Статья Дефференцированная групповая форма работы на уроке


Дифференцированнно-групповая форма
учебной работы.
Учебные возможности школьников различны по разным предметам. Учащиеся прежде всего отличаются друг от друга уровнями обучаемости. Так при правильном организованном учебно-воспитательном процессе повышается успеваемость учащихся, что свидетельствует о возрастании их учебных возможностей. Наша задача – внимательно следить за этим изменениям и вносить коррективы в процесс обучения. Такой вид работы развивает познавательный интерес работы. Они с увлечением выполняют такие задания.
Задача такой работы – каждого обучающего вовлечь в работу, помочь слабому, развивать способности сильных. При такой работе деление учеников на группы по уровням.
Обучающие с высокой мотивацией усваивают быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи, с большим интересом работают над различными источниками знаний. Такой вид работы проявляет высокую самостоятельность и приносит удовлетворения от работы. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих одноклассников, они могут свободно работать без надзора учителя. Они нуждаются в заданиях повышенной сложности. У них прочные знания, служащие реальной основой для успешной деятельности на уроке.
Задача - этой группы требует внимание, воспитывают трудолюбие и высокой требовательности к своим результатом.
Следующая группа со средними учебными возможностями, обладает меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том уровне. Они владеют самостоятельной работой, умеют анализировать материал, выделяют главное. Обучающие такой группы медленнее усваивают материал, но тоже достигаю хороших результатов. Нужно создавать необходимые условия для продвижения .Задача этой группы развивать познавательные способности, самостоятельность, уверенность в своей работе.
Следующая группа обучающие с пониженной успеваемостью или низкой мотивацией работы. Они слабо усваивают материал, т.е. не умеют выделять главное, отсутствуют навыки планирования, самоконтроль. Эта группа не работает без помощи учителя. Они не имеют прочных знаний, вызывают затруднения в изучении нового материала. Учителю необходимо соблюдать все условия при определении задач дифференцированного подхода со слабоуспевающими, он управляет их учебной деятельность, при объяснение нового материала замедлять темп объяснения, нужно поощрять их даже небольшой успех. Чаще всего у них формируется отрицательное отношение к учебе, нет сознательной дисциплины.
Задача – помочь учащимся освоении нового материала, больше уделить внимание этой группе, объяснить новый материал, эти ученики нуждаются в отдельном подходе.
Правильное сочетание приемов и методов работы, с разными уровнями знаний дает положительный результат: ребятам такие уроки очень нравятся, ребята с высокой мотивацией работают самостоятельно с дополнительной и научно-популярной литературой, они усваивают не только изученный материал, но и идут с опережением, а с ребятами низким уровнем знаний больше времени для изучения и закрепления изученного. Когда более подробно разбирается материал – учащиеся с низкой мотивацией лучше его усваивают.
Дифференциацию используется на разных этапах урока: при закреплению материала, повторении, при проверки домашнего задания, реже всего при объяснении нового. Используя такую форму работы на уроке дает продуктивность, развивает у учащихся самостоятельность.
Дифференцированнная групповая форма работы применяется на разных этапах урока и занимает времени 5-7 минут, закрепляются знания у одних и повторно обобщаются , воспроизводятся у других :
При формировании знаний – форма используется с фронтальной работой. Учитель объяснил материал всем и учащиеся, 1-2 группы работают с другими источниками знаний, а ребятам 3 группы еще разъясняется и закрепляют вместе.
При закреплении знаний, это форма применяется для систематизации и углубления знаний обучающих с учетом их возможностей. Поэтому получают задания из другого источника (ответить на вопросы и записать, дополнить, составить похожую задачу и т.д.), а с ребятами 3 группы разбирается материал с помощью беседы где ребята ведут себя активно.
При формировании умений и навыков, это форма применяется больше выполнять задания самостоятельно и творческого характера. Задания получают из сборников, где задания с каждым разом усложнятся. Сразу получают задания по образцу, затем упражнения рассчитаны на поисковую деятельность, дальше задания творческого характера.
При контроле знаний, это форма обучения позволяет выполнять задания, подбирать вопросы для учащихся по их уровню развития. Задания должны быть не ниже требований программы, а также не выше ее рамок.
Используя дифференцированный подход, учитель должен делать все возможное, чтобы нейтрализовать негативное его проявление. Изучить их возможности, сделать вывод (для себя), о уровню их развития. Учитель должен проявить педагогический такт в сотрудничестве с учащимися. Распределить на группы, не разъясняя им критерии классификации. Деление происходит для того , чтобы каждый выполнял задания самостоятельно. Чаще всего задания в карточках должны быть разного типа.
Также у дифференцированной форме обучения есть отрицательные стороны. Учитель старается исключить возможность проявления у одних неудовлетворенности и других зазнайство. Из этого следует поощрять малейшие достижения учащихся с низкой мотивацией и быть сдержанным к похвале учащихся с высокой мотивацией к обучению. Чрезмерная употребление дифференсации в учебной деятельности может развивать качества индивидуалистической личности. Во время урока не следует увлекаться дифференцированной работой , а также пользоваться коллективной и совместной работой.
Дифференцированная-групповая форма обучения не является основной частью урока, а при её использовании не вызывает стрессовых ситуаций у учащихся. Её используют во время урока для повышения качества знаний и применяется на отдельных его этапах. Очень хорошо сочетаеся с другими формами обучения.
Таким образом, в ходе урока, наряду с общими заданиями, включаю дифференцированные, позволяющие каждой группе учащихся выполнять работу, соответствующую их возможностям, направленную в то же время на решение общих познавательных задач.КГУ «Набережная средняя школа»
Тема: «Дифференцированнно-групповая форма
учебной работы»
подготовила: Ватолина Ирина Ивановна
учитель начальных классов
2016-2017 учебный год