Использование технологии мастерских на уроках географии на примере темы: «Реки» ( География -6 класс)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАСТЕРСКИХ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ: «РЕКИ» (ГЕОГРАФИЯ 6- КЛАСС)
ЦЕЛЬ: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, развивать умение определять географическое положение объекта (реки).
ЗАДАЧИ:
1. Способствовать раскрытию и развитию основных географических понятий о реке и его роли; создать условия для формирования навыков работы с учебным материалом, умения делать схемы, формировать информационные и коммуникативные компетенции.
2. Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, умения делать выводы, навыки самостоятельной работы в процессе получения знаний на основе социального опыта детей.
3. Способствовать воспитанию дружелюбия, взаимовыручки и взаимопонимания, бережного отношения к растениям.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: электронное учебное издание (мультимедийное приложение к учебнику, цифровые образовательные ресурсы), компьютер, мультимедийный проектор, учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии», рабочие тетради, цветные карандаши, раздаточный материал – схемы.

ХОД УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя - мастера
Деятельность учащихся

Индуктор
Учитель приветствует учащихся и показывает рисунок.
«Здравствуйте, ребята. Сегодня мне хотелось бы начать нашу мастерскую рисунком.
- Что изображено на рисунки?
Бегу я, как по лесенке, По камушкам, звеня. Издалека по песенке. Узнаете меня.
(Рис. 1.)
Внимательно смотрят. Определяют тему урока и записывают тему урока рабочий тетрадь.

Афиширование
- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?
- Верно, о реках.
-Что такое река?

Учащиеся делятся с классом своими мыслями. Делают вывод, что река – естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле.

Социоконструкция
На доске демонстрируется таблица «Речная долина». Надо подписать на рисунок слова «русло», «терраса», «речная долина» после сообщения о составных частях речной долины.
(Учебник, стр.87) (Рис.2.)

Работа в парах, обсуждение проблемы. Ребята должны выяснить их каких частей состоит речная долина. Они рисуют схему и делают надписи у себя на рисунках

Афиширование
- Теперь вы свои работы можете показать друг - другу.
Рисунки сравниваются.

Разрыв

- Посмотрите рисунки ваших товарищей, их записи. У всех ли одинаковые мнения?
Учитель обобщает рисунки.
Ребята выделяют сходства и различия. Делают вывод, что не все думают одинаково.

Социализация

- Чтобы убедиться в правильности своего мнения, откройте учебник (стр. 87, рис. 57). Определите, из каких частей состоит речная долина. Возьмите свои рисунки и доработайте их.
Дети дорабатывают рисунки, находят свои ошибки и корректируют их.

Социоконструкция
- Давайте разберём, из каких частей состоит река и речная система. (Формирование понятий: исток, устье, приток, речная система, водораздел, речной бассейн.) ( Рис.3.4.)






Учитель предлагает ребятам познакомиться разнообразие рек. Посмотрите на доску. Здесь представлены немые схемы о разнообразие рек. Вам необходимо заполнить данные схемы. Используйте в работе рисунки и материалы учебника на стр. 90-94
1.Реки

по питанию


дождевые снеговые подземные
смешанные

2.Реки

по режиму

половодье паводок межень
3.Реки

по характеру течения

горные равнинные

водопады пороги
Дети работают в парах. Рассматривают рисунки учебника, схемы и формируют понятий: исток, устье, приток, речная система, водораздел, речной бассейн.
Дети работают в парах, заполняет данные схемы

Социализация
Вы сейчас просмотрите информацию из мультимедийного приложения «Разнообразие рек» и проверите свои работы.
- Покажите свои работы товарищу по парте или тому, кому хочется. Обменяйтесь мнениями.
Просматривают предложенную информацию.
Сравнивают свои схемы и определяют правильность своего мнения.


Афиширование
- Сделайте вывод по результатам своей работы.
Ребята выступают и характеризуют представленные схемы.

Самоконструкция
-Посмотрите внимательно на экран. На схеме цифрами обозначены крупнейшие речные системы мира.
-Найдите на карте атласа и назовите эти великие реки Земли.
(Рис.5.)
Сравнивают свои работы

Домашнее задание
§30, задание №8 – описание реки своего село по предложенному плану.


Рефлексия
Ответьте на рефлексивный тест:
1. Я узнал много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На уроке было над чем поработать.
4. Я получил ответы на возникшие вопросы.
5. На уроке я поработал добросовестно и достиг цели.
Учащиеся индивидуально отвечают на рефлексивный тест.

Список литературы
1. Начальный курс географии. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.- 3-е изд., стереотип.-М. : Дрофа, 2006.-174,[2] с.: ил., карт
2. Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995. 3. Окунев А.А. «Урок? Мастерская? или » Санкт – Петербург, 2001.  4. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта / Сост. И.А.Мухина. - СПб., 1995. 

Заголовок 1 Заголовок 415