что вызвало затруднение?
- Ответы ребят.
- Синонимы.
-Они близки по значению, но звучат и пишутся по- разному. 8.
Домашнее задание. ТПО №1 стр.35 задание 42.
- Спасибо за работу на уроке умным, талантливым, сообразительным, умелым ребятам!
Дети записывают домашнее задание в дневник.