Использование литературных персонажей в преподавании физики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 26









Тема: «Физические явления в художественной литературе»

Исследовательская работа

Выполнила :
Учащаяся 2 курса
Гранина Светлана

Руководитель :
преподаватель физики
Рыжикова Г.С.





















г. Усолье – Сибирское
2010 г.





Рассмотрено на заседании МК
___________________________ председатель ___________________________
Одобрено учебно- методическим советом ОГОПО НПО ПУ № 26
Протокол № ____от «___»_______№ 26
Председатель_______________________


Разработала учащаяся 2 курса группы К-18 Гранина С.









Краткие сведения о разработке и для кого она предназначена

Работа включает в себя отрывки из произведений художественной литературы , описывающих физические явления по различным темам курса физики. Работа предназначена для учащихся 1-2 курсов, изучающих общеобразовательные дисциплины.







Внутренние рецензенты

















Введение
Использование на уроках физики отрывков из прозаических и поэтических произведений писателей и поэтов , а также литературного творчества ученых позволяет повысить интерес к изучаемой теме, помочь становлению нравственных качеств учащегося, развить эстетические способности.
У физики свой язык – емкий, яркий образный . Овладевшие этим языком вдруг открывают для себя, что все окружающее стало богаче, засверкало новыми, неожиданными гранями. На лучших образцах художественной, научно – популярной и публицистической литературы расширяется кругозор уч-ся, активизируется мышление, растет филологическая культура учащихся.
Элементы научного языка давно проникли в литературу и поэзию .например понятие «атом» и его производные : «атомный», «атомщик» и т. д. известны в русской лексикографии еще с 1731 года, конечно , используемые в разное время с различным смысловым содержанием.
Сюжеты художественной литературы могут иметь три оттенка физического содержания:
Во-первых, описание красивых явлений - миражей, северного сияния и др. – без прямого указания на природу происходящего
Во – вторых, непосредственное указание на одно из физических свойств явления.
В третьих отражает связь литературы с наукой и её роль в жизни ученых.
Художественная литература помогает во многих случаях полнее вскрыть все связи и опосредования физических явлений, делая их тоньше и шире, позволяет глубже понять их.
Задачи из литературных источников или построенные на основе эпизодов художественных произведений, конечно, в большинстве своем имеют качественный характер. Множество серьезных и забавных физических задач содержится в произведениях писателей и поэтов.
Задачи с литературными сюжетами развивают речь ребят, учат их внимательному прочтению произведений, размышлению над ними, показывают красоту многих физических явлений. Широкие связи были у великого писателя Л.Н. Толстого с физикой, он общался с Н.А. Умовым и Д.И. Менделеевым, в его личной библиотеке хранились труды М. Фарадея и других выдающихся физиков. Вот поэтому его описания физических явлений и понятий – непревзойденные по точности и яркости маленькие шедевры. Физика и литература вполне могут сосуществовать в мире и согласии.
Рассказы Л. Н. Толстого на уроках физики
Диффузия. «Черемуха эта росла не кустом, а деревом... кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах» (из рассказа «Черемуха»)
Строение вещества. «В одном большом доме разошлись врозь стены. Стали думать, как их свести так, чтобы не ломать крыши. Один человек придумал. Он вделал с обеих сторон в стены железные ушки; потом сделал железную полоску, такую, чтобы она на вершок не хватала от ушка до ушка. Потом загнул на ней крюки по концам так, чтобы крюки входили в ушки. Потом разогрел полоску на огне; она раздалась и достигала от ушка до ушка. Тогда он задел крюками за ушки и оставил ее так. Полоса стала остывать и сжиматься и стянула стены» (из рассказа «Как в городе Париже починили дом» )
«Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в море текут другие реки, и все реки текут в моря. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле» (из рассказа «Куда девается вода из моря» )
Механическое движение. Давление. «Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее ... прикрепят холстинный парус ... и тогда ветер надует парус ... и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки...» (из рассказа «Для чего ветер» )

Плотность вещества. «...Осенью и зимою двери разбухают и не растворяются, а летом ссыхаются и притворяются. От чего слабое дерево осина больше разбухает, а дуб меньше? От того, что в крепком дереве дубе пустого места меньше и воде некуда набраться, а в слабом дереве осине пустого места больше и воде есть куда набраться» (из рассказа «Сырость» )

Атмосферное давление. «Солнце стояло еще высоко, но на закате тянулась туча, и вдруг она закрыла солнце. Мне ... стало жутко, и я, чтоб заняться чем-нибудь, достал барометр и посмотрел на него, и по нем узнал, что я поднялся уже на четыре версты»1; «Теперь я уже был на пять верст над землей и чувствовал, что мне воздуха мало, и я часто стал' дышать» («Рассказ аэронавта)

Плавание тел. «Если взять надутый пузырь и опустить его в воду, а потом пустить, то пузырь выскочит на верх воды и станет по ней плавать» (из рассказа «Как делают воздушные шары»
Воздухоплавание. «От огня разогреется воздух в шаре и станет легче воздуха холодного, и шар потянет кверху, как пузырь из воды. И шар будет лететь до тех пор кверху, пока не придет в воздух легче горячего воздуха г шаре... Если шар слишком высоко поднимается, и кто летит, хочет спустить его, то он откроет клапан, газ выйдет, шар сожмется и станет спускаться. Кроме того, на шару всегда есть мешки с песком. Если сбросить мешок, то шару будет легче, и он пойдет кверху» (из рассказа «Как делают воздушные шары» )

Энергия ветра. «Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом на вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга и жернов станет вертеться на другом жернове» (из рассказа «Для чего ветер»

Плавление и отвердевание на основе учения о молекулярном строении вещества.
«В деревьях есть сырость, и сырость эта замерзает, как вода... Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замерзнет и разорвет бутылку.
Когда из воды делается лед, то во льду этом такая сила, что если наполнить чугунную пушку водой и заморозить, то льдом разорвет ее» (из рассказа «Отчего в морозы трещат деревья»

Кипение. «...Над огнем вода делается ...газом, и как соберется пар, немножко водяного газа, он сейчас пузырем выскочит наверх. Сперва выскочит один пузырь, потом другой, а как нагреется вся вода, то пузыри выскакивают, не переставая: тогда вода кипит» (из рассказа «Как делают воздушные шары»

Магниты. «В старину был пастух: звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошел в горы искать. Пришел на одно место, где одни голые камни, -. и чувствует, что сапоги на нем прилипают к этим камням. Он потрогал рукой камни сухие и к рукам не липнут. Пошел дальше опять сапоги прилипают. Он сел, взял сапог в руки и стал трогать им камни... Если два магнита сводить концы с концами, то одни концы будут отворачиваться друг от друга, другие сцепляться... как будто с одного конца магнит выпирает, а с другого втягивается» (из рассказа «Магнит» )

Относительность движения. Свободное падение: «Мне не слыхать было, чтобы я поднимался, ничто не шевелилось, но дышать мне становилось все тяжелее и тяжелее. Если я не остановлю шар, подумал я, то он лопнет, и я пропал ...я изо всех сил ухватился за веревку и потянул... клапан открылся, засвистело что-то. Я выбросил бумажку бумажка полетела около меня и поднялась.» Я, как камень, летел вниз. Я стал скидывать балласт, чтобы задержаться»
Импульс тела. «Один раз машина ехала очень скоро по железной дороге. А на самой дороге, на переезде, стояла лошадь с тяжелым возом. Мужик гнал лошадь через дорогу, но лошадь не могла сдвинуть воз, потому, что заднее колесо соскочило. Кондуктор закричал машинисту: «Держи», но машинист не Послушался... Он не стал останавливать, а самым скорым ходом пустил машину и во весь дух налетел на телегу. Мужик отбежал от телеги, а машина, как щепку, сбросила с дороги телегу и лошадь, а сама не тряхнулась, пробежала дальше. Тогда машинист сказал кондуктору: «Теперь мы только убили одну лошадь и сломали телегу, а если бы я тебя послушал, мы сами бы убились и перебили бы всех пассажиров. На скором ходу мы сбросили телегу и не слыхали толчка, а на тихом ходу нас бы выбросило из рельсов» (из рассказа «От скорости сила»
Мы используем эти выдержки из рассказов Л. Н. Толстого на уроках.
Например, закрепляя материал об атмосферном давлении (о его изменении с высотой), учащиеся получают карточки с текстом и заданием: высказать свое предположение о том, как можно вычислить атмосферное давление на указанной в тексте высоте.

Много красивых отрывков и задач с литературным содержанием можно найти в других источниках литературы и поэзии.
Так в творчестве А . С. Пушкина В «Сценах из рыцарских времен» «Что такое перпетуум мобеле? – спрашивают у Бертольда. « Это вечное движение, отвечает Бертольд.- Если найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человека. Делать золото – задача заманчивая, открытие может любопытное, выгодное, но найти разрешение перпетуум мобиле О!» При изучении темы о вечном двигателе.
При тепловом расширении тел.
« Лови синий свет» Я. М. Мустафин
«Это ведь только те, кто рабочего нутра не знает, думают, что в рабочей профессии нет красоты Не так-то просто научиться хорошо закалять зубила!..
- Зубило нельзя перегревать, - говорил Муромцев, заново нагревая зубило. – Иначе крошиться будет. Видишь, как я нагрел? До вишневого цвета - Губы старика что-то шептали, и сам он сейчас походил на волшебника из сказки.
- Считаю вот, чтоб не передержать, - ответил он на немой вопрос Олега и вытащил зубило из чана. - Видишь, будто радуга упала на металл?
Паренек увидел, как инструмент вдруг точно ожил: по нему побежали разноцветные полосы – светло-розовая, за ней оранжевая, следом соломенного цвета, их настигала сиреневая полоска
-Вот лови синий цвет, - шепотом сказал Муромцев, словно боялся, что скажи он громче, и нужный цвет на самом деле убежит. – Не зевай! – С этими словами старый слесарь вновь резко окунул зубило в воду
-Вот и все. Теперь любую сталь можешь рубить».






Интересны строки А.П. Чехова из « Драмы на охоте» о броуновском движении
« От окна до моей кровати шел широкий солнечный луч, в котором, гоняясь одна за другой и волнуясь, летели белые пылинки, отчего сам луч казался подернутый матовой белизной»
Используя басню И.А . Крылова « Лебедь , рак и щука» можно поставить вопрос : « Указать, действия каких сил компенсируются в примере с возом из названной басни»

Однажды Лебедь , Рак и Щука
Вести с поклажей воз взялись,
И вместе трое все впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

На стихи С.Я. Маршака с интересом решается задача « Почему не лежит Ванька-Встанька»
У Ваньки , у Встаньки – несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет – приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
- Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова!










Оптические явления в литературе
Некоторые из природных явлений вы, конечно, наблюдали сами, и не раз. Я имею в виду, например, солнечные закаты, туманы, облака, молнию, радугу, метели и т. д. О других вы знаете из школьного учебника, художественной литературы или понаслышке. Природа это гигантская физическая лаборатория. Она наглядно демонстрирует относительность всевозможных «перегородок» в нашем предмете, условленность разделения физики на самостоятельные разделы, показывает единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. Возьмем хотя бы грозу. Здесь мы встречаемся с одновременным проявлением законов механики, электростатики, электродинамики, акустики, оптики. Человек издавна учился у природы, размышлял о причинах тех или иных физических явлений, описывает их в произведениях литературы и искусства. Пытался противопоставить физическую сущность природных явлений легендам и суевериям, ибо, как говорил французский писатель и философ-просветитель Дени Дидро: «Чудеса там, где в них верят. И, чем больше верят, тем чаще они встречаются».
Сейчас вашему вниманию будут предложены отрывки из художественных произведений. Нужно назвать описанное оптическое явление объяснить его природу.
«Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!
Гзак бежит серым волком. Кончак ему след указывает к Дону Великому.
На другой день спозаранку кровавые зори свет предвещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону Великого! Тут копьям преломиться, тут саблям побиться о шеломы половецкие, на реке на Каяле, у Дона Великого. О, Русская земля! Уже ты за холмом!»

Автор «Слова о полку Игореве» свидетельствует о необычном атмосферном явлении четыре солнца на небесах, воспринятом как знак беды. Это гало световое явление, связанное с преломлением и отражением света ледяными кристалликами. Для возникновения гало необходимо, чтобы между Солнцем и наблюдателем была легкая пелена перистых или перисто-слоистых облаков высокого яруса, которые состоят из мельчайших ледяных кристаллов, имеющих чаще всего форму шестигранных столбиков. Солнечные лучи преломляются в них, как в призме, и отражаются от их граней, как от зеркала. Если кристаллики располагаются хаотично, вокруг Солнца или Луны могут появляться круги; если они занимают вертикальное положение, то образуются ложные Солнца. Бывают гало в виде креста, столба, кольца и т. д.
(Из романа А. Серафимовича «Город в степи»)
«Там тихо отделяется полоска земли и блестит узенько протянувшаяся вода. А над ней, смутно рисуясь, проступают синеватые силуэты верб, ветряки, крыши. И все это живое, зыбкое, неуловимое, и сами собой ускоряются шаги к людскому жилью. А синеватые вербы, ветряки, крыши постоят немного, помутнеют. Тоненько отделятся от земли. Призрачно подержатся в воздухе и тихонько, без следа растают в знойной игре, и лишь легкие курева курятся, плавают коршуны, чернеют граи, и меняющаяся степь безгранично глядит в бегущее небо.»

А французский астроном Камиль Фламмарион в своей книге «Атмосфера» так описывает явление, которое наблюдалось в городе Вервье (Бельгия) в июне 1815 года: «Однажды утром жители города увидели в небе войско, и так ясно, что можно было различить костюмы артиллеристов и даже, например, пушку со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится... Это было утро сражения при Ватерлоо!»
Это мираж. Он возникает вследствие преломления и отражения световых лучей, идущих от предметов к глазу наблюдателя через слои воздуха различной плотности. На поверхности слоя воздуха меньшей плотности образуется как бы зеркало, в котором и отражаются предметы. В степях, пустынях над сильно нагретой землей возникает тонкий слой горячего, менее плотного воздуха, который отражает вышележащие предметы: деревья, небо, горы. Путнику отражение неба кажется водой озером или морем, и он спешит к ней. Это нижний или озерный, мираж. Если же слой воздуха, прилегающий к земле, холодный и, следовательно, более плотный, а над ним располагается слой воздуха меньшей плотности, то от поверхности этого слоя отражаются предметы, расположенные ниже него. Это верхний мираж (например, небезызвестный корабль-призрак «Летучий голландец») Верхние миражи отличаются большим разнообразием. В описании Фламмариона речь идет о мираже сверхдальнего видения. Еще есть. боковой мираж, когда изображение предмета появляется справа или слева от него, чаще у сильно нагретых скал и стен.

(Из книги Р. Кента «Саламина»)
«Ночь была безлунная, звездная, морозная и ясная. Темно, только на юго-востоке небо внизу слабо освещено, будто за холмом горят огни. Я любовался этим слабым светом, который вдруг превратился в сходящиеся снопы лучей, протянувшихся кверху. От их прикосновения на юго-востоке зажглась медленно колеблющаяся завеса, свисающая складками с неба. Быть может, это было вознесенное в небеса покрывало Изольды, и там, где его касалось дыхание ее желания, оно становилось горячим и светлым. Дыхание Изольды пробегало по нему, оно трепетало и волновалось. Это было так похоже на ее крик: «Он идет! Боже, он идет!» Завеса вспыхнула пламенем и зажгла небо.»
Это - полярное сияние. Это люминесцентное свечение, возникающее в результате взаимодействия летящих от Солнца заряженных частиц электронов и протонов с молекулами и атомами земной атмосферы. Появление же этих заряженных частиц в определенных высотах есть результат взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли. Наблюдаемые полярные сияния отличаются большим многообразием. Обычно выделяют четыре основные формы: дугу. лучи, ленты, диффузные пятна. Наиболее простая форма - дуга или полоса. Она имеет ровное свечение, яркое в нижней части и постепенно исчезающее. Дуга простирается через весь небосвод в направлении восток-запад; ее протяженность достигает тысяч километров. Однородные дуги (полосы) бывают беловато-зеленого, красноватого или лилового цветов. Лучи выглядят на небе так, как будто множество мощных прожекторов светят вверх. В вышине они как бы сходятся. Обычно образовавшаяся лучистая полоса зеленоватого света имеет внизу розовато-оранжевую кайму. Свечения, имеющие форму лент, могут образовывать складки или закручиваться в спирали. Высоко в небе повисают громадные занавеси, они колышутся, волнуются, меняют очертания и яркость. Окраска лент в основном зеленовато-синяя с переходом к розоватым и красным тонам в нижней части. Диффузные пятна это сияния, которые имеют форму размытых пятен, похожих на гигантские светящиеся облака площадью порядка 100 км2. Обычно они окрашены в белесые или красноватые тона.



«По библейской легенде, бог Яхве после Всемирного потопа повесил на небе знак, означающий, что он больше не станет так жестоко карать людей: «Я полагаю знак мой в облаке, чтобы он был знамением вечного согласия между мною и между землею». С давних времен у людей существует поверье, будто в том месте, где этот божественный знак как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под этим знаком босиком. Это удивительное по своей красоте «мимолетное виденье» буквально тает на ваших глазах, оставляя чувство светлой грусти. Об этом очень хорошо писал Федор Иванович Тютчев: «Как неожиданно и ярко...»
Радуга. Она возникает, когда Солнце освещает завесу дождя. Причина ее появления заключается в том, что дождевая капля это маленький шарик, в который входят солнечные лучи. Луч может выйти из капли после одного, двух и более отражений. Так как дождевые капли очень малы относительно расстояния до глаз наблюдателя, то их можно считать точками. В связи с этим, как писал в «Лекциях по оптике» И. Ньютон, «рассматриваются только углы, образуемые падающими лучами с выходящими. Там, где эти углы наибольшие или наименьшие, выходящие лучи более сгущены. Так как различные роды лучей составляют различные наибольшие и наименьшие углы, то лучи, наиболее плотно собирающиеся у различных мест, имеют стремление к проявлению собственных цветов». Капли дождя не висят неподвижно в воздухе, а довольно быстро падают вниз. Однако они сменяют друг друга так быстро, что глаз наблюдателя не улавливает происходящей смены; в результате наблюдатель видит неподвижное изображение радуги. Если дождевые капли крупные (диаметром 1-2 мм), то радуга очень яркая, в ней хорошо видны полосы. Если капли поменьше, радуга кажется блеклой, размытой. При диаметре капель меньше 0,05 мм видна бесцветная, белая радуга. Зимой во время сильных морозов, когда в воздухе 'находится много мельчайших кристалликов льда, можно увидеть белую радугу. Довольно редкое явление перевернутая радуга наблюдается, когда солнечные лучи дважды отражаются на своем пути: сначала от спокойной поверхности водоема, затем от дождевых капель. Находясь высоко над землей, например в самолете, можно увидеть еще одно редкое явление радугу в виде полного круга. Ночью можно наблюдать лунную радугу. Она образована лунным светом и от дневной радуги отличается слабой окраской.

(Из дневника великого мореплавателя Христофора Колумба)

«Шторм не унимался несколько дней. Океан ревел и грохотал, грозя поглотить каравеллу. У моих измученных матросов почти не осталось сил бороться со стихией. И вдруг... По волнам побежали огни! Через минуту они появились на мачтах каравеллы, и стало слышно их легкое потрескивание. Команда восприняла это как добрый знак, мы были спасены.»

Это явление называется огнями святого Эльма. Название дошло до нас из средних веков на шпилях церкви святого Эльма наблюдались огни. Это тихие разряды электричества, возникающие при грозовых явлениях, во время снежных бурь, шквалов при сильной наэлектризованности атмосферы. Заряды не могут пробить себе путь через слой воздуха. В результате происходит коронный разряд медленная молния. Из остроконечных предметов начинает вылетать огромное количество мельчайших электрических искр, образуя свечение.

Садится солнце. Воздух давно тих,
И вздрагивает ветер, словно сонный.
Окошки темных домиков на миг
Зарделись и погасли. Отягченный
Росой внезапной стынет луг. Затих
Весь необъятный мир. И, благовонный
Прозрачный пар понесся в вышину...
И небо ждет холодную луну.
(И. С. Тургенев)

Речь идет о солнечном закате. Белый свет сложный. Атмосфера, как призма, раскладывает его на цвета. Это особенно заметно, когда Солнце опускается к горизонту. По существу, мы видим не один белый диск Солнца, а несколько цветных, наложенных друг на друга. Складываясь, они дают белый цвет. При этом верхний и нижний края Солнца, там, где цветные диски не смешиваются (в силу волновой природы света), остаются окрашенными: верхний край имеет цвет более светлых тонов, а нижний ярко-красный, иногда багровый. Согласно народным приметам, если заря на закате или восходе Солнца золотистая, светло-розовая, то будет ясная погода. Красно-багровое заходящее Солнце предвещает ветреную погоду. При благоприятных погодных условиях можно заметить необычный зеленый луч, идущий от верхнего края Солнца. Яркий зеленый свет вспыхивает на несколько секунд, когда почти весь диск Солнца уже скрылся за горизонтом. Это впечатляющее зрелище можно наблюдать в такие вечера, когда Солнце вплоть до самого заката ярко светит и почти не изменяет своего цвета, оставаясь желтым или в крайнем случае желтовато-оранжевым. При этом важно, чтобы горизонт имел отчетливую линию, без всяких неровностей: ближнего леса, строений и т. д. Этих условий легче добиться на море, вот почему зеленый луч известен морякам. Чаще всего виден именно зеленый луч, а не синий луч, поскольку синие лучи сильнее рассеиваются в воздухе и до наших глаз почти не доходят. Зеленый луч- редкое явление, а синий – просто редчайшее.




























Используемая литература:



Ж-л « Квант» , 1981,№7 , с.17
Ланге В.Н. Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи.
М. Просвещение , 1978г
Перельман Я.И. Занимательная физика. –
М. : Физматгиз, 1978г , с. 72
Толстой Л.Н. « Рассказы»
М.; Молодая гвардия , 1968г
Чехов А.П. Собр . соч. Т.2 –
М. Художественная литература,1960 , с 405
Ненашева Ю.И
Предметная неделя физики в школе
Ростов- на- Дону
Феникс, 2006

























Рецензия на исследовательскую работу по теме:
«Физические явления в художественной литературе»


Настоящая работа представлена в виде реферата. Она показывает , что физика и литература неразрывно связаны, что она помогает учащемуся гармонично развиваться, повышать свой культурный уровень, развивать речь.
В ней приведены примеры описания физических явлений в художественной литературе :
В рассказах Л.Н. Толстого
В рассказах А. П. Чехова, Я.М. Мустафина
В стихах А.С. Пушкина , С.Я. Маршака, И.С. Тургенева
В басне И.А. Крылова.
Из дневника Христофора Колумба
Используемые отрывки вызывают интерес к изучению физики, заставляют логически мыслить, делать обобщения и выводы.
Данная работа заслуживает положительной оценки.






Преподаватель физики Рыжикова Г.С.






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915