Описание картинок на уроках английского языка


Алгоритм описания картинок на уроках английского языка
Идея использования картинок при обучении иноязычному говорению не является новой. Тем не менее, она позволяет максимально реализовать обязательное требование ФГОС формирования УУД, так как картинка непроизвольно активизирует память, мышление и воображение учеников. Применение наглядных материалов помогает значительно сократить долю родной речи на уроке иностранного языка. Картинка может использоваться как средство, стимулирующее учащихся на высказывание нужного содержания, с использованием необходимого языкового материала, презентации новой лексики, тренировки произношения и написания слов, для проведения диктантов и ролевых игр. И наконец, картинка – это интересный в использовании материал, который может сделать урок эффективным и занимательным. Практика показывает, что на таких уроках дети никогда не остаются равнодушными и работают активно, с большим желанием.
Кроме того, с введением устной части ЕГЭ, где основной задачей является описание и сравнение картинок и фотографий, работа с картинками на уроках английского языка становится все более актуальной.
В УМК М.В. Вербицкой Forward, по которому занимаются учащиеся нашей школы не предусмотрена работа над описанием картинок. Имеются отдельные задания: «Соотнесите картинки и фразы», «Найдите в тексте предложения, соответствующие картинкам» и т.д.
Поэтому план описания картинки был составлен на основе источников интернета. План состоит из четырех частей
Примерный план описания картинки:
1 Introduction 
This picture is on the subject / topic of........ (entertainment; sport; hobbies; environment; shopping etc.).
It's a black-and-white/coloured picture.
 In this picture the action is taking place in… (the house; the living room; the gym; the swimming pool; the theme park etc.).
2. What and Where
In the foreground/background there is…........ (some pieces of furniture; sports equipment; some people doing shopping etc.).
In the foreground/background you can see…(some children; a family; a shop assistant etc.).
In the middle/centre there is/are…
At the top/At the bottom there is/are…
On the left/right there is/are…
3. Who is doing what? Talk about what people are doing in the picturе
They are ........(having dinner; watching a film; having a break; doing their homework etc.)
4. What the people look like.
(Age / height / build / hair / eyes / nose / mouth / special features / general impression)
5. How the people are feeling.
 (Bored / annoyed / upset / sad / miserable / lonely / unhappy / depressed / confused / furious / angry / relaxed / concentrated / worried / happy / tired / interested / puzzled / confident / interested / excited / calm / pleased / thrilled / relieved / amazed)
6. Talk about the atmosphere. 
The atmosphere in the picture is ........(friendly, peaceful, relaxing, tense, busy, warm, cosy, happy etc.).
7. Describe the season / weather.
I think / suppose / guess it's summer /spring /   winter /  autumn
8. Talk about your personal attitude to the picture. How the picture makes you feel. 
Personally I, / As for me, / Frankly speaking, I like this picture as it is bright and colourful, full of positive emotions, etc.). Generally speaking, this picture doesn't appeal to me because ........ (this activity is not my cup of tea /  I hate doing........).
Естественно, указанная схема работы с картинкой не является догмой.
В зависимости от конкретных условий и целей отдельные этапы могут быть опущены.
Для того чтобы учащиеся успешно описали картинку, учитель должен быть уверен, что
уровень языка (лексический и грамматический) достаточен для описания картинок;
в речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств для описания картинки.
Из первого пункта мы видим, что подготовительной частью работы является отработка необходимого грамматического материала: предлоги места, Present Continuous Tense, оборот There is/are. Вначале можно выполнить подстановочные упражнения. Самый высокий уровень – это запись предложений по картинке с использованием отрабатываемыех грамматических структур.
Для того чтобы все ученики имели как можно больше возможности и времени говорить надо шире использовать групповые и парные режимы работы, применять игры.
Например, для отработки предлогов места можно применить игру «На кухне». На доске картинка с изображением кухни. Выбранный ведущий записывает в своей тетради месторасположение кошки: «under the table». Дети задают вопросы: Is the mouse under the table? и т.д. пока не отгадают.
В заключение хочется порекомендовать:
начинать работу по описанию картинки как можно раньше
составить план или схему
работать последовательно и систематически
готовить учащихся к ограниченным временным рамкам (как при подготовке так и при ответе).
Сейчас мы постараемся применить все рекомендации на практике. Для этого разделимся на 2 команды. Каждая команда получит картинку, которую необходимо описать пользуясь схемой. Время для подготовки 2 минуты. Затем один представитель команды описывает картинку вслух, второй команде предстоит нарисовать её по описанию говорящего. В конце работы мы выберем самую точную копию «оригинала».
Купцова Н.Ф.,
учитель английского языка
МБОУ «Елыкаевская СОШ»