Исследовательская работа на тему: «Отражение внутреннего мира русских пейзажистов 19 века в произведениях живописи»


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
Дом творчества «Островок»
Исследовательская работа
«Отражение внутреннего мира русских пейзажистов 19 века в произведениях живописи»
Направление: МХК
Выполнила: Михалёва Кристина, ученица 10 «А» класса
Научный руководитель: Тузова Наталья Викторовна
2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Основная часть (биография художников)
1.1.Фёдор Александрович Васильев……...……….……………..5
1.2.Максим Никифорович Воробьёв…..........................................6
1.3. Архип Иванович Куинджи………………………...………... 7
1.4.Михаил Константинович Клодт……………………………...8
1.5.Исаак Ильич Левитан…………………………………………..9
Мотивы картин …………………………………………………………….11
Основные мотивы к творчеству……………………………………….…12
Заключение…………………………………………………………………..13
Используемая литература…………………………………………………14
Приложения……………………………………………………….…………15
Введение
Всякое художественное произведение есть всегда верное зеркало своего творца,
и замаскировать в нём свою натуру
ни один не может.
В.В.Стасов
 
К теме моей исследовательской работы меня подтолкнул интерес к картине Воробьёва «Дуб, пораженный молнией» аллегория на смерть жены. По произведениям искусства можно понять, что переживает человек или всё человечество в целом в определенный период жизни. Если вербальная передача мыслей и информации в стихах, произведениях, песнях нам понятны, то невербальную передачу мировоззрения и внутреннего мира мы сможем понять только пропустив через себя произведения искусства. Таким образом, возникают вопросы. Действительно ли, чувства художника отражаются в его картине? Какие мотивы вызвали автора написать ту или иную картину?
Мне стали интересны ответы на эти вопросы. Поэтому, целью моей исследовательской работы стало: показать взаимосвязь содержания живописных произведений русских художников-пейзажистов 19 века с их внутренним миром.
Условием достижения цели исследования явилось выдвижение гипотезы: я считаю, что произведения живописи художников отражают их чувства, переживания, эмоциональное состояние, взгляды на природу.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
1.  Познакомится с биографией русских художников-пейзажистов 19 века, понять их чувства, переживания, эмоциональное состояние, взгляды на природу и общество через события, происходившие в их жизни на примере пяти художников, выбранных путём опроса Ф.А. Васильева, М.Н.Воробьёва, А.И.Куинджи, М.К.Клодта, И.И.Левитана
2.  Проанализировать их картины;
3.  Выявить основные мотивы к творчеству русских художников-пейзажистов 19 века;
Исследование осуществлялось на основе использования следующих методов: изучение специальной литературы и интернет-источников, сравнительного анализа, общественного опроса.
Актуальность обусловлена тем, что русский пейзаж формирует восприятие реальности, чувство патриотизма, миросозерцание и мироощущение. А пейзажисты приближают народ к осознанию важности природы и учат замечать её красоту. Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что бы донести до детей фамилии художников и их творчество.
Объектом исследования являются выбранные художники и их картины.
Предметом исследования является влияние биографических событий на картины .

Биография художников
Для исследования моей темы, я методом опроса выбрала пейзажистов, , которые внесли большой вклад в художественную культуру России, но не известны большинству людей (Приложение 1)
Фёдор Александрович Васильев
Родился в 10 февраля 1850 года в городе Гатчине в семье мелкого почтамтского чиновника из Петербурга. Уже двенадцатилетним ребенком он был отдан на службу в главпочтамт. Федор Васильев с ранних пор пристрастился к рисованию и, возвращаясь после работы, домой, занимался рисованием.
Молодой Васильев вскоре оставил службу и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге(1865—1868), а несколько позже стал пользоваться советами И. И. Шишкина. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
В 1870 году Васильев вместе с художниками  И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. В этот период он создаёт множество рисунков и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах»1873 г.В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг». Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Васильев скончался 24 сентября 1873 года в Ялте1.2. Максим Никифорович Воробьев
Русский живописец, великолепный мастер пейзажа, представитель романтизма. Воробьев занимает значительное место в истории русской живописи, как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов. Родился в 1787 году в Пскове в семье вахтера академии художеств. Воробьев в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию, и показал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре и пейзажной живописи. Род живописи, избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный.
В 1820 году Максим Никифорович отправляется в творческую командировку на Восток, за время которой он посетил Смирну, Иерусалим, был у Иордана, Мертвого моря, в Родосе, на Кипре. По возвращении в Петербург Воробьёв написал «Преддверие храма Воскресения в Иерусалиме» (1823) и в том же году — «Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении». Позднее — «Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения. Во время турецкой войны в 1828 г. Воробьёв состоял при свите Николая I для рисования и писания этюдов по его указаниям. Плодом этого времени были: «Вид осады Варны», «Взрыв Варны», «Вид Одессы», «Корабль во время бури, на котором находился государь». Глубоко сохранившиеся воспоминания об Иерусалиме были вызваны к жизни через 16 лет после палестинского путешествия («Общий вид Иерусалима», а также «Вид Константинополя с азиатского берега»). Большая часть деятельности Воробьёва была служебно-художественная, и только в редких случаях он беспрепятственно отдавался художественному настроению. С 1840 г. начинается печальный период жизни Воробьёва; потеряв нежно любимую жену, он стал перерождаться морально в худшую сторону, впал в излишества, развившие в нём болезнь, от которой он скончался в 1855 г.
1.3. Архип Иванович Куинджи
Родился в 1841 в бедной семье. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи.
Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию. Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем. Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Позже Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Он провалил экзамены. Вторая попытка тоже оказалась неудачной. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств. Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии. Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении». В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.
Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.
1.4. Михаил Константинович Клодт
Родился в Петербурге в 1832 в творческой семье. После Горного кадетского корпуса, в восемнадцатилетнем возрасте, в 1851 году Михаил Клодт поступил в Академию художеств. В 1858 году Михаил Константинович заканчивает Академию. За картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» художник получает Большую золотую медаль первой степени и вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера сроком на три года.
В мае 1858 года Клодт с большим желанием работать и совершенствовать свое мастерство отправляется в Швейцарию. Однако швейцарская природа не способствовала вдохновению художника, у него начинается самая настоящая хандра. Клодт решается на смену обстановки, и, переезжает во Францию, в Париж. Ни великолепная архитектура Парижа, ни современная французская живопись не произвели на него впечатления. Русского живописца тянуло на Родину. В 1860 году Михаил Константинович пишет в Академию художеств письмо, в котором просит разрешения вернуться в Россию.
В январе 1861 года художник, наконец, получает от Академии разрешение и возвращается в Россию. Лето этого года Клодт знакомится с Елизаветой Михайловной Станюкович. Однако Елизавета Михайловна ему отказала. После этого Клодт впал в глубокую депрессию. Но вскоре Михаил Константинович женился на Лизе Владимирцовой.
Летом 1863 года родственники пригласили Михаила c женой погостить в Мценский уезд Орловской губернии. Именно здесь, в провинции, художник обретает душевную гармонию, находит темы для своих будущих работ.
9 декабря 1863 года у Клодта родился сын Борис. Жена художника тяжело заболела и в 1865 году она умерла. Вскоре после жены умерла и мать Михаила Клодта. Весной 1866 года художник снова уехал на Орловщину, где полностью посвятил себя работе.
Вернувшись в Петербург, М.К. Клодт первым делом отправился к своей первой любви – Елизавете Михайловне Станюкович. Художник снова сделал ей предложение. В январе 1867 года они обвенчались. А в ноябре у них родился сын Петр.
В конце 1870-х годов у художника произошел разрыв с женой. Вскоре после этого, в январе 1880 года, последовал и выход М.К. Клодта из Товарищества передвижников. В этот период произошло еще одно событие, которое нанесло сильный удар художнику - умер его отец.
Далее художник продолжал совершать ежегодные поездки по России. В 1899 году в возрасте тридцати шести лет умер его сын Борис.
В последний раз имя художника упоминается в 1897 году, в связи с открытием юбилейной выставки Товарищества передвижников. Умер Михаил Константинович Клодт 16 мая 1902 года в Петербурге.
1.4. Исаак Ильич Левитан
Левитан родился 30 августа 1860 года в большой и дружной еврейской семье. Его «нерусское» происхождение до конца жизни будет причиной унижений и лишений, но не заставит его покинуть страну, которая всегда была для него источником вдохновения.
Финансовые трудности заставили семью художника переехать в Москву, где в 13 лет Левитан поступает в Художественное училище. Ранняя смерть родителей едва не перечеркнула планы на образование. Помогли преподаватели и друзья. Молодой художник работает не покладая рук. В конце 70-х годов 19 века Левитан знакомится с Чеховым. Это знакомство было важным для обоих.
Во время ученической выставки в 1879 году одну из работ студента Левитана (Осенний день. Сокольники.) за 100 рублей покупает сам Третьяков. Казалось бы, с этого момента жизнь должна измениться к лучшему. Но нет, в этом же году Левитана, как и всех евреев, высылают из Москвы. Только через год, ему удалось вернуться обратно. В период с 1880 по 1885 годы художник создает свои известные полотна «Осень», «Сосны», «Первый снег». Мастер становится известным, его работы популярны. В 85-м году, вместо диплома художника, училище выдает Левитану диплом «учителя чистописания». Очередное унижение сказывается на здоровье художника. Он уезжает в Крым. Результатом этой поездки стала серия пейзажей. Следующий успех – картины «волжского» периода жизни. Благодаря многочисленным работам, созданным в окрестностях города Плес, Левитан окончательно избавляется от финансовых трудностей, становится знаменитым. Теперь художник отправляется в Европу. А затем опять высылка из Москвы в Тверскую и Владимирскую губернию. Именно в своей вынужденной ссылке Левитан пишет одну из самых своих глубоких и талантливых работ – «Владимирка».
   В 1894 году художник создает полотно, которое принято считать вершиной его творчества – «Над вечным покоем». Никто из русских художников, до Левитана, не приближался в своем творчестве к такой высокой поэтичности и чувственности в изображении природы.
 В 1895 написана знаменитая картина «Золотая осень». Живописец от элегических, очень тонких и душевных работ вдруг перешёл к пышному, яркому, торжественному пейзажу. Его личная жизнь бурлила и была полна страстей во время написания «Золотой осени».
В 1898 году Исаак Левитан получает звание академика и право преподавать в Художественном училище. Свою последнюю работу, наполненную солнечным оптимизмом и теплотой – «Озеро. Русь» - он так и не закончил. Сердце великого русского художника Исаака Ильича Левитана остановилось 4 августа 1900 года.

Вывод: проанализировав биографию, я выявила наиболее ярко выраженные события в жизни выше перечисленных художников, и составила таблицу подтверждающую мою гипотезу.
Художник Событие в его жизни Чувства и эмоции Картина
Фёдор Александрович Васильев Обнаружился туберкулёз.
1871 Безнадёжность, страх «Оттепель»1871
Васильев отправился в поездку по Волге.
1870 Восторг «Вид на Волге. Барки», «Волжские лагуны»
Максим Никифорович Воробьев Смерть жены Клеопатры Лонгиновны.
Начало 40-ых. Депрессия «Дуб, раздробленный молнией.»1842
Архип Иванович Куинджи
В 1880-ых Куинджи вдруг скрылся от публики, запершись в своей мастерской. Жажда покоя Днепр утром. 1881
Женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи-Шаповаловой Любовь «Степь вечером», «Степь» 1875
Михаил Константинович Клодт Долгожданное возвращение в Россию. Он вернулся к работе над картинами.(1861) Патриотизм «Дубовая роща» 1863, «Большая дорога осенью» 1863.
Исаак Ильич Левитан Во время путешествия он открыл красоты маленького, тихого городка Плёс. (лето 1888, 1889, 1890) Плёс обворожил его «Осень. Мельница. Плёс.» 1888,
«После дождя. Плёс» 1889.
Роман с Анной Турчаниновой. Страсть, любовь «Золотая осень», «Март»1895
Гибельные омуты любовных историй и роковых «треугольников» Несчастливая любовь «У Омута» 1892
«Над вечным покоем» 1894

Выводы: Опираясь на таблицу я выделила основные мотивы к творчеству.
Личная жизнь и семья
Влияет на творческую деятельность такие значимые эпизоды, как влюбленность или свадьба, появление и воспитание детей, смерть друзей или близких и многие другие события связанные с личными переживаниями. Так в творчестве Воробьёва ярко выражена картина, представляющая собой аллегорию на смерть жены «Дуб, раздробленный молнией (Буря)».  Пример тому и загадочная картина « У омута» Исаака Левитана, которая как говорил Друг Левитана, художник Михаил Нестеров, картина «У омута» афтобиографична и «отражает нечто пережитое автором и воплощённое в реальные формы драматического ландшафта». Написание Куинджи двух солнечных "Степей" совпадает с радостным моментом в личной жизни Архипа Ивановича. Именно в 1875 году, в год, когда пишутся эти пестрящие цветами и залитые солнцем степи, Архип Иванович женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи-Шаповаловой.
Любовь к родине
Чувство любви к родине и патриотизма отражается в творчестве любого художника. Доказательством тому будет пейзажист Левитан, он бывал за границей трижды, но к природе более яркой, как во Франции и Италии или как в горах Швейцарии, остался равнодушен, он тяготился, скучал по родине. Или Клодт, к которому не приходило вдохновение, пока он не вернулся в Россию.
Новые впечатления
Новые впечатления могут вызваться путешествиями и переездами, а особенно яркие художники часто запечатлеют на своих полотнах. Например, особую известность принесли шедевры Клодта написанные в Орловской, Тульской и Смоленской губерниях, которые вдохновили Михаила Константиновича своей красотой. А для Васильева масса впечатлений и основой для ряда картин послужила поездка по Волге.

Заключение
Поставленные передо мной цели достигнуты. В результате проведённой работы гипотеза подтвердилась. Все значимые события в жизни творца непременно находят свой отклик в его произведениях. Эта научная работа очень полезна для меня, так как я планирую связать свою профессию и жизнь с творческой деятельностью. Проделанная мной работа сформировала у меня понимание того, что первым делом нужно относиться к написанию картины с душой, ведь пропущенная через душу картина привлекает внимание и дарит людям кусочек твоей души. Такой вывод относится не только к художественному искусству, к любому делу в своей жизни нужно относиться с любовью.

Приложение 1
Опрос проходил следующим образом, учащихся 9-10 классов попросили поставить знак «+» напротив известных им художников.
Из 10 художников, внёсших большой вклад в художественную культуру страны, путём опроса, я выбрала 5 пейзажистов, о которых знают меньше остальных. На диаграмме они выделены красным цветом.
1. Илья Ефимович Репин
2. Иван Иванович Шишкин
3. Иван Константинович Айвазовский
4. Виктор Михайлович Васнецов
5.Алексей Кондратьевич Саврасов
6. Исаак Ильич Левитан
7. Михаил Константинович Клодт
8. Максим Никифорович Воробьёв
9. Архип Иванович Куинджи
10. Фёдор Александрович Васильев
Диаграмма 1
Опрос среди учащихся

Используемая литература и интернет-источники
1.Книга «Пейзаж в русской живописи» В.М.Жабцев
2.http://az.lib.ru/n/newedomskij_m/text_0050.shtml3.https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov4.https://ru.wikipedia.org/wiki 5.http://art19.info.
6.art19.info7.www.artsait.ru 
8.https://gallerix.ru