Педагогические условия развития восприятия музыки в игровой деятельности у детей 5-6 лет

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Проблема развития восприятия музыки – одна из наиболее сложных в силу субъективности процесса.
Восприятие – максимально полное отражение в человеческом сознании окружающего мира, который воздействует на людей через органы чувств [6]. Различают следующие виды восприятия по основной модальности: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое. Безусловно, для музыкального искусства значение имеют все анализаторы, кроме обоняния и вкуса, при этом слуховое восприятие преобладает.
В психологической науке выделяются следующие особенности восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность. При прослушивании музыкального произведения воспринимаются отдельно не его мелодия или тембр, а все произведение целостно и обобщается в мысленных образах. Таким образом, музыкальное восприятие – это сложная деятельность, направленная на адекватное соответственное отражение музыки в чувствах человека и объединяющая собственно музыкального материала с данными музыкального и жизненного опыта человека, познание, эмоциональное переживание и оценку произведения [6].
Цель любого занятия в детском саду – воспитание гармонично развитой личности, чему способствуют музыкальные занятия, на которых перед педагогом стоит несколько задач. Самая главная задача – воспитывать эстетическое и сознательное отношение к музыкальному искусству, формировать музыкальную культуру, потребность активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, в отношения с окружающими людьми, а также обогащать словарный запас детей, развивать музыкальные способности детей и голосовые данные, развивать музыкально-эстетическое восприятие.
Цель занятий по развитию восприятия музыки у детей – сформировать музыкально-эстетическое сознание эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разных жанров стилей [3]. Существует несколько условий совершенствования восприятия музыки: во-первых, должны быть использованы все виды музыкального исполнительства; во-вторых, идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие должна учитывать возрастные возможности детей; в-третьих, музыкальные образы должны усложняться, а средства выразительности должны быть разнообразными.
Восприятие музыки представляет собой слушание (восприятие) музыки как вид музыкальной деятельности и складывается из следующих действий: слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности, слушание в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра, слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх разного рода.
Музыкально-звуковые игры – это игры, разнообразные по задачам и содержанию и способствующие формированию у детей умения слушать музыку, различать высоту, силу, тембр и длительность звука, планомерно развивают слух [1].
Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы в дошкольном учреждении также должны обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса между дошкольным образовательным учреждением и школой, учет специфики возрастного развития обучающихся, вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения, формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников [4].
Игровая деятельность детей 5-6 лет в детском саду на занятиях по развитию восприятия музыки обеспечивает реализацию таких психолого-педагогических условий.
На занятиях по развитию восприятия музыки в распоряжении педагога огромное количество методов и приемов [3].
Первый метод – метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений. Дети сравнивают два произведения одного жанра разных авторов, два произведения с одинаковым названием разных композиторов, произведения одинаковые по настроению, варианты исполнения одного и того же произведения.
Второй метод – метод уподоблений характеру музыки. Например, при моторно-двигательном уподоблении дети двигаются так, как они слышат музыку, задача педагога – научить расслышать в музыке интонацию, акцент, кульминацию и другие музыкальные средства.
На занятиях по развитию восприятия музыки мы бы рекомендовали, в первую очередь, знакомить с классической музыкой, в основном из списка, предлагаемой О.П. Радыновой [2]. На занятиях следует широко использовать фортепианную музыку, а также фрагменты симфонических произведений с ярко выраженной мелодичностью и характерностью ритма. Желательно по возможности включать записи разных оркестров, разных исполнителей. Если имеются современные обработки произведений, то стоит включать их во время игр детей, во время приема пищи и в любое время, свободное от занятий. Прослушивание непременно сопровождается беседой о композиторе, показывается его портрет. Беседу о композиторе также следует сопровождать репродукциями картин, чтоб у детей возникло представление об искусстве той эпохе, когда было создано произведение.
На следующем занятии, после время второго слушания, дети пытаются охарактеризовать настроение музыкального произведения. Педагог задает им вопросы по материалу прошлого занятия.
На третьем занятии после прослушивания произведения детям задаются вопросы по произведению. Если имеются произведения другого автора, подобные прослушанному, то включается отрывок произведения, чтобы дети сравнили два произведения. Например, после прослушивания фрагмента концерта А.Вивальди «Времена года» предлагается для восприятия аналогичный фрагмент фортепианного цикла П.И. Чайковского, или наоборот.
Если у двух разных композиторов не имеется произведений, похожих по сюжету, названию или настроению, то на 3-м занятии можно знакомить с другими произведениями того же композитора, что способствует лучшему восприятию музыки, акцентирует внимание детей творчестве великих композиторов-классиков.
На подобных уроках можно предложить детям игру «Грустно – весело», цель которой развивать у детей представление о характере музыки (веселая, спокойная, грустная и т.п.). Детям раздаются по 3 карточки, на которых изображен ребенок: на 1-й карточке веселый, на 2-й – спокойный, на 3-й грустный.
Дети слушают произведение или его фрагмент и пытаются определить его характер, т.е. показывают воспитателю карточки, передающие настроение.
Дети старшего дошкольного возраста любят рисовать под музыку или придумывать сюжет рисунка в зависимости от услышанного произведения. Прежде чем предложить им проиллюстрировать предложение, нужно познакомить их с шедеврами мировой живописи, которые так или иначе иллюстрируют прослушанное произведение.
На занятиях за правильные ответы детям дается карточка со скрипичным ключом, за неполный ответ – карточка с басовым ключом. В конце месяца подводятся итоги, и дети получают грамоты в какой-либо номинации, например, «Лучший знаток музыки в (название месяца)», «Поклонник (имя композитора)», «Специалист по (жанр музыки»).
К музыкальному воспитанию следует привлечь имеющих специальное музыкальное образование родителей, бабушек и дедушек, а также братьев и сестер, обучающихся в музыкальных школах и приглашать их на занятия, чтобы музыкальные произведения дети слышали не только с магнитофона или компьютера, а для того, чтобы они слышали живое исполнение и не только в исполнении музыкального руководителя.
В 4 квартале, когда уже состоялось знакомство со многими композиторами и произведениями, в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем можно проводить беседы-концерты-игры на разные темы. Например, в тематической беседе-концерте сравнивается музыка различных исторических эпох или разных жанров. Можно сравнить танцевальную музыку разных композиторов, например, вальсы Ф. Шопена, Ф. Шуберта.
В магазинах сейчас продаются самые разнообразные музыкально-дидактические игры, например, «Музыкальное домино», «Музыкальное лото» и др. Увеличивается ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов. Такие игры и игрушки также можно использовать и во время занятий, и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством педагога. Результативность обучения в игровой деятельности создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником.
Таким образом, на занятиях по развитию восприятия музыки дети слушают разнообразную музыку, учатся отличать выразительные средства и характер музыки, узнавать произведения различных композиторов современности и классики, т.е. формируется музыкально-эстетическое сознание эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения разных жанров стилей. Кроме того, игровая деятельность на занятиях по развитию восприятия музыки способствует созданию положительной атмосферы в детском коллективе и учит детей взаимодействовать в разных видах деятельности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз.руководителя дет.сада / О.П. Радынова. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
3. Радынова О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050703 (030900) – дошкольная педагогика и психология и 050707 (031100) – педагогика и методика дошкольного образования / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. – Дубна: Феникс+, 2011. – 352 с.
4. http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (закон)
5. http://studme.org/1613102317825/pedagogika/psihologo-
6. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=215#4 (Кадыров)

















15