Выступление на МО Форма взаимообучения


«Форма взаимообучения»
«Концепция модернизации российского образования» наполнена новыми социальными требованиями к образовательной системе. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».
В настоящее время, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке.
Использование формы коллективного взаимообучения Александра Григорьевича Ривина в организации урока будет способствовать переустройству учебного процесса в начальной школе и повышению его эффективности, а также воспитанию самостоятельной личности.(Слайд 2)
Взаимообучение - метод группового обучения, основывающийся на разности способностей, теоретической и практической подготовленности учащихся и заключающийся в обмене основной и дополнительной изучаемой информацией, в совместной отработке умений и навыков, взаимопроверке прочности усвоения. Взаимообучение позволяет каждому учащемуся попеременно исполнять роль учителя и обучаемого, способствует закреплению знаний взаимодействующих партнеров, активизации их мышления, воображения, речи и внутреннего самостимулирования. [Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.](Слайд 3) Сам Ривин говорил так: «   … организуемое  переменное диалогическое личное общение, поводом к которому может служить совместная работа над озаглавливанием отдельных отрывков текста шедевров научной и художественной мысли (с обсуждением и редактированием заголовка), равно как и совместное решение сложной задачи или комментирование ее готового решения, «улыбчиво чревато» для участвующей в ней личности несметным количеством ощущений и впечатлений»
Технология взаимообучения – это личностно – ориентированная технология. Данную технологию на практике я использую два года (3-4 класс) на уроках литературного чтения и окружающего мира. Применяю её на этапе изучения нового материала. Но знаю, что её можно использовать на всех предметах, начиная с 1 класса.
Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, избранного варианта технологии может протекать по-разному.
Общая картина процесса может выглядеть, например, так (Слайд 4):

Наиболее характерный вариант технологии коллективного взаимообучения имеет следующие стадии (Слайд 5):
• каждый ученик прорабатывает свой абзац (читает, отвечает на вопросы, пересказывает) по правилам ролевой игры «учитель – ученик»;
• обмен знаниями с партнером (предлагает свой вариант заглавия к абзацу, его план, отвечает на конкретные вопросы, выполняет задания);
• проработка в группе через смену партнёров только что воспринятой информации и поиск нового партнера для взаимообучения.
В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. Именно при использовании данной формы обучения и воспитываются «предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности».
У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами обеспечивает более прочное усвоение.
Учителю важно при формировании групп при работе учитывать следующее (Слайд 6):
при формировании пар – «сильный – слабый»;
задания по группам при изучении нового материала (группа получает своё задание, анализирует его, показывает свои знания всему классу).
В результате каждый ученик усваивает содержание нескольких групп заданий.
Эффективность урока возрастает за счет того, что возрастает время для активной работы учащихся, ведь половина из них (в разных группах) может говорить, отвечать одновременно. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу, то есть принцип сотрудничества становится ведущим, каждый на уроке имеет возможность усвоить материал.
Интересен для учащихся и эффективен для учителя алгоритм разучивания стихов. Смысл методики А. Г. Ривина заключается в поабзацной проработке текста. В качестве абзаца выступает смысловая строфа, это, как правило, четыре строчки. При переходе в новую пару новый партнёр знакомится с содержанием предыдущей строфы, а последующая разбирается совместно. Вот подробное описание технологии при заучивании стихотворений.
Алгоритм разучивания стихов.
Работа с первым партнёром.
Первый партнёр читает вслух первую строфу своего стихотворения. (Второй партнёр закрывает глаза и мысленно «рисует» картину, созданную поэтом).
Второй партнёр читает первому вслух эту же строфу. (Первый партнёр, закрыв глаза, «рисует» себе картину увиденного).
Первый партнёр читает вслух ещё раз первую строфу «своего» стихотворения, разбирая каждую строчку на уровне понимания.
Первый партнёр ещё раз пробегает глазами эту же строфу, пытаясь пересказать её наизусть.
Таким же образом (по пунктам 1-5) работают над первой строфой стихотворения второго партнёра.
II. Переход в новую пару.
Первый партнёр рассказывает первую строфу своего стихотворения (второй партнёр проверяет по учебнику и помогает).
Первый партнёр читает вслух вторую строфу своего стихотворения (над ней работают так же, как над первой строфой с первым партнёром по пунктам 1-5).
Второй партнёр читает вслух первую строфу своего стихотворения (первый партнёр проверяет по учебнику и помогает).
Второй партнёр читает вслух вторую строфу своего стихотворения (над ней работают так же, как над первой строфой с первым партнёром по пунктам 1-5).
III. Переход в новую пару.
Первый партнёр рассказывает первую и вторую строфу своего стихотворения. Отрабатывают третью строфу по пунктам 1-5.
Второй партнёр рассказывает первую и вторую строфу своего стихотворения. Отрабатывают третью строфу по пунктам 1-5.
Переходов в новую пару будет столько, сколько строф в стихотворении.
После работы в парах сменного состава даётся 3 минуты для индивидуальной работы и подготовки к декламации.
В качестве итога – выступление учащихся с выученным произведением.
Обратим внимание, что при таком разучивании стихов включаются все виды памяти: зрительная, слуховая, вербальная, моторная. Когда-то Ян  Амос Каменский об этом сказал так: «Слух необходимо соединять со зрением, а слово с деятельностью руки». Работа в парах сменного состава по определенным правилам позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся.
Как был организован контроль знаний? За качеством занятий Ривин следил очень внимательно. По окончании темы учащиеся выступали перед группой с отчётами. Доклады выслушивались обычно в небольших группах, то есть общая работа основного состава учащихся не прерывалась. Ребята были приучены к тому, что даже при малейшей неточности в формулировке теоремы или при доказательстве, они говорили: "Ты еще теоремы не знаешь. Тебе еще нужно сделать три встречи." Это означало, что ученик должен был поработать над теоремой по учебнику и только после этого обучить этой теореме еще трех учеников, а если из них кто-то уже знал теорему, то все рассказать, чтобы провериться и достигнуть полного знания. Ученики делали доклады вечерами перед родителями. 
Самое главное в основе технологии взаимообучения – это наличие воспитательного и здоровьесберегающего аспекта: он заключен в проблеме общения (ученик – учитель, ученик – ученик). Стиль отношений при работе в парах сменного состава демократичный, искренний. Технология Ривина ведет к партнерству, сотрудничеству, что вызывает в ученике радость от совместного труда, ученик учится умению слушать и слышать друг друга, у него повышается самооценка. Ученики начинают уметь выстраивать диалог, культурно дискутировать. На уроках создается комфортный климат в коллективе и это способствует тому, что все учащиеся на уроках работают, увеличился темп письма и объем выполняемых работ, повысилась техника чтения.
 
 
 
Алгоритм разучивания стихов с использованием методики А.Г.Ривина.
Работа с первым партнёром.
Первый партнёр читает вслух первую строфу своего стихотворения. (Второй партнёр закрывает глаза и мысленно «рисует» картину, созданную поэтом).
Второй партнёр читает первому вслух эту же строфу. (Первый партнёр, закрыв глаза, «рисует» себе картину увиденного).
Первый партнёр читает вслух ещё раз первую строфу «своего» стихотворения, разбирая каждую строчку на уровне понимания.
Первый партнёр ещё раз пробегает глазами эту же строфу, пытаясь пересказать её наизусть.
Таким же образом (по пунктам 1-5) работают над первой строфой стихотворения второго партнёра.
II. Переход в новую пару.
Первый партнёр рассказывает первую строфу своего стихотворения (второй партнёр проверяет по учебнику и помогает).
Первый партнёр читает вслух вторую строфу своего стихотворения (над ней работают так же, как над первой строфой с первым партнёром по пунктам 1-5).
Второй партнёр читает вслух первую строфу своего стихотворения (первый партнёр проверяет по учебнику и помогает).
Второй партнёр читает вслух вторую строфу своего стихотворения (над ней работают так же, как над первой строфой с первым партнёром по пунктам 1-5).
III. Переход в новую пару.
Первый партнёр рассказывает первую и вторую строфу своего стихотворения. Отрабатывают третью строфу по пунктам 1-5.
Второй партнёр рассказывает первую и вторую строфу своего стихотворения. Отрабатывают третью строфу по пунктам 1-5.
Переходов в новую пару будет столько, сколько строф в стихотворении.