РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ КУРСУ ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ВАКЦИНЫ: ОТ ДЖЕННЕРА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 484
имени дважды Героя Советского Союза В.И. Попкова

Рассмотрено
на заседании МО наук естественного цикла
Протокол № 1 от __.08.2014г
Руководитель МО
____________Иванова И.В.
_______________2014 г.
Согласовано
Зам.директора по УВР


___________Архипова Ж.И.

________________ 2014г
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 484


___________Федечкина С.П.

_______________2014г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ КУРСУ
"ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ВАКЦИНЫ: ОТ ДЖЕННЕРА ДО НАШИХ ДНЕЙ"
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

















2014 год

Пояснительная записка
Специальный курс "Противовирусные вакцины: от Дженнера до наших дней" расширяет содержание профильного курса "Общая биология". Содержание курса направлено на развитие у учащихся интереса к вирусологии, расширение кругозора через ознакомление с историей противовирусной иммунопрофилактики – от первых интуитивных подходов до новейших современных вариантов генно-инженерных вакцин.
В процессе реализации программы курса, структурированной в соответствии с этапами проектной деятельности, создаются условия для самостоятельного поиска и овладения знаниями (о наиболее продуктивных направлениях исследований по получению вакцин на основе вирусных антигенов, генно-инженерных поливалентных живых вакцин, ДНК-вакцин и т. д.) и лучшего усвоения последующих тем профильного курса «Общая биология». Проектное построение специального курса может эффективно содействовать самостоятельным попыткам учащихся работать с различными источниками информации, самостоятельной постановке проблемных вопросов и решению познавательных задач.
Методами и приемами, стимулирующими активную познавательную и коммуникативную деятельность учащихся, могут служить эвристические беседы, дискуссии, обмен мнениями, мозговой штурм и т. д.
Раскрытие истории развития иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, выявление сущности актуальных проблем здоровья человечества способствует формированию и поддержанию высокого интереса старшеклассников к вирусологии, генной инженерии, биотехнологии и медицине, а также содействует профессиональной ориентации.
Задачи курса
Изучение истории становления иммунологии как науки, формирование представлений о перспективах ее развития.
Формирование и ценностного отношения учащегося к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Обеспечение условий для понимания роли новейших научных достижений вирусологии в решении актуальных медицинских проблем.
Формирование умений по самостоятельному сбору научной информации и изучению основных фактов об иммунологии.
Создание условий для самостоятельного анализа конструктивного оценивания данных о современных способах преодоления эпидемиологически значимых заболеваний.
Развитие способностей к прогнозированию (на примере оценивания значимости генной инженерии в развитии новых подходов к иммунопрофилактике будущего).
Формирование умений, связанных с представлением и защитой результатов исследовательской деятельности, критериальным оцениванием качества презентационного материала.
Обеспечение условий для развития коммуникативной активности учащихся, для осуществления индивидуальной и групповой рефлексии.
Содействие профессиональной ориентации старшеклассников, выбравших естественнонаучный профиль.
Место курса в системе профильной подготовки
Специальный курс предназначен для профильного обучения старшеклассников, избравших естественнонаучный профиль. Курс направлен на знакомство учащихся с специальностями медицинской вирусологии и развития у них интереса к этой профессиональной области.
Данный курс целесообразно включить профильный курс биологии после изучения в (или одновременно с изучением) темы "Вирусы - неклеточная форма жизни".
Оценивание знаний
Средства оценивания: табличное, рейтинговое.
Способы оценивания: учителем, взаимным оцениванием учащихся, межгрупповой оценкой, самооцениванием.


Содержание курса
Общее количество часов - 36
Темы курса
№ темы
Наименование
Количество часов

1.
Роль Э. Дженнера в создании метода прививок и последующей вакцинации населения Земли.
4 часа

2.
Антигены – вещества, несущие признаки генетически чужеродной информации.
4 часа

3.
Антитела – особые защитные белки организма, способные связываться с антигенами и инактивировать их.
4 часа

4.
Роль И. И. Мечникова в открытии клеточного иммунитета. Сущность теории клеточного иммунитета.
4 часа

5.
Гуморальный иммунитет и его особенности.
2 час

6.
Прямая и обратная транскрипция.
2 час

7.
Новые методы борьбы с вирусами: ослабление выработки токсинов у болезнетворных микроорганизмов или усиление способности бактериофагов к растворению микроорганизмов.
4 часа

8.
Цельновирионные вакцины – аттентуированные варианты вирусов или близкородственные слабопатогенные вирусы, их преимущества и недостатки. Вакцины на основе вирусных антигенов. Использование синтетических пептидов.
2 час

9.
«Дрожжевая» молекулярная вакцина. Вирусоподобные комплексы.
2 час

10.
Иммунная защита через вакцинацию препаратами гибридных плазмид.
2 час

11.
Генно-инженерные поливалентные живые вакцины. Вирус осповакцины. ДНК-вакцины и перспективы иммунологии.
4 часа

12.
Защита проекта.
2 час

Итого
36 часов




Тематическое планирование курса
1. Мотивация на основе создания проблемной ситуации: метод искусственного заражения человека содержимым оспенных пузырьков коровьей оспы, разработанный английским врачом Эдуардом Дженнером (1749 1823). Самостоятельное формулирование учащимися проблемного вопроса и их мотивация к исследовательской работе (2 ч).
2. Целеполагание на основе рассмотрения иммунологии как науки в историческом аспекте, ее перспективах (2 ч).
3. Планирование проектной деятельности с целью конкретизации характера коллективной, групповой и индивидуальной деятельности в учебно-исследовательском проекте: выбор учащимися тем для исследования; распределение заданий в группах с целью подготовки презентационных материалов (8 ч).
4. Выполнение действий, намеченных в ходе планирования проекта: самостоятельная работа учащихся по сбору и изучению информации об актуальных вопросах медицинской вирусологии в учебной, научно-популярной и справочной литературе, в средствах массовой информации.
Подготовка докладов. Выполнение творческой части отчетного задания: написание эссе, разработка сценария презентаций (с привлечением фото- и видеоматериалов и т. д.). Рабочие семинары, консультации с целью подготовки к защите проекта на конференции (18 ч).
5. Защита проекта. Презентация результатов исследования и продуктов творческой деятельности; критериальное оценивание докладов учащимися; обобщение, формулирование ответа на проблемный вопрос проекта. Составление экспертного заключения, раскрывающего роль новейших научных представлений о вирусах в решении актуальных медицинских проблем (4 ч).
6. Рефлексия. Анализ учащимися обоснованности и логики интеллектуальных действий, используемых для решения задач проекта; определение степени успешности в проектной деятельности. Оценивание важности исследуемой проблемы. Осознание учащимися понятий здоровья и жизни человека как социально и личностно-значимых ценностей (2 ч).
































Рекомендуемая литература
1. Боген Г. Современная биология. - М.: Мир, 1970.
2. Букринская А. Г., Жданов В. М. Рассказы о вирусах. - М.: Знание, 1986.
3. Майер В., Кенда М. Невидимый мир вирусов. - М.: Мир, 1981.
4. Нестеров С. В. Вирусные гепатиты // Соросовский образовательный журнал. - 1997. - № 2.
5. Щелкунов С. Н. Вирус натуральной оспы - источник новых медицинских препаратов // Соросовский образовательный журнал.- 1995. № 1.
6. Щелкунов С. Н. Противовирусные вакцины: от Дженнера до наших дней // Соросовский образовательный журнал.- 1998.- №7.

Заголовок 115