Рабочая логопедическая программа, 1-2 класс ОНР, нарушение процессов формирования чтения и письма


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«///////////////////////////////////////»
Рассмотрено
на заседании МО
___________//////////////////////////
Протокол № 1 от ///////////////// Согласовано
на заседании МС
заместитель директора
____________/////////////////
Протокол №1 от //////////////////.
Утверждаю
директор МБОУ
«/////////////////////////////////»
________________//////////////////
Приказ № //// от //////////////////
Рабочая логопедическая программа
по коррекции общего недоразвития речи и нарушений процессов формирования чтения и письма
для обучающихся 1-2 классов
Учитель-логопед //////////////////////////////////////
2015г.
Пояснительная записка
В настоящее время резко возросло число обучающихся со сложными речевыми расстройствами. Наиболее трудным является коррекционное обучение детей с общим недоразвитие речи (ОНР), поскольку оно представляет собой сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
Для младших школьников с ОНР характерны нарушения всех сторон речи (звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматический компонент, связная речь), а также недостаточная сформированность психологических предпосылок для овладения полноценными навыками учебной деятельности.
Речевое развитие этих детей удовлетворяет потребностям их повседневного общения, однако опыт практической работы показывает, что дети данной категории при обучении в школе испытывают значительные трудности в усвоении программного материала по обучению грамоте и русскому языку.
В основе возникновения стойких специфических ошибок у учащихся с ОНР лежат объективные причины:
1. Недостаточная сформированность фонематического анализа и синтеза ведёт к искажению звуконаполняемости слова и нарушению слоговой структуры.
2. Недостаточная сформированность фонематического слуха проявляется в трудности различения звуков родного языка.
3. Отсутствие или дефектное произношение звуков затрудняет общение.
4. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к трудностям в структурном построении предложения.
5. Недостаточная сформированность пространственных и временных представлений является одной из причин появления оптических ошибок, затруднения при нахождении ошибок во время проверки письменных работ учащимися.
6. Недостаточное развитие слухового, зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления сказывается на ухудшении в усвоении учебной программы.
Общая характеристика логопедической программы
Важность разработки коррекционно-развивающей программы обусловлена возрастающей численностью детей с ОНР в общеобразовательных школах.
Целью данной программы является организация коррекционных занятий, способствующих развитию фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, когнитивных процессов и создание предпосылок к полноценному овладению учебной программой по русскому языку и чтению.
Программа рассчитана на обучающихся 1-2 классов общеобразовательных школ с ОНР III уровня.
В течение учебного года проводится 60 занятий, 2 раза в неделю, продолжительностью 40 минут. Оптимальное количество детей в группе 4-5 человек. Количество часов на изучение каждой темы определяется составом конкретной группы.
Данная программа строится с учётом принципов системности, комплексности, поэтапного речевого и когнитивного развития, принципа постепенного усложнения заданий и речевого материала, онтогенетического принципа, а также общих дидактических принципов (научности, доступности, сознательности, наглядности, индивидуально-ориентировочного обучения детей).
При проведении коррекционно-развивающих занятий применяются словесные методы (рассказ, беседа, объяснения, разъяснения), практические (различные упражнения), наглядные (иллюстрации) и частично-поисковые.
Программа предусматривает проведение проверочных заданий различных типов (слуховые диктанты, зрительные диктанты, проверочное списывание, грамматические задания). Проверочные итоговые работы предназначены для выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков обучающихся. Проводятся проверочные работы после изучения каждой темы и в конце учебного года.
Задачи коррекционно-обучающей программы:
1. Формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий.
2. Корригирование дефектов произношения.
3. Обогащение и развитие словарного запаса у учащихся с ОНР, обучение точному употреблению слов, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию у детей умений пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
4. Обогащение словаря детей путём подбора антонимов и синонимов;
5. Развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания;
6. Развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний;
7. Развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.
Адресат программы: обучающиеся 1-2 классов с общим недоразвитием речи, испытывающие затруднения при овладении письменной речью.
Место логопедического курса
Данный курс представляет собой систему работы по коррекции общего недоразвития речи (ОНР). Он направлен на осуществление специальной логопедической помощи обучающимся, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы с учетом закономерностей нормального онтогенеза.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование внутренней позиции обучающегося;
- повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д).
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Предметными результатами прохождения данной программы является сформированность следующих умений:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- произносить нормировано все звуки русского языка в любых речевых условиях;
- проводить анализ артикуляции звуков;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- определять ударные и безударные гласные, слоги;
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
- определять количество звуков и слогов в словах;
- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов
- восстанавливать предложения с заданными звуками.
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- определять ударные и безударные гласные, слоги;
- образовывать новые слова в основных лексико-грамматических разрядах слов;
- дифференцировать сходные звуки, сходные по акустическому и кинестетическому признаку;
- осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава;
- подбирать синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова к предложенному слову;
- пересказывать тексты, соблюдая логику повествования и структуру;
- восстанавливать деформированные тексты;
- сравнивать слова со сходным значением;
- пересказывать тексты по опорным словам, по серии картинок;
- составлять рассказ из отдельных предложений, данных вразбивку;
- соблюдать правила согласования слов в словосочетаниях и предложениях.
Содержание коррекционно-развивающего курса
Реализация поставленных задач возможна лишь в случае взаимосвязанной работы в нескольких направлениях, а именно:
I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.
Работа над развитием фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности: на 1-м этапе выделяется звук на фоне слова, определяется место звука (начало, середина, конец) с предварительной отработкой этих понятий на предметном уровне; на 2-м этапе происходит развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам в слове).
На следующем этапе формируется фонематическое восприятие (дифференциация фонем). Начинается работа с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков. Эта работа подготавливает детей к осуществлению слуховой дифференциации звуков. Дифференциации смешиваемых звуков проводится на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
II. Коррекция дефектов звукопроизношения.
III. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.
Данный вид работы направлен на уточнение значения слов, имеющихся у детей, формирование и обогащение словарного запаса. Необходимо совершенствовать и развивать грамматическое оформление речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, различными способами словообразования и словоизменения на практическом уровне. Работа начинается с развития представлений о речи, предложении, слове, как основной языковой единице. Далее последовательность работы по восполнению лексических средств следующая:
- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов;
- практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок;
- обогащение словаря подбором родственных слов;
- формирование представлений о предлогах и способах их использования;
- дифференциация приставок и предлогов;
- практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления;
В течение учебного года проводится работа над развитием грамматических норм родного языка.
IV. Развитие связной речи.
В ходе данного направления обучающиеся учатся чётко излагать свои мысли, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию.
V. Развитие психических процессов.
Данная работа предусматривает:
1) Развитие высших психических функций: внимания (концентрации, переключения, устойчивости, объёма внимания); памяти (кратковременной, долговременной, слуховой, зрительной); мыслительных операций (обобщения и классификации, аналогии, установление причинно-следственных связей, сравнения и абстрагирования). Развитие зрительного восприятия, формирование буквенного гнозиса.
2) Формирование пространственных представлений (исходным является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, определение последовательности предметов, графических знаков, букв).
3) Формирование временных представлений включает в себя выяснение, уточнение и активизацию основных единиц времени, определение временной последовательности каких-либо действий и событий, периоды человеческого возраста и роли в семье.
4) Развитие графомоторных навыков, моторных движений.
Тематическое планирование курса (1 класс)
№ занятия
Тема коррекционного занятия Содержание коррекционной работы Коррекционная работа по развитию лексико-грамматического строя речи Работа по развитию связной речи Количество часов
Формирование пространственных представлений.
Определение направлений в пространстве. Дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в схеме собственного тела и тела стоящего напротив. Практическое ознакомление с предлогами, формирование умения правильно употреблять их в речи. Уточнение и пополнение словаря словами, обозначающие пространственные явления. Развитие умений подбирать слова-антонимы. Лексическая тема «Части тела»
Словарь: название частей тела; левый-правый, назад-вперёд, вверх-вниз, над-под, на-в, около, напротив. Составление предложений по картине со словами, отражающие пространственные взаимоотношения объектов.
1
Формирование временных представлений.
Развитие и уточнение временных понятий.
Уточнение и пополнение словаря словами разных частей речи, обозначающие временные понятия. Развитие умений подбирать слова-антонимы.
Лексические темы: «Времена года», «Части суток», «Дни недели».
Словарь: вчера, сегодня, завтра, выходной день, рабочий, между, перед, после, весна-осень, лето-зима, день-ночь, вечер-утро. Составление предложений по картине с использованием слов, обозначающие временные представления.
1
Предложение. Границы предложения.
Формирование представлений о предложении. Знакомство с понятием «предложение». Определение границ предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце предложения. Интонационное оформление предложения. Моделирование схемы предложения.
Формирование представлений о слове, его лексическом и грамматическом значении. Деление предложения на слова. Определение порядка слов в предложении. Графическое изображение слов (короткие предлоги и длинные). Моделирование схемы предложения с определением порядка слов в предложении. Упражнение в согласовании глагола с существительными в числе и роде. Определение слов, отвечающих на вопросы: кто? что? что делает? Упражнение в словоизменении имён сущ. по числам. Подбор к именам существительным глаголов; подбор к существительным имён прилагательных, согласование их в роде и числе.
Лексическая тема «Осень».
Словарь: признаки осени, грибы, жёлтый алый, золотистый, оранжевый, листопад и т.д.
Составление простых предложений по картинке из 2 слов.
Распространение предложений до 3-5 слов.
Составление предложений с опорой на схему из 2-4 слов; 2-5 слов;
Составление предложений из деформированных
Ответы на вопросы по содержанию текста Н.Сладкова «Осень на пороге», «По грибы».
Последовательный пересказ с опорой на картинки и вопросы 1
Предложение. Слово.
Дифференциация понятий «предложение», «слово».
1
Строение и функции речевого аппарата. Звуки речи (речевые и неречевые).
Образование звуков речи. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Образование гласных и согласных звуков, их дифференциальные признаки. Графическое обозначение гласных и согласных звуков.
Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов: дождь-дождик, ветер-ветерок. Образование относительных прилагательных: осенний, дождливый и т.д.
Обогащение словаря словами антонимами (ясно-пасмурно, холодно-тепло, сырой-сухой и т.д.)
Лексическая тема: «Осень».
Неречевые звуки: шелест, шуршание листьев, капли дождя.
Словарь: осень, природа, увядание, листопад, сырость, ненастье, лужи, дождь, небо, солнце, тучи, туман, изморозь и т.д. Составление простых предложений по картине; с опорой на схему предложения.
Последовательный пересказ с опорой на картинку «В октябре». 1
Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук-буква».
1
Гласные звуки и буквы, их артикуляция. Уточнение артикуляции гласных. Узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции. Формирование понятия о букве, как о графическом образе звука. Определение гласных звуков в начале, середине, конце слова и изображение их графически. Звуковой анализ с опорой на схемы. Развитие умений простых форм звукового анализа и синтеза. Упражнение в изменении имён существительных по числам. Определение слов предметов и постановка вопросов: кто? что?
Лексическая тема: «Огород. Сад».
Составление предложений из 3-5 слов, графическое оформление на письме. 1
Слогообразующая роль гласных. Слоговой состав слова. Развитие слогового анализа и синтеза.
Дифференциация понятий «слово», «слог». Деление слов на слоги. Определение слогов по количеству гласных. Вычленение гласных звуков из слогов и слов. Образование относительных прилагательных (сок из моркови - морковный)
Лексическая тема: «Урожай».
Словарь: овощи, фрукты, ягоды, грибы.
Ответы на вопросы по содержанию текста «Любимое время года» и последовательный пересказ с опорой на картинки. 1
Ударение. Ударный слог, ударная гласная. Определение ударного гласного звука в слове.
Составление описательного рассказа по схеме об овощах и фруктах. 1
Гласные звуки и буквы: [а, у, о, ы].
Закрепление изученных букв.
Гласные звуки и буквы. Слог. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных звуком [и], опираясь на слуховое восприятие. Выделение гласных звуков из звукового ряда, слога, слова. Определение места и последовательности гласного звука в слове. Звуковой, слоговой анализ и синтез.
Графическое оформление предложений на письме. Упражнение в образовании относительных прилагательных; образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе; согласование числительных с существительными, образование сложных слов (длинноногий, звонкоголосый); название детёнышей птиц.
Лексические темы: «Перелётные птицы», « Ягоды», «Фрукты», «Овощи». Составление простых предложений и распространение их словами признаками. Составление предложений из деформированных с добавлением пропущенного слова. Последовательный пересказ с опорой на вопросы, картинки Л.Воронкова «Лебеди» 2
Звук и буква [и]. Дифференциация звуков и букв: - [ы-и]
.
1
Согласные звуки. Дифференциация согласных по твёрдости и мягкости Определение согласных в начале, середине, конце слова. Выделение согласных из слогов. Определение мягкости и твёрдости согласных; звонкости и глухости. Схематическое изображение согласных. Развитие фонематического слуха, восприятия, простых форм звукового анализа и синтеза. Моделирование звукового состава слов.
Подбор к существительным им. прилагательных. Упражнение в согласовании им. прилаг. с им. сущ. в роде и числе (сосновый - шишка, бор). Лексическая тема: Изменения жизни животных осенью.
Составление деформированных предложений и распространение их словами признаками.
Ответы на вопросы по содержанию текста «Осень в лесу» и последовательный пересказ с опорой на картинки 1
Согласные звуки. Дифференциация согласных по звонкости - глухости 1
Согласные звуки и буквы. Звуки и буквы [н, м, с].
Выделение согласного звука из звукового ряда, слога, слова. Определение позиции звука в слове. Определение места звука в числовом ряду. Составление слов с заменой звуков в начале слова (рак - мак). Дифференциация согласных и гласных звуков, твёрдых и мягких, звонких - глухих согласных. Характеристика согласных звуков. Упражнять в определении количества и последовательности звуков и слогов в словах с опорой на схему. Звука - буквенный, слоговой анализ и синтез. Чтение прямых и обратных слогов. Упражнение в подборе антонимов. Подбор глаголов, прилагательных к существительным; образование родственных слов. Составление словосочетаний по способу согласования, их анализ. Формирование представлений о предлоге (на), его смысловом значении и навыков правильного употребления.
Лексическая тема: «Домашние животные и птицы».

Составление рассказа о животных с опорой на схему. Распространение предложений словами признаками. Составление деформированных предложений по схеме с опорой на картинки;
1
Дифференциация согласных [м]- [н], [м,] [н,]
1
Согласные звуки и буквы [к] [т], [л], [в],[ п], [ р].
Звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез простых и сложных слов. Замена согласных звуков в начале и в конце слова (там-так, дом-ком). Преобразование слов (дом-ком-сом-том). Чтение слоговых таблиц (прямые, обратные слоги, со стечением согласных в начале слова). Письмо слогов и коротких слов, не расходящихся с произношением. Составление деформированных предложен. Оформление предложения на письме. Установление порядка слов в предложении. Упражнять в подборе глаголов к именам существительным: «Кто как голос подаёт», «Кто как ест». Образование притяжательных прилагательных; образование форм глагола настоящего времени (мёл-метёт), сущ. ж. рода; образование формы имён сущ. В п. и Д.п. Формирование представлений о предлоге (в, к, по, от), его смысловом значении и навыков правильного употребления. Лексическая тема: «Дикие и домашние животные, их детёныши», «Профессии».
Пересказ рассказов Е.Чарушина «Кто как живёт (заяц, белка, волк)». Составление предложений со словосочетаниями по способу управления, с предлогами. Составление описательного рассказа по схеме о животных (мнемотаблицы).
2
Звук и буква [з] - [з/]- Зз.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез сложных форм. Определение места звука в цифровом ряду; последовательности звуков в слове. Чтение слогов, слов со стечением согласных. Упражнение в согласовании существительных с числительными. Формирование представлений о предлоге (за), его смысловом значении и навыков правильного употребления.
Составление предложений по картинке с предлогом «за», опираясь на схему.
1
Дифференциация звуков и букв [з] - [с] [з,]-[с,] , З-С.
Дифференциация звонких и глухих согласных. Выделение и дифференциация звуков и букв - з-с - в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов. Сравнение звукового состава слов-паронимов и уточнение их лексического значения (коза-коса). Определение «склеенных» слов и составление из них предложения. Упражнение в образовании родственных слов, и подборе антонимов, синонимов.
Лексическая тема: «Зима. Признаки зимы».
Словарь: снег, лед, гололедица, узоры, снежинки, холод, мороз, стужа, метель, снегопад.
Составление деформированных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста «Зима». Последовательный пересказ рассказа описательного характера «Зима» с опорой на картинки. 2
Звук и буква [б] - [б/]- Бб.
Согласные звуки. Перенос слов. Звуко-буквенный, слоговой анализ и синтез сложных форм.
Упражнение в образовании прилагательных и глаголов от имени существительного (боль-больной-болеть). Составление деформированных предложений.
1
Дифференциация звуков и букв [б] - [п] [б,]-[п,] , Б-П.
Дифференциация звонких и глухих согласных Выделение и дифференциация согласных звуков и букв - б-п - Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез. Образование слов-паронимов, путём замены согласного звука в начале, середине слова. Сравнение звукового состава слова и уточнение лексического значения слов. Перенос слов по слогам. Чтение предложений. Упражнение в образовании глаголов от имён существительных, прилагательных. Подбор антонимов. Лексическая тема: «Зимние игры». Определение главных слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящих в это предложение.
2
Проверочный диктант «Зима» 1
Звук и буква [д] - [д/]- Дд.
Согласные звуки и буквы. Выделение и дифференциация согласных звуков и букв - д-т - в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа со словами – паронимами. Сложные формы звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слов с различной слоговой структурой. Чтение слоговых таблиц. Письмо слов со стечением согласных в начале, конце слова.
Упражнение в согласовании им. существительных с числительными, образование глаголов с приставками (подлетают, отлетают и т.д.) Формирование представлений о предлоге (от), его смысловом значении и навыков правильного употребления.
Лексическая тема: «Зимующие птицы».
Составление предложений по схеме с предлогом «от». Составление деформированного текста (2-3 предложения). Ответы на вопросы по содержанию текста «Январь».
Последовательный пересказ «Тёплая кормушка» 1
Дифференциация звуков и букв [д] - [т] [д,]-[т,] ,Д-Т.
2
Гласные 2-го ряда (я, ё, ю, е).
Буквы Я, Е, Ю, Е. Артикуляция гласных звуков 2-го ряда Звуки - йа -,-йу -,йо-йэ -. Обозначение мягкости согласных буквами 2-го ряда. Перенос слов. Ударение. Сложные формы звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слов с различной слоговой структурой.
Анализ слов-паронимов (мал - мял), уточнение их лексического значения.
Большая буква в именах собственных. Упражнение в образование формы Р.п. ед. числа; Т.п. им. существительных; Упражнение в образовании притяжательных прилагательных. Подбор антонимов. Лексические темы: «Одежда. Обувь. Жизнь диких животных зимой»
Обучение составлению сложноподчиненных предложений. Последовательный пересказ «В зимнем лесу». Последовательный пересказ описательного характера «Зимняя одежда». Составление описательного рассказа по теме «Одежда. Обувь» с опорой на схему (мнемотехника) 4
Звук и буква [г] - [г/]- Гг.
Дифференциация звуков и букв [г] - [к] [г,]-[к,] , Г-К в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные, звонкие-глухие. Сложные формы звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слов с различной слоговой структурой.
Образование и анализ слов-паронимов (игра-икра). Перенос слов по слогам.
Подбор синонимов; подбор глаголов к именам существительным; согласование им. существительных с числительными. Формирование представлений о предлоге (к), его смысловом значении и навыков правильного употребления. Лексическая тема «Зимние забавы».
Составление предложений с предлогом «к» с опорой на картинки. Последовательный пересказ «Снежные фигуры».
2
Звук и буква [ж], Жж.
Всегда твёрдые согласные. Сложные формы звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слов с различной слоговой структурой.
Звонкие и глухие согласные. Образование слов – паронимов.
Сочетание ШИ, ЖИ в словах. Упражнение в образовании относительных прилагательных; согласование имён прилагательных с именами существительными, изменение их по числам. Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом в единственном и во множественном числе. Подбор синонимов. Лексическая тема: «Транспорт»
Словарь: самокат, корабль, лодка, трамвай, самолёт, легковой, городской, воздушный, водный, наземный, пассажирский, грузовой. Чтение коротких текстов и определение главной мысли. Последовательный пересказ
«Полезная прогулка».
1
Звук и буква [ш], Шш.
1
Дифференциация зв. и букв [ж] – [ш]. Ж ж, Ш ш в слогах, словах, словосочет., предлож-х2
Мягкий знак – как показатель мягкости согласных в конце, середине слова.
Мягкий знак. Мягкие согласные. Перенос слов с мягким знаком. Сложные формы звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слов с различной слоговой структурой. Сопоставление слов - паронимов по звучанию и написанию.
Изменение им. существительных по числам; согласование им. прилагательных с именами существительными в роде; подбор антонимов. Лексическая тема: «Весна, весенние месяцы».
Словарь: оттепель, капель, половодье, ледоход, ручьи.
Составление деформированного текста (2-4 предложения).
Ответы на вопросы по содержанию текста «Март». Пересказ описательного рассказа «Весна». 2
Звук и буква [й], Йй в конце, середине слова.
Дифференциация Й-Ё (по необходимости).
Всегда мягкие согласные. Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов с различной слоговой структурой. Правило переноса слов с буквой «й». Чтение деформированных предложений с пропущенным слогом.
Подбор им. прилагательных к именам существительным; изменение глаголов по числам (играй - играйте). Лексическая тема: «Весенняя погода», «Перелётные птицы».
Составление деформированного текста. Чтение деформированного текста с пропущенным словом и его пересказ.
Последовательный пересказ «Строители гнёзд».
2
Звук и буква [ч] Чч.
Всегда мягкие согласные. Сложные формы звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слов с различной слоговой структурой. Образование и анализ слов-паронимов по звучанию и написанию.
Звукобуквенный анализ и синтез слов с различной слоговой структурой. Правило - ЧА-ЧУ, - ЩА-ЩУ -.Сочетания ЧК,ЧН,ЩК,ЩН пишутся без мягкого знака. Образование слов с уменьшительно - ласкательным и с увеличительным суффиксом; притяжательных прилагательных. Лексическая тема: «Профессии», «Рыбы».
Составление деформированных предложений с пропущенным слогом, словом. Последовательный пересказ рассказа «Апрель».
Составление деформированного текста «Щучка». Последовательный пересказ текста Е.А.Пермяк «Первая рыбка».
1
Звук и буква [щ] Щщ1
Дифференциация звуков и букв [ч]- [щ] Ч, Щ в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях.
Дифференциация [ч]— [т,]- (выборочно, по необходимости). 2
Звук и буква [ц] Цц.
Сложные формы звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слов с различной слоговой структурой.
Всегда твёрдые согласные. Звукобуквенный анализ и синтез слов с различной слоговой структурой.
Образование и анализ слов-паронимов по звучанию и написанию.
Упражнение в образовании существительных женского рода (лев-львица, воспитатель-воспитательница и т.д.); образование слов с уменьшительно - ласкательным и увеличительным суффиксом. Частица - тся - пишется, - ца - читается. Образование глаголов с частицей -тся-. Чтение предложений с пропущенной частицей «тся». Лексическая тема: «Первоцветы».
Составление рассказа по схеме о цветах.
1
Дифференциация звуков и букв с-ц в слогах, словах, словосочетаниях, в предложениях. 1
Развитие грамматического строя речи.
Предлоги.
Дифференциация предлогов: В-НА; В - ИЗ; НАД-ПОД; К-ПО, ОТ-К
Предлоги. Написание предлогов со словами.
Формирование представлений о предлогах, их смысловом значении и навыков правильного употребления
Связь слов в предложении с помощью предлогов; согласование слов в предложении.
Составление предложений с опорой на схему; составление деформированных предложений с пропущенным предлогом. Распространение предложений.
Установление связи между словами в предложении при помощи вопросов. Членение сплошного предложения на слова; текста на предложения.
Составление предложений. Составление текста из предложений. Оформление
предложения. 3
Составление и анализ простых распространённых предложений.
Составление деформированного текста.
Развитие умения составлять и анализировать простые распространенные предложения. Выделение главных членов предложения; количество слов в предложении.
Работа с деформированным текстом.
Выполнение упражнений по согласованию слов в роде, числе и падеже.
Лексическая тема: «Весенние месяцы. Май». «Насекомые». «Цветы».
3
Последовательный пересказ текста повествовательного характера с опорой на картинки и вопросы Развитие умения грамматически правильно строить предложения. Развитие умений и навыков построения связного высказывания.
Последовательный рассказ повествовательного характера «Храбрецы» с опорой на план и без него. 2
Составление повествовательного рассказа. Развитие умений и навыков составления повествовательного рассказа Составление повествовательного рассказа «Май», «Муравей» (на выбор) 1
Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки и план. Развитие умений и навыков построения связного высказывания. Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки и план. Лексическая тема «Весна» 2
Проверочный контрольный диктант.
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок. 1
Итоговое занятие. 1
Итого: 60
Тематическое планирование курса (2 класс)

занятия Тема коррекционного занятия Содержание коррекционной работы Коррекционная работа по преодолению грамматических и лексических трудностей Работа по развитию связной речи Кол-во часов
1. Речь. Текст. Предложение. Слово. Дифференциация понятий. Смысловая и интонационная оформление предложений. Формирование полноценных представлений о предложении, его структуре, грамматическом и интонационном оформлении. Роль интонации. Упражнение в распространении предложений. Членение текста на предложения. Анализ предложений. Составление деформированных предложений, текста. Деление сплошного текста на предложения. Определение количества и последовательности звуков в слове. Порядок слов в предложении. Упражнение в изменении сущ. по числам. Образование относительных прилагательных. Лексическая тема: «Осень»: - признаки,- изменения в природе. «Растительный мир» (деревья, кустарники, травы); (пурпурный, багряный, жёлтый, алый, золотистый, оранжевый, листопад). Составление предложений по схеме, по картинке. Последовательный пересказ рассказа «Признаки осени» с опорой:
- на картинки
-на опорные слова
Составление описательного рассказа с опорой на схему (деревья). 2
2. Работа над словом. Слова, обозначающие предметы. Формирование представлений о слове, его лексическом и грамматическом значении. Постановка вопросов к словам. Определение и выделение слов, обозначающих: предметы, действия, признаки. Дифференциация слов предметов, слов признаков, слов действий. Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Имя существительное. Изменение сущ. по числам. Образование сущ. с ум-ласк. суффиксом; формы слов Р. п. мн. ч. Лексическая тема: Труд людей осенью. (Комбайн, комбайнёр, хлебороб, пшеница, овёс, ячмень, рожь) Составление предложений по опорным словам. Определение границ предложения. 1
3. Слова, обозначающие действия предметов. Слова, отвечающие на вопрос:
Что делает? Что сделает? Образование глаголов в ед. и мн. числе. Образование глаголов с помощью приставок. Лексическая тема: Труд людей осенью. Составление предложений по демонстрации действий. Пересказ текста Н.Сладкова «Мужик и медведь 2
4. Дифференциация слов, обозначающих предметы и слов, обозначающих действия предметов. Согласование глагола с именем существительным в роде и в числе Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения Лексическая тема: Урожай. (Овощи, фрукты, грибы). Составление деформированных предложений с пропущенным словом, обозначающим предмет; действие. 2
5. Слова, обозначающие признаки предметов. Слова, отвечающие на вопрос: какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное. Упражнение в подборе прилагательных к существительным в роде и числе, задавая вопросы (Какой? (ая? ое? ие?)). Образование относительных прилаг. от существительных. Лексическая тема: Урожай. (Овощи, фрукты, грибы). Составление предложений по картинке с распространением его прилагательными. Составление описания предмета по схеме. Последовательный пересказ текста «Пришла осень» описательного характера с опорой на вопросы и заранее составленный план.
2
6. Закреплений слов, обозначающих предметы, признаки, действия. Распространение предложений, этими словами. Согласование слов в предложениях
( окончания слов). Постановка вопросов к словам в предложении. Образование родственных слов (дождь-дождливый-дождит). Составление деформированных предложений. Последовательный пересказ рассказа-описания «Осень» с опорой на картину и заранее составленный план. 1
7. Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки. Звук. Буква. Дифференциация понятий. Звуки гласные и согласных их дифференциация. Артикуляция звуков. Звуко-буквенный анализ и синтез. Работа над слогозвуковым составом слова. Слова-паронимы. Буква - смыслоразличитель. Слогообразующая роль гласных. Составление предложений и определение главных слов.
Слог. Ударный слог. Перенос слов по слогам. Упражнение в согласовании существительных с числительными; образование прилагательных от существительных. Антонимы.
Лексическая тема: Грибы. Ягоды. Последовательный пересказ текста «Огород»; В.Катаева «Грибы».
Составление деформированных предложений по опорным картинкам и распространение словами признаками. 2
8. Уточнение артикуляции гласных. Выделение гласных 1-го ряда из слогов, слов, словосочетаний и предложений. Гласные звуки и буквы. Ударные гласные и безударные. Слог. Развитие фонематического анализа и синтеза. Сложные формы звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза. Упражнение в образовании родственных слов. Чтение слов с пропущенным окончанием. Лексическая тема: Перелётные птицы. Составление деформированных предложений с пропущенным подлежащим; сказуемым. 1
9. Гласные звуки и буквы.
-Выделение звуков [а]; [о]. - Дифференциация [а-о]. - Дифференциация букв а-о по кинетическому сходству (по необход.).
-Выделение [у]. Дифференциация [ о-у].
-Выделение [ы],[ и]. Дифференциация [ы-и]. Дифференц. букв по кинетич. сходству - и-у - (по необходимости). Гласные звуки и буквы. Слог. Ударные гласные и безударные. Сложные формы звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов.
Упражнение в образовании прилагательных, глаголов от существительных; слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом ед. и мн. числа. Образование сложных слов (соединительная гласная О) и разложение сложного слова на 2 простых (звонкоголосый, длинноногий, самолёт). Лексическая тема: Перелётные птицы. Транспорт. Последовательный пересказ рассказа И.С.Соколова - Микитова «Улетают журавли» с опорой на план, картинки.
Составление деформированных предложений по опорным картинкам и распространение словами признаками. 3
10. Выделение гласных 2го ряда из слогов, слов, предложений. Образование гласных 2го ряда. Гласные буквы Е, Е, Ю, Я. Обозначение мягкости согласных буквами я,ё,е,ю,и. Сложные формы звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов. Согласование существительных с глаголом. Составление деформированных предложений с пропущенным глаголом; слогом. Распространение предложений словами признаками. 2
11. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда в слогах, словах, предложениях: а-я, о-ё, у-ю, е-э, ю-ё Гласные 2-го ряда. Сходство и различие в произношении и написании гласных звуков и соответствующих букв. Дифференциация мягких и твёрдых согласных. Сложные формы звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов.
Анализ слов-паронимов (мал-мял, лук-люк и т.д.) Уточнение лексического значения слов-паронимов. Деление слов на слоги и перенос слов с гласными 2го ряда. Упражнение в образовании притяжательных прилагательных; изменение прилагательных по родам; согласование существительных с числительными. Подбор глаголов к сущ. «Кто как подаёт голос». Подбор антонимов, синонимов. Лексическая тема: Животный мир. Детёныши животных. Голоса животных. Птицы.
Пересказ текста с установлением причинно-следственных связей «Как медведь сам себя напугал» с опорой на глаголы. Пересказ текста по заранее составленному плану Л.Н.Толстого «Воробей и ласточки», В.Бианки «Купание медвежат»
Восстановление деформированного текста. 3
12. Обозначение мягкости согласных II способом. Мягкий знак в конце слова, в середине слова.
Буква – мягкий знак в конце слова, в середине. Мягкие согласные. Слоги. Перенос слов с мягким знаком. Сложные формы звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов. Деление предложения на слова. Упражнение в изменении существительных по числам; образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными; образование притяжательных прилагательных; подбор родственных слов. Подбор антонимов; синонимов. Лексическая тема: Признаки зимы. Дикие животные зимой. Составление предложений по опорным картинкам. Составление плана и пересказ текста «Альма» по плану.
Составление плана и пересказ текста «Зима». 3
13. Разделительный мягкий знак в словах перед гласными е, е, ю, я, и. Мягкий знак в роли разделения. Перенос слов с разделительным «ь» Сложные формы звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов.
Составление деформированного текста «Следы». Выборочный пересказ. 3
14. Проверочный диктант «Зимой»
1
15. Ударение. Роль ударения в слове.
Ударение. Ударный слог. Ударные и безударные гласные. Определение ударного гласного звука в слове. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения.
Уточнение лексического значения слов омографов (замок- замок). Ударные и безударные гласные. Ударный слог. Упражнение в подборе родственных слов. Образование от глаголов существительных; от прилагательных - сущ.; изменение сущ. по числам. Лексическая тема. Зимующие птицы. Выборочный пересказ текста «Цветок или волчья пасть» Составление рассказа по сюжетной картине и опорным словам о зимующих птицах. Оглавление рассказа. (Из серии «Как помочь птицам»).
3
16. Слог. Слогообразующая роль гласных. Слог. Слогообразующая роль гласных. Открытые и закрытые слоги, их дифференциация. Правила переноса слов по слогам с открытым слогом. Слоговой анализ и синтез. Упражнение в образовании слов с уменьшительно-ласкательным и увелич. суффиксом; глаголов с помощью приставок; родственных слов. Подбор к сущ. прилагательных и согласование их в роде и числе. Подбор синонимов, антонимов. Лексическая тема: Зимние забавы детей. 1
17. Одно-двусложные слова с прямым открытым слогом. Слог. Правила переноса слов по слогам с открытым и закрытым слогом. Чтение словосочетаний, предложений и деление на слоги. Чтение деформированных текстов с пропущенным слогом в середине, конце слова..Слоговой анализ и синтез.
Составление предложений по вопросам. Составление предложений по опорным словам и картинке. 1
18. 1-2-3 сложные слова с прямым открытым слогом и закрытым. 1
19. Слоги со стечением согласных в начале, в конце, в начале и конце слова.
Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». 2
20. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Количество букв равно количеству звуков. Гласные и согласные звуки и буквы. Преобразование слов путём замены одних звуков и букв другими. Сложные формы звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза.
Упражнения в подборе антонимов. Лексическая тема: Одежда. Составление предложения по схеме с заданными словами - признаками. 1
21. Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Количество букв больше количества звуков.
Буква «ь» в середине, конце слова. Перенос слов.. Преобразование слов путём наращивания и отнимания букв в слове. Сложные формы звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза.
Упражнение в подборе синонимов.. Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн.числе. Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы. Составление описательного рассказа по теме «Одежда». 2
22. Звуко-буквенный анализ и синтез. Количество букв меньше количества звуков.
Буквы е, е, ю, я. Преобразование слов путём наращивания и отнимания букв в слове. Перенос слов. Сложные формы звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза. Образование родственных слов. Подбор синонимов. Составление рассказа по серии картинок и опорным словам «Как белка зайца спасла». 2
23. Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство.
Звонкие и глухие согласные.
Дифференциация б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ж-ш, в слогах, словах словосочетаниях, предложениях.
Дифференциация с-ш, з-ж, с-ц, ч-ц, ч-ть, ч-щ. (Выборочно). Парные звонкие и глухие согласные. Непарные звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных в слоге, слове, словосочетании, предложении. Сильная и слабая позиция для парных по звонкости и глухости согласных звуков. Оглушение согласных в конце и середине слова. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,чн. Составление предложений с пропущенным предлогом, словом, слогом.
Подбор синонимов, антонимов. Упражнение в образовании сложных слов, глаголов с приставками; подбор глаголов к существительным, согласование числительных с существительными в ед. и мн. числе. Практическое овладение управлением во всех падежных формах. Лексическая тема. Транспорт. Посуда Профессии. Весна. Признаки весны. Дикие и домашние животные. Перелётные птицы. Составление сложносочинённых предложений с союзом А, НО, И. Пересказ сказки «Две косы» (в обработке К.Нефедовой. Последовательный пересказ текстов. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием опорных слов, словосочетаний, вопросов. «Заяц и снеговик», «На льдине» Составление рассказа-описания по теме «Весна». Оглавление рассказа. 10
24. Дифференциация букв по кинестетическому, оптико-пространственному сходству: б-д, п-т и другие. (Выборочно, по необходимости. Различение букв по количеству элементов, по пространственному расположению. Согласование существительных с числительными, с прилагательными. Лексическая тема: Насекомые Составление сложносочинённых предложений с союзом А, НО, И. 1
25. Последовательный пересказ с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Развитие умения грамматически правильно строить предложения. Развитие умений и навыков построения связного высказывания. Согласование слов в предложении. Синтаксическая связь в тексте. «Воробей» 1
26. Составление рассказа с опорой на вопросы; на вопросы и предметные картинки. «Моя семья», «Ёж» 1
27. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием вопросного плана. «Вороны ». 1
28. Составление рассказа-описания по собственным впечатлениям и наблюдениям. Описание насекомых, деревьев с опорой на схему (мнемотехника) «Берёза», «Бабочка».
1
29. Выборочный пересказ. Составление плана. «Цветок или волчья пасть?»
1
30. Краткий пересказ. Составление плана. «Суслик и хомяк» 1
31. Проверочный контрольный диктант. Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок. 2
32. Итоговое занятие. Итого 60
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Библиография:
Бекшиева З., Коррекция письменной речи у младших школьников, Ростов-на-Дону, 2009г.
Борякова Н.Ю., Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития, Москва, «Гном-пресс», 1999г.
Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов, 1991 г.
Лалаева Р. И., Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: Пособие для логопедов, Москва, «Просвещение», 1978 г.
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников, Москва, «Просвещение», 1983г.
Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В.Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция, Ростов-на-Дону, «Феникс», Санкт Петербург, «Союз», 2004г.
Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников, Санкт Петербург, СПбГУПМ, 1999г.
Лебедева П.Д., Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов, СПб.: КАРО, 2004г.
Логинова Е.А., Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития, СПб, «Детство-пресс», 2009г.
Садовникова И.Н., Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, 1997 г.
Триггер Р.Д. Владимирова Е.В., Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития, Москва, «Просвещение», 1999г.
Планируемые результаты изучения курса детьми с речевой патологией
- правильное и четкое произнесение всех звуков русского языка;
- различение на слух и в произношении смешиваемых звуков;
- подбор слов на заданный звук;
- сравнение слов со сходными звуками;
- составление словосочетаний и предложений со смешиваемыми звуками;
- расширение словаря;
- развитие навыков словообразования/словоизменения в устной и письменной речи;
-расширение и систематизация знаний и представлений об окружающей действительности;
- дифференциация оппозиционных звуков;
- коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического слуха;
- использование полученных знаний и приобретённых умений в различных речевых ситуациях;
- развитие зрительного гнозиса и праксиса;
- достижение более высокого уровня навыков учебной деятельности: осознание и достижение цели через самостоятельное решение поставленных задач, оценка результатов деятельности;
- развитие словесно-логического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительной памяти, внимания, воображения, познавательной активности, мотивационной и эмоционально-волевой сферы (воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сотрудничеству и сотворчеству).