Доклад на НПК Шаг в будущее на тему « ОЛОНХО В МОЁМ МУЛЬТФИЛЬМЕ »


Нюрбинское управление образования
МБОУ « Сюлинская средняя общеобразовательная школа им.С.С.Сюльского»


« ОЛОНХО В МОЁМ МУЛЬТФИЛЬМЕ »



Работу выполнили : Сивцева Люба,
Федотова Люба
Руководители: Афанасьева Вера Николаевна,
Иванова Оксана Семеновна

с.СюляСодержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 «Героический эпос –олонхо и мультипликация»
Понятие об анимации;
Принципы анимации;
Олонхо в Большой энциклопедии;
Якутский героический эпос –олонхо;
Сюжеты и основная тема олонхо;
Исполнитель олонхо-олонхоhут;
Олонхо в современном мире
ГЛАВА 2 «Снятие и показ мультфильма »
2.1 Подготовка к снятию мультфильма;
2.2 Фольклорное наследие нашего села;
2.3 Выполнение технологических операций;
2.4 Техника безопасности при работе с ножницами.
Санитарно-гигиенические правила
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА


Введение
В наше время, когда расшатываются нравственные устои общества, наблюдается засилье чужой культуры и морали, мы ищем пути возрождения национального самопознания подрастающего поколения и обращаем свои взоры на духовное и этнокультурное начало, на вековой опыт нации. В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении олонхо, как сокровищницы вековой мудрости народа. Олонхо воспитывает детей быть человечным, духовно и нравственно развитым, учит понимать и создать все прекрасное и вечное, вызывает чувство гордости за свой народ, за свою культуру.
Сохранение и развитие самобытной культуры олонхо в мировом сообществе посредством передачи ее детям, направлен на возрождение духовности, народных традиций, обычаев и изучение фольклора.
Олонхо как могучий источник, энциклопедия мудрости, искусства и поэзии нацелена на развитие целостного человека, который является высшей ценностью общества. Благодаря ей несколько поколений людей научились прекрасному , понимать философию создания мира. Вместе с этим олонхо открывает мир прекрасного, не существующего, но и тоже время воспитывает всему тому, что человек стремится. Велика его роль в воспитании и становлении человека.

ГЛАВА 1 « Героический эпос- олонхо и мультипликация»

1.1 Понятие об анимации
На протяжении всего своего существования человек пытался отразить движение в своем искусстве .Первые попытки передачи движения в рисунке относятся примерно к 2000 году до нашей эры.(Египет)Ещё один пример движения найден в пещерах Северной Испании :Это рисунок кабана с восемью ногами.
Сегодня передача движения может быть реализована средствами анимации.
Анимацией называется искусственное представление движения в кино , на телевидении или в компьютерной графике путём отображения последовательности рисунков или кадров с частотой , при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образцов .
Анимация в отличие от видео , использующего непрерывное движение , использует множество независимых рисунков.
Синоним анимации –мультипликация –очень широко распространён в нашей стране.
Анимация и мультипликация –это лишь разные определения одного и того же вида искусства. Для того ,чтобы герой «ожил »нужно многократно повторить его движение : от 10 до 30 рисованных кадров в секунду.
Аниме (в переводе с латинского «анима »-душа , «анимация »-оживление,одушевление).Мастера анимации не просто оживляют своих героев , но и вкладывают в их создание частичку своей души.
1.2 Принципы анимации:
Сжатие и растяжение
Подготовительное действие
Сценичность
Ключевые кадры
Сквозное движение и захлестДвижение по дугам
Второстепенные действия
Расчёт времени
Преувеличение
Профессиональный рисунок
Привлекательность
Привлекательность персонажа –путь к успеху всего фильма.
От увлекательного персонажа невозможно оторвать взгляд .Даже самый противный герой фильма должен быть привлекательным, чтобы удержать зрителей у экрана.
1.3 Олонхо в Большой энциклопедии
Олонхо-  якутский героический эпос. Состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен — 10—15, а иногда и более тыс. стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками. Исполняется народными сказителями — олонхосутами, среди которых наиболее известны Т. В. Захаров-Чээбий , Н. А. Абрамов-Кынат , Д. М. Говоров и др. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, часто без инструментального сопровождения. Возникшие в глубокой древности сказания О. отражают черты патриархально-родового строя, межродовые и межплеменные отношения якутов. Каждое сказание обычно называется по имени главного героя-богатыря: «Нюргун Боотур Стремительный», «Кулун Куллустуур» и др. В основе сюжетов — борьба богатырей из племени айыы аймага со злыми однорукими или одноногими чудовищами абаасы или адьарай, защита справедливости и мирной жизни. Для О. характерны фантастика и гиперболы в изображении богатырей в сочетании с реалистическими описаниями быта, многочисленные мифы древнейшего происхождения. Стих О. аллитерационный. Размер стиха свободный, количество слогов в строке колеблется от 6—7 до 18. Стиль и образная система близки эпосу алтайцев, хакасов, тувинцев, бурятским Улигерам. Олонхо широко бытует среди якутского народа, имена и образы любимых богатырей стали нарицательными.
1.4 Якутский героический эпос-олонхо.

Якутский героический эпос Олонхо был провозглашен ЮНЕСКО Шедевром устного и нематериального наследия человечества 25 ноября 2005 г. Этот статус присуждается явлениям культуры выдающейся ценности, которые основаны исключительно на народных традициях.
В целях развития эпоса Олонхо в Республике Саха (Якутия) издан Указ Президента республики об объявлении Десятилетия Олонхо (2005 – 2015 гг.) и принята Государственная целевая программа "Сохранение, развитие и распространение эпоса Олонхо".
Олонхо возникло в глубокой древности и относится к наиболее архаическим памятникам тюрько-монгольского мира. Зачатки олонхо возникли еще в период территориальной близости предков якутов к этим народам (не позднее VI–IX вв. н.э.). Якутский героический эпос олонхо представляет собой уникальный феномен концентрации генетической памяти, мировоззрения, философии, поэтического языка, песенной и устной сказительской традиции в виде импровизации и традиционных запевов, сохранивший на протяжении столетий культурную идентичность якутского народа. Этот величайший устный памятник якутов бытовал у народа испокон веков, передаваясь из поколения в поколение талантливыми олонхосутами в виде устной сказительской традиции.
Олонхо, ранее любимое и культивируемое народом на всех этапах его истории, и ныне поражает своей масштабностью, обобщенностью исторического и культурного опыта, феноменом поэтического слова, импровизационного дара, эпического горлового пения кылысах, а также высоким уровнем символического мышления. Олонхо вновь востребовано жизнью как никогда ранее – именно с точки зрения объединения этноса и признания олонхо в качестве символа общности с тюрко-монгольским миром.
Для якутского народа олонхо- это могучий источник, энциклопедия мудрости, искусства и поэзии. Это музей, где собран весь алмазный фонд поэтического гения этого народа все вершины духовного и материального творчества в прошлом. «Олонхо-вершина мудрости якутского народа источник неисчерпаемой энергии, его умственной деятельности , гимн добру и высокой нравственности. В нем высокий полет мысли всего народа, воплощение неукротимого национального духа»,-утверждает доктор исторических наук, профессор В.Н.Иванов.
Исторический характер олонхо заключается в общем отражении быта, нравов, пережитой истории, географической среды, духовной и материальной культуры этноса саха. Это главный жанр устного якутского творчества.
Олонхо занимает центральное место в системе якутского фольклора. Термином «олонхо» обозначают как эпическую традицию в целом, так и отдельные сказания. 
Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000 — 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосутами). Олонхо состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношениях; объём их различен - 10-15, а иногда и более тыс. стихотворных строк, перемежаемых ритмической прозой и прозаическими вставками. Исполняется народными сказителями – олонхосутами.
Для Олонхо характерны фантастика и гиперболы в изображении богатырей в сочетании с реалистическими описаниями быта, многочисленные мифы древнейшего происхождения. Стих Олонхо аллитерационный. Размер стиха свободный, количество слогов в строке колеблется от 6-7 до 18. Стиль и образная система близки эпосу алтайцев, хакасов, тувинцев, бурятским улигерам. Олонхо широко бытует среди якутского народа, имена и образы любимых богатырей стали нарицательными.
До Великой Отечественной войны сказителей-олонхосутов было около 400, однако стремительная урбанизация региона и изменения в языке привели к почти полному забвению этого народного жанра.
Исключительные достоинства якутского эпоса, который имеет и много общего с памятниками народного творчества других народов - это защита справедливости, торжество добра и т.д. В Олонхо кроме этого воспеваются почитание родителей, поддержка сестер и братьев, супружеская верность , вера в силу человека (все зависит от самих людей – их доброты, душевной красоты и целеустремленности).

1.5 Сюжеты и основная тема олонхо.

Действие в олонхо происходит в трёх мирах — Верхнем (Уоhээ Дойду), Среднем ( Орто Дойду) и Нижнем ( Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас — Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.
Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями. Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (Одинокий). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх-буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Так, герой Эр Соготох не знает своего происхождения. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абааhы — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха. Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы. В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.
Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой — это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция — борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Урун Айыы Тойон , бог-покровитель лошадей Кун Дьоhогой , богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных — Иэйиэхсит и Айыыhыт .
1.6 Исполнитель олонхо- олонхосут.

Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т.д. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии айыы и абаасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил.
В старину в каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо является свидетельством образа жизни народа.
Исполнитель олонхо- олонхосут начинает свое исполнение, все окружающие люди психологически готовы его слушать. К этому времени все домашние работы заканчиваются, специально для олонхосута готовят жирное мясо, кумыс, суп и перед ним ставят на стол. Табуретку олонхосута ставят около камелька, все располагаются вокруг него, чтоб было удобно слушать. После такой подготовки с замиранием сердца, под воздействием красочно-сказанных слов, интонаций, музыкального тембра начинают представлять то, что говорит импровизатор. И вместе с ним они «бывают» на родине богатыря, «болеют» за богатыря во время схватки с врагом, любуются красавицей Туйаарыма Куо и.т.д. В то время, когда импровизатор говорит без усталости скороговорками, поёт горловым пением «дьиэ-буо», «этэн-тыынан эгэлдьитэн» выражает своё ярко-красное представление перед слушателями, раскрывается сказочный мир олонхо и все входят в единые психологические состояния: как будто перед ними распахиваются стены юрты и они «летят» по трем мирам олонхо. Обычно в такое состояние души, если импровизатор очень талантливый и умеет внушить в свой воображаемый мир. При этом он должен обладать мастерством исполнения олонхо: использование различных тембров голоса, темпа, умение переходить от мужского голоса к женскому голосу, музыкальностью и мелодичностью. Он раскрывает древнюю историю народа, его веру, религию, мировоззрение. Человек, воспитанный в атмосфере взаимопроникновения и взаимопонимания в мире олонхо, понимает смысл жизни, за что борется его народ, тогда начинает думать не только о себе, но и о судьбе своего народа. Предки с самого рождения с колыбелью матери привыкли слушать олонхо. Поэтому, как они говорят, олонхо внутри их создания, они слушали, поэтому уважают и любят её. Выросший человек в такой среде с малых лет научился понимать олонхо. По словам Суоруна Омоллоона, перед ними открывался сказочный мир поэзии, мир могучих красок.
Мир олонхо изменился, олонхо ставят, как спектакли или вечера , проводятся по сов ременному с применением новейшей аудио-видеотехники. Слушатели из-за этого не могут войти в единое психологическое состояние. Современные олонхосуты не могут войти в контакт со слушателями, не создается взаимодействие, взаимопроникновение. Олонхосутов – импровизаторов очень мало, те, которые исполняют, сами не могут привести слушателей в единое психологическое состояние, поэтому обратную реакцию «Но!» не получают.
В последнее время радует то, что количество молодых олонхосутов увеличивается. Но они читают из специального текста, не могут импровизировать олонхо. Окружающая среда, увлечения людей олонхо, наличие талантливых импровизаторов порождают целую плеяду олонхосутов.
1.7 Олонхо в современном мире

Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения материала. Олонхо вновь востребовано жизнью как никогда ранее – именно с точки зрения объединения этноса , поэтому популярность велика. Народ Якутии любит старое олонхо, дает своим детям имена его героев. Сегодня лучшие образцы героического эпоса издаются многотысячными тиражами, инсценируются, служат основой для либретто опер и балетов.
№ Наименование
Издания, место проведения
1 Газета
ЯСИА, «САХА СИРЭ», «Якутия»…
2 Ысыахи олонхо Провели Таттинский,Усть-Алданский,Горный, Мирнинский районы, в 2012 г.-в г.Нюрба3 Театр Постановка народными коллективами, профессиональными театрами
4 Конкурсы исполнителей олонхоКонкурс «Уруйдан улуу олонхобут»
5 Республиканский конкурс-фестиваль “Олонхо дойдутун оҕотобун“
проводится с 1998 года)
6 Ежегодный конкурс молодых исполнителей олонхо "Муҥха олоҥхото" В Горном улусе в 2010 году
7 Летние лагеря
В Сунтарском улусе
8 Странички школьных творческих коллективов
Дворец детского творчества г.Якутска Школа «Айыы Кыһата», Качикатская СОШ
9
Странички детских творческих коллективов Таттинский район центр развития "Сулусчаан"
10
Учебные и методические материалы
По национальной культуре…
11
Республиканская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее – Инникигэ хардыы» имени академика В.П. Ларионова
Ежегодно
12
Доклады школьников на тему ОлонхоРайонные, региональные, республиканские
13
Олонхо игры От компании Sulus14
Традиции
Ысыах Долины Туймаада ГЛАВА 2 « Снятие и показ мультфильма»
2.1 Подготовка к снятию мультфильма.
В 2012 году, у нас в Нюрбе был ысыах Олонхо. В связи с этой датой мы решили снять мультфильм об Олонхо и посвящаем свою работу к этому замечательному празднику.
Нам пришлось много читать, узнать об олонхо, ведь только с недавних пор начинается возрождение и развитие Олонхо . Мы выбрали произведение П.Е.Решетникова «Куонэ ко5оччор аттаах куустээх-уохтаах Кун Кундулу бухатыыр».Учитывая , что Олонхо направлен на возрождение духовности, народных традиций, обычаев и изучение фольклора родного села и ,что он имеет огромную воспитательную ценность , узнали фольклорное наследие своих одно сельчан . Узнали много тойуксутов, запевал осуохая, исполнителей народных песен. Отрадно, что у нас живёт самодеятельный автор многих песен Раиса Иванова.
При снятии мультфильма очень много внимания было уделено образам и характерам героев. Постарались сделать положительные и отрицательные персонажи интересными, эстетичными, чтобы зрителю было интересно и, что им надолго осталось в памяти.

2.2 Фольклорное наследие нашего села
Село Сюля находится в Вилюйской зоне РС (Я). От улусного центра расстояние до села составляет 7 км, что делает сельчан пригородными. Близлежащие села - Джикимда, Нюрбачан расположены на расстоянии в среднем 5 км.
В нашем селе живут и работают много запевал осуохая , исполнителей народных песен .Вспоминая о них перечисляем только некоторых:
Наш земляк, сейчас живёт в селе Антоновка –Тимофеев Василий Иванович. Он много лет работал бригадиром совхоза «Сюльский».
Наша землячка, Отличник культуры РС(Я)-Мария Степановна Бассанова . Нынче живёт в городе Якутске .Её сын-Максим Березин известный ведущий Саха НВК. Почётный гражданин села Сюля ,запевала осухая ,исполнитель народных песен -Семёнов Николай Максимович. Вспоминаем землячек –Раису Васильевну Данилову ,Екатерину Ивановну Егорову.
Мы с гордостью называем имя нашей землячки неоднократного победителя республиканских конкурсов исполнителей осуохая , лауреатку, дипломантку международных фольклорных фестивалей в Италии и Южной Кореи –Матвееву Анну Егоровну. Ей было присвоено высокое имя «Чулуу тойуксут», «Дьахтар тойуксут» . Отрадно, что их дети и внуки продолжают начатое ими дело.
Нам посчастливилось быть земляками таких замечательными людьми.
2.3 Выполнение технологических операций
Чтение и выбор литературы
Детальные эскизы, наброски
Потом идёт изучение характеров и образов героев олонхо
Правила безопасности труда
Приобретение материала и оборудования (делая экономический расчёт)
Изготовление героев олонхо (соблюдая технологию, красивое оформление, передавая образы и характеры героев).Фигурки односторонние ,поэтому надо заранее определить с какой стороны они будут выходить на сцену .Если по ходу съёмки возникнет необходимость двигать фигурку в обратном направлении, то такую фигурку нарисуем в обратном направлении .Изготавливаем руки и ноги отдельно, зрачок глаз тоже отдельно.
Расстановка декорации и героев произведения
Съёмка мультфильма
Монтаж и показ фильма
Подведение итогов (что получилось и что не получилось,выводы)

2.4 Техника безопасности при работе с ножницами
Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями , направленными от себя
Передать и переносить ножницы колечками вперёд и с сомкнутыми лезвиями ;Не оставлять ножницы куда попало;
Следить , чтобы ножницы не оказались под изделием ,так как
их взяв можно уронить или поранить себя или других.
Санитарно-гигиенические правила
Мыть руки перед началом работы ; Сделать работу аккуратно и чисто;
Рекомендуется делать перерывы в работе ,так как устают пальцы и утомляются глаза.
Заключение.

В настоящее время , в мире современных технологий, всевозможными путями надо развиваться , совершенствовать знания ,способности , возможности , овладевать технологическим мастерством , развивать свой художественный вкус и творческие задатки, которые даны нам природой. Смыслообразующим ядром воспитания и образования является “педагогика олонхо”, нацеленная на развитие целостного человека, который является высшей ценностью и целью развития общества. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, любовь к родной земле …
А человек, изучающий свою культуру, относится к своему народу с уважением, вырастает с чувством гордости и равноправия с другими народами и становится духовно-нравственной, всесторонне развитой личностью. Снимая мультфильм об олонхо дети учатся более осознанно читать литературу, творчески относиться к образам, характерам, отличать и передавать положительные и отрицательные черты героев произведения в мультфильме , исполнять разными голосами персонажей олонхо. Одним словом им все это нравится , поэтому ребята работают с удовольствием над созданием мультфильма .
Итак олонхо воспитывает детей быть человечными , духовно, нравственно развитыми, учит понимать и создать все прекрасное и вечное, вызывает чувство гордости за свой народ, за свою культуру.

Использованная литература
А.Е.Захарова Якутский фольклор Якутск 1993 г
А.Н.Зверева Олонхо .Мир вещей.Этно-арт Якутск 2009 г
А.П.Мунхалова Звуки и краски жизни народа якутск 1991 г
К.Д.Уткин Мифологические основы якутских олонхо Якутск 1994 г
Е.Д. Андросов Омук угэhин иитии туhунан санаалар Якутск 1995 г
Е.Д.Андросов Оруоhуттар, Якутск, 2000.