Урок Свойства черных и цветных металлов


ТЕХНОЛОГИЯ 6 класс

УРОК № 36,37 14.02.13 г

РАЗДЕЛ «Технология обработки металлов.»
Тема: «Свойства чёрных и цветных металлов».
Цели:
Образовательная – дать представление учащимся о различии металлов и сплавов , видах металлов и сплавов .
Воспитательная – прививать навыки рационального использования материалов .
Развивающая – развивать технический кругозор.
Методы проведения занятия : беседа с закреплением материала , просмотр видеофильма .
Межпредметные связи : химия – состав сплавов ; русский язык – написание слов «алюминий , дюралюминий» .

Материально-техническое оснащение : образцы металлов и сплавов , образцы проволоки , видеофильм «Черная и цветная металлургия» , таблица Менделеева .
Литература : учебник «Технология 6 класс» под редакцией В.Д.Симоненко
Ход урока
1этап урока: Организационный – проверка готовности класса к восприятию знаний. Цель – общий настрой учащихся на работу – 5 мин.
2 этап урока: Актуализация прежних знаний – 15 мин.
Самостоятельная работа с тестом «Устройство токарного станка для обработки древесины» .
1.Какую форму приобретает заготовка в результате обработки точением ? а)форму тела вращения ; б)форму призмы ; в)форму куба ; г)форму пирамиды .
2.Для чего служит передняя бабка ? а)для передачи вращательного движения заготовке ; б)для закрепления заготовки и передачи ей вращательного движения ; в)для установки и крепления заготовки .
3.Для чего служит задняя бабка ? а)для поддержки и крепления заготовки ; б)для закрепления заготовки ; в)для поддержания заготовки .
4.Как называется рабочий вал передней бабки токарного станка ? а)шпиндель ; б)стержень ; в)ось ; г)вал .
5.Опорой для чего служит подручник с держателем ? а)для контрольного инструмента ; б)измерительного инструмента ; в)режущего инструмента .
6.В какой строке правильно перечислены приспособления к токарному станку по древесине ? а)патрон , планшайба ; б)трезубец , планшайба , патрон ; в)патрон , трезубец .


3 этап урока – Формирование новых знаний , умений , навыков – 35 мин .


Изложение нового материала . Вводная беседа.

А сейчас мы познакомимся со свойствами черных и
цветных металлов, сплавов, узнаем о необходимости знания их
при изготовления изделия. Познакомимся с видами черных,
цветных металлов и сплавов.
Термин металл происходит от греческого слова « металлом»,
которое родилось от латинского слова « металлум», что
означает шахта, рудник, руда.
В глубокой древности люди познакомились с железом, которое
содержалось в метеоритах – египтяне называли их небесными,
греки – звездными. Метеоритное железо вначале ценилось
дороже золота. Железные украшения носили самые богатые,
знатные люди. Любая современная страна должна иметь много
хорошего металла, т.к. это не только вилки, ложки, а прежде
всего техника, танки и т.д.
Но прежде чем приступить к изготовлению какого-либо
изделия, нужно правильно выбрать подходящий для него
материал. Металлы в технике применяются не в чистом виде,
а в виде сплавов, которые получаются путем смешивания в
расплавленном состоянии двух или нескольких металлов
в точно определенном соотношении. Правильный выбор
подходящего для изделия металла или сплава можно сделать,
зная его свойства. (Например, броня, подводная лодка).


Сплав – сложное вещество , состоящее из двух и более металлов или неметаллов с характерными для них свойствами .
Запись в тетрадях.

Виды металлов и сплавов.

1. Черные. Железо. а) сталь – до 2% ( болты, инструменты); б) чугун – 2 -4 % (радиаторы отопления).
2. Цветные – все остальные Медь – красная (провода) Алюминий – серебристый ( в авиации, электротехнике); Сплавы Латунь – медь + цинк (клеммы) Бронза – медь + свинец + олово (желто-красная) (краны, скульптуры) Дюроалюминий – алюминий + медь, магний, цинк (в авиации, машиностроении) Сплавы не ржавеют, легко обрабатываются.


Часто сплавы обладают лучшими свойствами , чем их составные части . Каждый металл и сплав обладает определенными механическими и технологическими свойствами .Самостоятельная работа учащихся с учебником стр.66 – 68 , записать в рабочей тетради механические и технологические свойства металлов и сплавов . Запись в тетрадях.

Свойства черных и цветных металлов и сплавов.


Механические свойства
Технологические свойства

 
 Электро- и теплопроводность

1)Прочность – выдерживает
1). Ковкость – новая форма под

нагрузки. (Ушко)
действием удара.

2). Твердость – сопротивление
2). Жидкотекучесть – заполнять

внедрению (опыт).
литейную форму. (Тиски).

3). Упругость – способность
3). Обрабатывается резанием

восстанавливать форму.
различным инструментом.

(Линейка. Опыт).
(Опиливание напильником).

4). Пластичность – изменяем
4). Сворачиваемость металлов

форму без разрушения.
низкая.

(Опыт)
5). Коррозийная стойкость

 
(ведро, банка консервов).






Самостоятельная работа с учебником
Просмотр видеофильма .

4 этап урока – Систематизация полученных знаний – 15 мин.
Работа с тестом «Свойства металлов и сплавов»
1.Сталь – это сплав :
а)железа с углеродом ; б)цинка с медью ; в)железа с чугуном ; г)меди со свинцом или алюминия .
2.Металлы и сплавы обладают :
а)лучшими свойствами ; б)вкусовыми качествами ;
в)механическими и технологическими свойствами .
3.Какой сплав называется чугуном ?
а)сплав железа с углеродом ;
б)сплав железа с углеродом , содержащим до 2,14% углерода ; в)сплав железа с углеродом , содержащим до 34,5% углерода .
4.Какими свойствами должна обладать сталь для изготовления пружины ?
а)хрупкостью ; б)упругостью ; в)твердостью ; г)пластичностью .
5.В какой строке перечислены сплавы цветных металлов ?
а)бронза , медь , олово ;
б)латунь , медь , цинк ;
в)бронза , латунь , дюралюминий ;
чугун , сталь .
6.Встречается ли в природных условиях сталь и чугун ?
а)встречается везде ; б)не встречается ;
в)встречается в горах ; г)встречается очень редко .

5этап урока – подведение итогов – 10 мин.
Цель – выяснить, понятна ли была тема для учащихся, если возникли проблемы, то поставить целью на следующие уроки разрешить все спорные вопросы. Выставление оценок.















15