ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых
впечатляющих событий последней четверти XX века. Возможности и удобства,
которые предоставляются в этой области, создают объективные предпосылки дляиспользования информационных технологий в сфере образования, работы и отдыха.
Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим
влиянием современных детей и подростков. Мощный поток новой информации,
применение компьютерных технологий оказывает большое влияние на воспитательное
пространство современных детей и подростков. Существенно изменяется структура
досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора,
DVD приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков, умеющих
работать с компьютерными программами, в том числе, играть в компьютерные игры. В
связи с большим ростом компьютеризации следует отметить негативные последствия
этого процесса для социально-психологического здоровья детей и подростков. Одним
из таких негативных следствий является компьютерная зависимость.
Термин «компьютерная зависимость» появился еще в 1990 году. Психологи
классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной«наркомании», вызванной техническими средствами. Изучению специфики
взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество
исследований (К. Янг, М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова).
С целью исследования выявления компьютерной зависимости у детей младшего
школьного возраста было проведено исследование на базе МБОУ Гимназии № 16 средиучеников 2 «В» и 2 «Г» класса. В эксперименте приняли участие 42 учащихся ввозрасте 8-9 лет, из них 24 девочек и 18 мальчиков.
Диагностический комплекс включал в себя следующие методики: «Социометрия
Дж. Морено», методика «Способ скрининговой диагностики выраженности
компьютерной зависимости», методика диагностики одиночества Д. Рассела и
М. Фергюсона, методика Рене Жиля. Все методики подобраны таким образом, чтобы
рассмотреть взаимодействие младшего школьника с социумом, статусные позиции вгруппе, определить степень чувства одиночества, т.е. все сферы, где ребенок ощущает
себя неудовлетворенным и может реализовывать свои потребности посредством
киберпространства.
Проанализировав полученные результаты, мы составили целостный портрет
младших школьников с разными уровнями проявления компьютерной зависимости.
1 Детей со сформированной компьютерной зависимостью – 9%. Их главнымиотличительными характеристиками является пассивность в общении, склонность уходу
в себя и, как следствие, дезадаптивность в обществе. Такие дети чаще переживают
негативные эмоции, чем независимые дети. В общении с людьми у них отмечаются
резкие перепады настроения, раздражительность и вспыльчивость, эмоциональная
неустойчивость. В ситуации фрустрации у зависимых детей проявляются реакции
агрессивно-поведенческого типа.
У некоторых детей отмечается замкнутость, подавленность, неумение выразить
и поделиться своими чувствами. Из-за этого возникает барьер в общении сокружающими людьми. У них заниженная самооценка и закрытость от контактов, что
делает их непривлекательными в глазах других детей.
У детей со сформированной компьютерной зависимостью наблюдается
частичное нарушение взаимодействия с окружающими людьми. Причины этого
заключаются в непонимании и невнимании со стороны близких людей и сверстников,
что ведет к тому, что ребенок не чувствует себя значимым в реальной
действительности. Зависимые дети чувствуют себя одинокими, контактируя сокружающими людьми. Происходит уход от эмоциональных контактов и замена
реального общения виртуальным. Зависимый ребенок «закрывается» от всего плохого,
происходящего в повседневной жизни, и открывает для себя виртуальный мир,
который несколько обширен и предоставляет большой выбор возможностей. Здесь
ребенок может стать героем, спасателем, лидером и первым гонщиком, т.е. кем вреальной действительности он не является в виду определенных причин.
2. Детей с риском компьютерной зависимости – 21%. Они отличаются
замкнутостью в общении, напряженностью, повышенной тревожностью и чувством
неопределенности. У них заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах
и напряженность в общении с окружающими людьми.
У таких детей отмечается недостаточно благополучный климат в семейных и
дружеских отношениях, что способствует уходу от эмоциональных контактов
посредством компьютера. Переживание эмоционального неблагополучия, связанное спредчувствием опасности или неудачи, также способствует уходу в виртуальный мир.
Вне компьютера такие дети переживают негативные эмоции, вследствие чего у
них наблюдается поведение агрессивного типа. У одной части таких детей наблюдается
стремление к доминированию и лидерству. Такие дети стремятся к общению и
взаимодействию, но являются отверженными другими детьми в связи высокой
конфликтностью. Кроме того, данная группа включает детей, на которых никто не
обращает внимания. Таких детей называют «незаметными», они замкнуты и не
открыты в межличностных отношениях, что делает их в глазах других детей
непривлекательными. У них прослеживается низкая социальная активность, они
находятся в стороне от общих школьных и семейных дел.
Компьютер для детей с наличием риска компьютерной зависимости выступает
как средство ухода от неблагополучных контактов, невнимания и непонимания состороны окружающих людей.
3. Детей, находящихся на стадии увлеченности компьютерной зависимости, –
16%. Для них характерна положительная благоприятная обстановка в семье и
доверительные отношения с классным руководителем.
Такие дети имеют другие увлечения помимо компьютера, например, различные
хобби, посещение секций и относительно благополучно построенные взаимоотношения
со сверстниками. Причиной ухода в виртуальный мир является возникновение
конфликтных ситуаций, как в семье, так и со сверстниками. Даже плохое настроение
может стать поводом для проведения времени возле компьютера.
Пребывание за компьютером у таких детей не носит системный характер. Когда
возникает чувство подавленности, грусти или неудачи, то ребенок пытается уйти отповседневных проблем с помощью компьютера, который является средством отплохого настроения и возникающих проблем.
4. В следующую группу входят дети с отсутствием риска компьютернойзависимости – 54%. Для них характерна общительность, открытость, желание
взаимодействовать, успешная учебная деятельность. У таких детей сферы интересов
расширены и не сужаются до проведения времени за компьютером. Такие дети
получают больше внимания со стороны взрослых и сверстников, чем дети из других
групп. Это положительно сказывается на их социализации. Эти дети
целеустремленные, решительные и более самостоятельные. Они располагают к себе
других сверстников посредством внешней привлекательности. У таких детей не
возникает барьер в отношениях с окружающими людьми. Они переживают
положительные эмоции на фоне межличностных контактов.
Такие дети отмечаются повышенным самоконтролем своего поведения, они не
стараются при возникновении проблем уйти от негативных воздействий посредством
компьютера. У них отмечается высокая самостоятельность и контроль над своим
поведением.
Итак, независимые дети более успешны в межличностных отношениях. У них
есть различные интересы и увлечения, где они полностью проявляют себя. Такие дети
окружены вниманием и заботой со стороны взрослых.У зависимых детей наблюдается переживание негативных эмоций, что является
причиной ухода от эмоциональных контактов. Таким детям необходимо внимание, как
со стороны взрослых, так и сверстников.
Детям, находящимся на стадиях увлеченности, риска и сформированной
компьютерной зависимости, необходима помощь. Полученные результаты легли воснову формирующего эксперимента, направленного на коррекцию компьютернойзависимости младших школьников. Мы предполагаем, что программа, разработанная
на основе тренинга, в котором основным методом развития является такой прием, как
игротерапия, а также игровые упражнения и групповые дискуссии, будет эффективным
средством в преодолении компьютерной зависимости.
Список используемых источников:
1. Войскунский, А.Е. «Интернет-зависимость: психологическая природа и
динамика развития», - М.: Акрополь, 2009. - 152-164 с.
2. Краснова, С.В., Казарян, Н.Р., Тундалева, В.С., Быковская, Е.В., Чапова, О.Е.,
Носатова, М.О. Как справиться с компьютерной зависимостью. М.: 2008. – 89
с.
3. Некрасова, З., Некрасова Н. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним
потом делать. – М.: 2008. – 256 с.
4. Юрьева, Л.Н., Больбот, Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование,
диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196
с.__