Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КАША — РАДОСТЬ НАША?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»



УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ СОШ №7
от 22.06.2015г. №233




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности»
«КАША - РАДОСТЬ НАША?»
основное общее образование
Программа составлена учителем биологии


О.О. Гладышевой






г. Черногорск 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» на уровне основного общего образования (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года №19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Положением о разработке рабочих программ по предметам (курсам) учебного плана МБОУ СОШ № 7, реализующим федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего общего образования, утвержденным приказом МБОУ СОШ №7 от 09.02.2015 г. № 42.
Программа разработана на основании примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования (Сборник программ. М.: Просвещение, 2013. С. 6-32 ) , и авторской программы «Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся», автор А.В.Иванов (издательство «Просвещение», 2013 г.).
Программа определяет минимальный объем содержания курса для 5 класса и предназначена для реализации требований ФГОС ООО к условиям и результату образования учащихся основной школы по внеурочной деятельности согласно учебному плану МБОУ СОШ №7.
Программа является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.
Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.

        Цели Программы: 
- создание условий для успешного освоения учащимися основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- оказание учащимся помощи в определении индивидуальной образовательной траектории через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности.

2.Общая характеристика курса

Программа отражает особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, а также деятельности обучающихся в реализации инженерных проектов.
При этом:
под учебно-исследовательской деятельностью понимается учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного исследования, не предполагающая получение нового научного результата;
под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами;

Личностные,   метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Обязательные результаты изучения факультативного курса по профориентации на уровне основного общего образования должны соответствовать требованиям государственного стандарта, направленным на:
- реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов;
- освоение учащимися способов интеллектуальной и практической деятельности;
- овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире,.
- создание условий для создания социальной ситуации развития учащихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности,
-развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способности ставить цели и строить жизненные планы.
 Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Личностными результатами являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к работникам различных профессиональных сфер, отношение к труду как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору профессионального пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, , результатам обучения.

Метапредметными результатами являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения,
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе;
работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Содержание курса «Проектная деятельность»
5 класс (34 часа)
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация.
I. Теоретический блок.
Истории возникновения каш на Руси. Обычаи древней Руси. Сказки и легенды о кашах. Профессия повара.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы проекта.
Виды каш. Их полезность. Правила выбора темы проекта.
  Цели и задачи проекта. 
Отличие цели от задач.  Постановка цели проектирования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме проекта. Основные стадии, этапы проекта.
  Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, схемы, рисунки, слайды, анкетирование учащихся и др.). Профессия повар.
II. Практический блок.
Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты.
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение  предмета  и методов исследования в работе над проектом.
Выполнение работы.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.
Работа на компьютере –  структурирование материала, создание презентации. Выпуск изготовление презентаций, буклетов, плакатов. Оформление стенда для столовой «Каша – радость наша».
III.  Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  
Мониторинг выполнения обучающимися проектных и учебно-исследовательских работ осуществляется посредством выявления соответствия работ единой системе требований к их содержанию, оформлению и защите в группе и представление лучших работ на конференция «Мы исследователи», проводимой в 3 четверти.

Оценка деятельности учащихся
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации учащегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения учащимися основных образовательных программ будет осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Целью оценивания достижений учащихся по данному курсу является констатация личных достижений учащихся по усвоению содержания, а также качественная оценка самостоятельных индивидуальных и групповых работ. Успешность прохождения данного курса будет оценена – «зачёт»/«незачёт».
Измерители достижения планируемых результатов:
-степень активности учащихся на занятиях;
-качество сообщений учащихся;
-качество представленных проектов.
Динамика развития интереса к курсу фиксируется анкетированием на первом и последнем занятии, собеседованием в процессе изучения курса.
Форма отчетности:
В течение года учащиеся выполняют проектное задание и защищают его в конце 3 четверти.

Возможные продукты проектной деятельности учащихся:
  Альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация и т.д.

7.Тематическое планирование
Раздел
Наименование тем
Количество часов

Введение (1 ч.)

1.
Что такое проект
1

Теоретический блок  (3ч.)

2
Истории возникновения каш на Руси.
1

3
Сказки и легенды о кашах
1

4
Профессия повара.
1

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (3 ч.)



5
Выбор темы проекта
1

6
Цели и задачи проекта
1

7
Сбор материала для проектирования.
1

II. Практический блок (23 ч.)

Мы  -  исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (23ч)



8
Планирование работы
1

9 - 27
Выполнение работы
19

28-30
Оформление презентации.
3

III.     Мониторинг исследовательской деятельности учащихся  (4 ч.)

31-32
Подготовка к защите.
2

33-34
Защита проектов.
2



Календарно-тематическое планирование составляется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий МБОУ СОШ №7 на текущий учебный год.


Календарно тематическое планирование по проектной деятельности 5 в класс
№ п\п
№ урока в теме
Наименование разделов, тем и тем уроков
Кол- во часов
Дата проведения





по плану
по факту



Введение (1 ч.)
1



1
1
Что такое проект
1
07.09




Теоретический блок  
3



2
1
Истории возникновения каш на Руси.
1
14.09


3
2
Сказки и легенды о кашах.
1
21.09


4
3
Профессия повара.
1
28.09




Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
3



5
1
Выбор темы проекта
1
05.10


6
2
Цели и задачи проекта
1
12.10


7
3
Сбор материала для проектирования.
1
19.10




II. Практический блок (23 ч.)






Мы  -  исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты
19



8
1
Планирование работы
1
26.10


9
2
Анкетирование учащихся 5 классов
1
09.11


10
3
Обработка результатов анкетирования
1
16.11


11
4
Виды каш.
1
23.11


12
5
Манная каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.
1
30.11


13
6
Практическая работа №1 «Приготовление манной каши»
1
07.12


14
7
Рисовая каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.
1
14.12


15
8
Практическая работа №2 «Приготовление рисовой каши»
1
21.12


16
9
Овсяная каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.
1
28.12


17
10
Практическая работа №3 «Приготовление овсяной каши»
1
11.01


18
11
Гречневая каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.
1
18.01


19
12
Практическая работа №4 «Приготовление гречневой каши»
1
25.01


20
13
Пшённая каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.
1
01.02


21
14
Практическая работа №5 «Приготовление пшённой каши»
1
08.02


22
15
Ячневая каша. Ее полезность. Рецепты приготовления.
1
15.02


23
16
Практическая работа №6 «Приготовление ячневой каши»
1
22.02


24
17
Каша - дружба. Ее полезность. Рецепты приготовления.
1
29.02


25
18
Практическая работа №7 «Приготовление каши - дружба».
1
07.03


26
19
Энергетическая ценность каш.
1
14.03


27
20
Разработка собственных рецептов каши.
1
21.03


28-30
21-
23
Оформление презентации, стенда.
3
04.04
11.04
18.04




III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
4



31-32
1-2
Подготовка к защите.
2
25.04
16.05


33-34
3-4
Защита проектов.
2
23.05
30.05






15