ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ на тему МЕТОД СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.


метод созданияПроблемных ситуацийПодготовила учитель математикиМбоу «Лицей №8» ахмедоваПатимат джамалодиновна «Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит самкак можно было бы прийти к ним самостоятельно» А.Н.Колмогоров. Низкий уровень самостоятельной деятельности учащихся;Отсутствие познавательного интереса к изучению математики;Низкая мотивация обучения и низкая активность учащихся на уроке;Проблемы в работе с учащимися

Сущность педагогического опыта состоит в активизации развивающего потенциала обучения, организации поисковой деятельности учащихся, формировании высокого познавательного уровня, обеспечении личностной включённости всех участников в процесс обучения, его практической направленности
цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения метода проблемного обучения в школе.Развитие логического мышления, самостоятельности, креативности учащихся на уроках математики посредством метода проблемного обучения Концептуальная идея опыта
ЗадачиПосредством метода проблемного обучения создавать на уроках и во внеурочное время среду, способствующую развитию у учащихся гибкости и креативности мышления, а также умения и навыков самостоятельно организовывать свою творческую поисковую деятельность.Изучить и проанализировать дидактическое обоснование методов проблемного обучения и применить технологию проблемного обучения при разработке уроков.Выявить эффективность и особенности создания системы проблемных ситуаций в обучении школьников. Суть метода проблемного обученияНаправлен на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действия.Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем,разрешая которые они под руководством учителя активноусваивают новые знания.Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Цикл проблемного обученияОсознание сущности затрудненияпоиск способа решения Выдвижение гипотезы её решения выделение учебной проблемы решениеВозникновение проблемной ситуации выводы



Структура учебно – познавательной деятельности учащихся в рамках проблемного метода обучения.{8A107856-5554-42FB-B03E-39F5DBC370BA}Мотивационно – ориентировочная частьСодержательная частьРефлексивно – оценочная частьактуализация знаниймотивацияпостановка учебной задачипланирование её решенияРешение учебной задачи в соответствии со спецификой математическойдеятельностисоотнесение целей и полученных результатов деятельностиосмысление методов, приёмов, теоретических положений, с помощью которых получены эти результатыосознание ценности полученных результатовоценка собственной деятельности
Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуацииЭтапДействия учителяДействия учащегосяПостановка наводящих вопросов, помогающим учащимся осознать существо проблемы.Осознание проблемной ситуации; актуализация усвоенных знаний.1Направляющие указания.Анализ исходных данных; формулирование проблемы.2Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации.Выдвижение гипотезы, её обоснование.3
Направляющие указанияПроверка гипотезы; решение проблемы.4Постановка контрольныхвопросов, уточнения, исправления.Проверка решения, сопоставление его с исходными данными.5Анализ действий ученикав ходе решения.Анализ хода решения; анализошибок.6Включение результатов решения в последующую учебную деятельность.Обобщение и переход к новомуучебному материалу.7
Способы реализации опытаразвитие коммуникативно – деятельностных форм организации урока;проблемное изложение знаний;создание проблемных ситуаций;частично-поисковый метод обучения;использование исследовательских заданий. Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения.Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.Развивает мыслительные способности учащихся.Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.Достоинства проблемного обучения
В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.Недостатки проблемного обучения
Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;развивается логическое мышление;развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;развивается способность к самоконтролю;формируется устойчивый интерес к предмету;активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке



Примеры проблемных ситуацийПример №1. «Сложение десятичных дробей» (5 класс). Самостоятельная работа учащихся с целью контроля за навыками устного вычисления и создания проблемной ситуации.Вычисли: 18 43 82 73 35 12,5 + + + + + + 25 16 25 8 24 13,2 Пример №2. «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (6 класс).Вычисли: Исследовательские заданияТема: Длина окружности.Диаметр окружности4см6см8см10смДлинаокружностиОтношение длины окружности к длине её диаметра.Исследовательская практическая работа ( 5 класс)Тема: Свойства равенства боковых рёбер и площадей противоположных граней прямоугольного параллелепипеда.Цель работы: опытным путём (измерением) установить свойства равенства боковых рёбер прямоугольного параллелепипеда и свойство площадей противоположных граней прямоугольного параллелепипеда.. Тема: Вывод формулы площади круга.Учащиеся выполняют практические задания по команде учителя (учитель может проделывать все на доске).

При каких значениях параметра а данная система не имеет решенийОтвет:

Теорема Безу и следствия из нее. Алгебра (9 класс).Проверка домашнего задания. Дополнительное задание: Найти целые корни уравнения 4х3-13х2+5х-6. Ответ : 3.Разложите на множители: а) х2-5х+6; б) 3х2+7х-10; в) 4х3-13х2+5х-6.

Французский математик Этьен Безу (1730 - 1783). Безу доказал, что для любого Р(х) n-й степени и любого числа а имеет место P(x)=(x-a)Q(x)+P(a), где Q(x) - многочлен (n-1) степени, Р(а) – значение многочлена при х=а.Следствие. P(x)= (x- r) Q(x). Q(x) - многочлен (n-1) степени, r – корень многочлена P(x).
Решить уравнение 4х3-13х2+5х-6=0 на множестве действительных чисел.4х3-13х2+5х-6==4х3-12х2- х2+3х+2х-6= =4х2(х-3)-х(х-3)+2(х-3)==(х-3)( 4х2-х+2)=0

Ответ :3.

 4-135-634-120 (х -3) ( 4х2 - х + 2)=06х4-7х3-30х2+21х+10=0.

 6-7-30211016-1-31-100-26-13-50 Р(х)=(х-1)(х+2)(6х2-13х-5)=0, Ответ : х=-2; -1/3; 1; 2,5; .


ЛитератураАйсмонтас Б. Б. Теория обучения. Схемы и тесты. «Владос пресс», М. 2002Белик Т. «Элементы проблемного метода обучения». Газета математика №31/ Долженко Ю. А. Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования. Барнаул, 2003.Кульневич С.В., Лакоуснина Т.П. Совсем необычный урок. ТЦ «Учитель», 2001г.Муравин Г.К. Исследовательские работы в школьном курсе алгебры. Математика в школе №1, 1990г.Таймасханова У.Д. Создание проблемных ситуаций. Математика в школе №5, 1994г.Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М. «Сентябрь», 2000г.Якиманская И.С. Как развивать учащихся на уроках математики. М. 1996г.