Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности


Бесшапошникова Ирина Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Китовская средняя школа»
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли,
а не одной памятью.
Л. Н. Толстой
В современном мире необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию. Современный выпускник школы должен уметь самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Потому задача педагога – не преподавать свой предмет, а развивать личность ученика посредством предмета.
Одной из наиболее универсальных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы, является технология проблемно-диалогического обучения. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего личностно-ориентированного обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» показывает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
Постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- подводящий к теме диалог;
- сообщение темы с мотивирующим приемом.
Сообщение темы с мотивирующим приемом - наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает интерес класса применением одного из мотивирующих приемов.
Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока (могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественных произведений, интересные случаи из области науки, культуры и повседневной жизни, шутки и т.д.). Например, при изучении темы «Гласные в суффиксах имен существительных -ек, -ик» можно вспомнить книгу или мультфильм по книге Л.Гераскиной «В стране невыученных уроков».
Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Иногда одновременно используются оба приема. Например, при начале изучения темы «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных» можно представить вниманию класса оформленные в виде ценников такие записи: «Свинное сало», «Клюквеный морс», «Тыквеные семечки» - и спросить: «Как вы думаете, чем так удивили меня, вашего учителя, эти ценники при посещении магазина? Что они могут сказать о грамотности написавших их людей?»
Подводящий к теме диалог не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
- создания проблемной ситуации;
- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждения к формулированию учебной проблемы;
- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Например, при изучении поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» можно смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: свободен ли человек в выборе своей судьбы? В качестве яркого пятна можно использовать известную картину Васнецова «Витязь на распутье».
Представьте себе, что вы стоите на перепутье дорог…. Дороги необычные, они почти сказочные, но указатели здесь иные: «Направо пойдешь-жизнь потеряешь, честь сохранишь», «Налево пойдешь - честь потеряешь, жизнь сохранишь», «Прямо пойдешь - чему быть, то и сбудется». Чем, по-вашему, отличаются указатели? (Дети, анализируя ситуацию, определяют, что дорога «прямо» не содержит ситуации выбора, в отличие от двух других). О каких нравственных общечеловеческих ценностях заставляет задуматься Лермонтов? Почему конфликт Калашникова с Кирибеевичем не мог разрешиться мирно? Возможен ли другой вариант развития событий? Почему Калашников выбрал такой путь? И был ли у него выбор?
При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Такой урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.4. Неумение учителя быть хорошим слушателем.
Необходимыми условиями организации учебного диалога являются: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
Основные виды проблемно-диалогического урока: урок-дискуссия, урок- проблемная лекция, урок-семинар, урок-исследование, версионный урок, эвристический урок.
 Проблемно-диалогическое обучение является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. При этом имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами.
Литература:
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Вып.7. – М.: Баласс, 2003.
Рубежанская Т.И. Роль проблемно-диалогического обучения в формировании учебных компетентностей – Горловка, 2010.
Светлова Е.М. Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности – Усинск, 2011.