Создание на занятиях проблемных ситуаций и использование заданий творческого и творческо-поискового содержания





Конспект выступления
на педагогическом семинаре
ГОУ СПО ЛНР «Краснолучский
горно-промышленный колледж»






«Создание на занятиях проблемных ситуаций и использование заданий творческого и творческо-поискового содержания»









Автор: Филипьева Яна Николаевна, ГОУ СПО ЛНР «Краснолучский горно-промышленный колледж», ЛНР, город Красный Луч, преподаватель химии




Верно было сказано одним проницательным человеком, что наука начинается с удивления. Кто не видел, как падают выпущенные из рук предметы? А удивился этому Галилей. Кто не любовался ярким солнечным лучом? А поразился ему Ньютон. Кто не наблюдал замерзания воды? А счел это дивом диковинным Ломоносов.
Все зависит от того, как смотреть и какими глазами. Поэтому занятия по предметам естественного цикла необходимо строить так, чтобы они были к удивлению.
Удивление побуждает интерес, который активизирует поиск причин противоречий, Содержание предметов химии и биологии – благодатная почва для создания проблемной ситуации. Окружающая нас природа полна противоречий, которые человек вынужден разрешать, чтобы постигнуть ее законы.
Я не стану сейчас говорить о принципах и методах проблемного обучения. Главным считаю то, что для формирования творчески активной личности необходимо формировать умения видеть противоречия и находить пути их разрешения.
Приведу примеры проблемных ситуаций, которые создаю (при изучении химии и биологии) на своих уроках.
- Почему при замерзании водоема лед оказывается на поверхности, тем самым, позволяя водным обитателям перезимовать. Ведь плотность вещества в твердом агрегатном состоянии больше плотности жидкости, значит, лед должен быть тяжелее жидкой воды и водоем должен замерзать от дна?
Это противоречие разрешает знание о дипольном, т.е. полярном, строении воды, которое позволяет молекулам-магнитикам объединяться в «трио» или даже «квартеты», образуя так называемые «поры» в кристаллической решетке льда. Именно эта пористость обуславливает меньшую его плотность.
Чаще всего постановка проблемы происходит на этапе мотивации учебной деятельности, а изучение нового материала на этапе обобщения и систематизации разрешить ее при помощи полученных новых знаний.
Например, при изучении происхождения человека можно поставить такой проблемный вопрос:
- Если, по теории Дарвина, человек произошел от обезьяны, то почему же в настоящее время ни в одном зоопарке не зарегистрирован случай превращения обезьяны в человека?
Студенты находят решение этой проблемы в следующем:
Эволюция предков человека пошла несколькими путями. Один путь привел образованию вида Homo Sapiens (Человек разумный), а другие – к образованию современных видов обезьян, т.е. современные обезьяны – тупиковая ветвь эволюции в родословной человека, они имеют с людьми общих предков.
При изучении законов Менделя возможно использование следующей проблемной ситуации:
- Как объяснить множество случаев рождения здорового ребенка у двух слепых родителей?
Учащиеся в процессе решения задачи приходят к следующему выводу:

А – ген слепоты (доминирует)
а – ген нормального зрения (внешне исчезающий признак)
Р:
· Аа х
·Аа
слепая слепой
F1: АА: 2Аа : аа
слепые здоров

Таким образом, этот факт можно объяснить тем, что родители гетерозиготы (носители преобладающего гена слепоты и гена внешнеисчезающего признака нормального зрения). В таком случае вероятность рождения здорового ребенка – 25%.
Законы генетики помогут и в решении такой проблемы:
- Может ли мужчина с IV группой крови поставить под сомнение свое отцовство, если у его жены со II группой крови родился сын с кровью III группы?
Дело в том, что ген группы крови имеет три аллели (А, В и О):
А и В преобладают над О; но А и В друг друга не подавляют.
Если:
Р:
·АО х
·АВ
IIгр IV гр
F1: АА : АВ : АО : ВО
II гр IV гр II гр III гр
25%
Так, что счастье знающего законы генетики отца не будет омречено никакими сомнениями.
Ни одна естественная наука, в том числе химия и биология не смогла бы существовать без опытного изучения своїх объектов, т.е. без экспериментов. Решение экспериментальных задач – это и творчество, и поиск.
Приведу примеры экспериментальных задач, которые я использую на своих занятиях
1) Имея в своем распоряжении воздух и воду получите не менее пяти веществ.
Ответ:
CO2 + H2O H2CO3
N2 + O2 2NO2
2NO + O2 2NO2
2NO2 + H2O HNO3 + HNO2

2) Как, имея в своем распоряжении уголь, воду, мел и воздух получить нитробензол?
Ответ:
СaCO3CaO+CO2
мел
CaO+2CCaC2+CO
уголь
CaC2+2HOH Ca (OH)2+C2H2
вода
3 C2H2 C6H6 (450-5000С, С)
N2+O2 2NO
из воздуха
2NO+ O2 2NO2
из воздуха
2NO2+H2OHNO3+HNO2
вода
C6H6+ HNO3 C6H5NO2+ H2O
нитробензол
3) В склянках без этикеток находятся растворы соды и поваренной соды. Проведите распознавание и подпишите этикетки.
Na2CO3+2HCl 2NaCl+ CO2 + H2O
Сода шипение
NaCl+ HCl реакция не происходит
NaCl+AgNO3 AgCl +NaNO3
белый
Для решения таких задач необходимы умения составлять план решения, проводить «мысленный эксперимент», предвидеть конечные результаты. Конечно же, оцениваются такие задания высоко, т.к. предполагают высокий, творческий уровень овладения ЗУН.
Одними из возможных заданий творческого характера считаю задание самому составить и решить задачу. Составление задач так же предполагает способность планирования деятельности и предвидения конечного результата. Выполнение таких заданий, конечно оцениваю максимально высокими баллами.
Завершить свое выступление хочу на немного лирической ноте. Химики тоже могут быть немного лириками. И в этом нам поможет весь комплекс искусств, который считаю возможным применять при изучении любого предмета.
Студентам было дано задание сочинять стихотворение на тему: «Спирты».
Вот одно из них:
Спирты бывают разные
и чистые, и грязные
бывают медицинские
бывают и заразные.
К спиртам относят пиво
и водку, и вино.
Зачем же человеку
так много вредного дано?
Заразный спирт сжигает печень
Для мозга он - смертельный яд
и не успеешь оглянуться
как ты его покорный раб!
Пусть сила духа – строгий страж
Не даст попасть под этот гнет
А группа атомов – ОН
Нам, людям, только пользу принесет!


Пример стихотворения на тему: «Соединения кислорода»

Элементы стали вряд
Породниться все хотят
Ищет друга Кислород
Вот он первый – Водород.
Что за толк с того родства?
Получилась вдруг вода.
Тут приходит к ним дружок
Кальций просится в кружок.
Он с водой соединился
И в известковую воду превратился.
И девчата есть у нас –
Сера просится в наш класс
С Кислородом она идет
Он ей песенки поет.
Вот такие –то дела.
Получилось SO2.
Много в химии семей
Перечесть я их смогу
Но лучше работать
С ними наяву





15