Урок литературного чтения Секреты смешного

Литературное чтение.
3 класс
Учитель Колмакова Г. Н.

Тема: Юмористические произведения для детей Корнея Чуковского, Григория Остера, Татьяны Пономарёвой.

Планируемые результаты:
I Предметные: читать вслух и про себя стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения; принимать участие в инсценировании диалоговых фрагментов.
II Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в учебной книге, быстро находить выделяемый фрагмент текста, определять тему урока, основную мысль произведения.
Коммуникативные: работать с соседом по парте, выполнять свою часть работы и выстраивать её в общее рабочее поле.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.
III Личностные:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; определять степень успешности выполнения своей работы.
Ход работы:
I Организационный момент.
II Актуализация знаний: Проверка домашнего задания (чтение стихотворения А.Усачёва «Уборка», тетрадь для самостоятельных работ №2)
Выразительное чтение.
Вопросы по содержанию:
- Сколько в стихотворении героев? Миша говорит, что четыре, а Маша говорит, что их пять. Чьё мнение вы разделяете? Перечислите всех героев (Крылов, Козлов, Петрова, директор, учитель).
Какие две строчки с небольшими изменениями повторяются в каждой части текста? (Закрасить голубым карандашом.)
Мальчики общаются со взрослыми так же, как девочка или иначе? Подтвердите своё мнение. (Закрасить жёлтым карандашом.)
Где мальчики говорят уверенно? (№1)
Где смущённо и с запинкой? (№2)
Где испуганно? (№3)
Какие фрагменты текста кажутся вам самыми смешными? Почему вам смешно? А) что-то делается совсем не так, как должно; Б) происходит не то, что ожидалось (Отметить А) или Б «галочкой») Молодцы!

III Подготовка к восприятию. Определение темы урока.
- Над какой большой темой мы работаем? «Продолжаем разгадывать секреты смешного»)
- К каждому уроку мы самостоятельно ставим цель. А сейчас подумайте и скажите, какая общая цель для всех прочитанных произведений? (Находим смешное в произведения; определяем жанр; самостоятельно определяем цель, главную мысль; находим приёмы смешного.)
Слайд
- Посмотрев внимательно на экран, назовите тему урока. (На экране портреты К. Чуковского, Г. Остера, Т. Пономарёвой, их книги.)
- Сформулируйте тему урока.

IV Работа по теме урока.
- Откройте с. 69 учебника, чтение интриги.
- Какую цель поставим при чтении истории К. Чуковского «От двух до пяти» (Как маленькие дети воспринимают мир; выявление смешного в этих историях.)
Чтение 1-ой истории.
- Какая фраза делает эту историю смешной? (построена на противоречии)
Работа в парах.
- Прочитайте следующие 3 истории, кроме последней; один читает, другой отвечает на вопрос к тексту кратко.
- Какое высказывание кажется точным?
- Какое остроумным? Тебе удалось улыбнуться?
Чтение по ролям.
- Прочитаем последнюю историю по ролям и ответим на вопросы к ней.
- Итак, сделаем вывод: с какой целью мы читали про маленьких детей? (Чтобы узнать, какие они наблюдательные, остроумные, как точно высказываются.)
Недаром говорится: «Устами младенца глаголет истина».
Вспомните смешные высказывания своих младших братьев и сестёр.

V Физминутка.

VI Продолжение работы по теме урока.
- Откройте учебник (с. 72). Прочитайте слова Анишит Йокоповны.
Чтение стихотворения А) вслух; Б) про себя; В) ответьте на вопросы.
Следующий автор Т. Пономарёва.
- Вспомните названия произведений, которые мы читали.
- Что их объединяет? (Доброта бабушки.)
- Познакомимся ещё с одним произведением Т. Пономарёвой «Помощь»:
Чтение рассказа
- Это та же бабушка? Объясните свою точку зрения.
- К какому литературному жанру можно отнести произведение? (рассказ)
- Почему он помещён рядом с произведениями, посвящённым маленьким, ведь в нём как будто рассказывается о другом? (Уследить за маленькими очень трудно.)
- Какие строчки показались смешными? Почему? (Легче поймать тигра, чем уследить за внуками.)
- Это будет главной мыслью?

VII Итог.
Сегодня мы познакомились с тремя авторами, которые пишут о маленьких детях. Назовите их фамилии.
А с какой целью? (Показать, какие дети наблюдательные, с ними нелегко.)

VIII Самостоятельная работа.
Работа в тетради для самостоятельных работ №2.
Чтение рассказа Т. Пономарёвой «В лесу» с. 23
Дополни предложение с. 25

IX Рефлексия.
Продолжите предложение «Сегодня на уроке литературного чтения» ( я узнал, я повторил, я научился)

X Домашнее задание.
Прочитайте другие «Вредные советы» Г. Остера и истории К. Чуковского.