Сценарий литературной викторины для 3-4 классов по произведениям В. Драгунского


Пояснительная записка.Викторина по произведениям В.Ю. Драгунского для начальных классов.Цель:Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского,
- выявить читательский интерес. Показать детям увлекательный, удивительный мир рассказов Драгунского, всю глубину их мудрости, красоты, юмора,
- Развивать мышление, речь, воображение, память.
- Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.Задачи
- Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, аккуратности. Учить оценивать себя и других.
- способствовать развитию навыков осознанного чтения;
- воспитывать бережное отношение к книгам.
Оборудование: выставка лучших работ конкурса рисунков по произведениям Драгунского, портрет В. Драгунского, проектор, компьютер, экран.
Предварительная подготовка: в течение месяца учащиеся 3,4 –х классов читают произведения В. Драгунского по рекомендательному списку, рисуют иллюстрации к ним, пишут отзывы по рассказам, готовят постановку инсценировки по «Денискиным рассказам». Рисунки впоследствии используются для оформления зала. В игре участвуют: 3,4 классы. Перед проведением мероприятия участники придумывают название команд, девиз и эмблему.
Ход мероприятия.
Введение. Добрый день, дорогие участники заключительной викторины. Сегодня мы собрались в интеллектуально- литературной игре «Знатоки Денискиных рассказов», чтобы еще раз совершить увлекательное путешествие по страницам любимых рассказов. Всего было написано около 90 очень веселых рассказов. Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Его книги читают не только у нас, но и в других странах мира. Герой рассказов – мальчик Дениска давно вырос, стал совсем серьезным . А дети до сих пор читают о его веселых приключениях. В детстве я сама очень любила читать «Денискины рассказы» . И сейчас, будучи взрослой я иногда, когда мне грустно или что-то не получается, беру в руки любимую книгу. И снова вокруг меня мир становится совсем другим, полным ярких красок, доброты, теплоты.
Вот и вы прочитали много рассказов о Дениске, стали знатоками рассказов В. Драгунского и сегодня мы посмотрим, как внимательно вы читали.
Итак, приглашаем команды. (звучат фанфары). Представление команд. Представление членов жюри.
Мы познакомились с командами, с членами жюри, а теперь приглашаю Вас в увлекательное путешествие по страницам «Денискиных рассказов».
1 этап. Блиц- опрос. . 1.Когда и где родился Виктор Драгунский? (Родился в далекой Стране, в городе Нью- Йорке)
2. Главный герой произведений Драгунского -….? С чем это связано? (У него рос очень любознательный, любопытный сын Дениска, он попадал в разные смешные ситуации.)
3. Название реки, которое не выучил Дениска? (Миссисипи).
4. Виктор Драгунский считал, что все профессии хороши. Он зажигал огни, помогая кораблям не сойти с пути. Как называется профессия? (бакенщик)
5. Виктор Драгунский после окончания школы устроился на завод. Кем он работал? (токарем)
5. Однажды летом Виктор Драгунский работал…И это ему очень нравилось. (лодочник)
2. этап. «Смак- рецепт». Командам даются листы с заданием. Отвечают сообща, все командой.
1. Соль, сахар, кипяток, хрен. А что в результате? Из какого произведения этот рецепт?
Взять, состричь, подпалить волоски, постирать с земляничным мылом. О каком блюде речь? Из какого произведения?
Этот напиток помог Дениске и Мишке выиграть подписку на детский журнал «Мурзилка». Что это? Назови произведение.
3 этап. «Юные эрудиты»
1.Что подарил Дениска на день рождения другу? 
2. Где происходит действие рассказа «Девочка на шаре»? (в театре, на арене, в цирке)
3. Как называется перерыв в цирке? (антракт, отпуск, перемена)
4. Какой вес нужно иметь, чтобы получить годовую подписку журнала «Мурзилка»? (25 кг, 25,5 кг, 24 кг.)
5. В какой цвет были выкрашены Аленка, Мишкина рубашка, костюм управдома?
(светло- коричневый, коричневый, светло- желтый).
6. . Кто написал эту страшную записку:
«КОЛ, А КОЛ!        ФКАЛЮ Ф ТИБЕ УКОЛ» . Назови произведение. (Миша Слонов. «Фантомас»)7. . Как в программе названа девочка на шаре ? (вид искусства) (акробатика , эквилибристика, акробатика).
8. . Продолжите…
Папа у Васи силен в математике, (Учится папа за Васю весь год. Где это видано, где это слыхано,- Папа решает, а Вася сдает!).9. . Борис Сергеевич, учитель пения, считает, что славы………
Дениске не достичь никогда.
Добавьте нужное слово. Назовите рассказ. (Ивана Козловского)
10. Вспомните слова песни, исполненной
дуэтом малышей Дениски и Мишки
на пионерском «сатириконе». На мелодию
какой песни они исполняли
свои куплеты? (взят размер и припев у Маршака, из сказки об ослике, дедушке и внуке: «Где это видано, где это слыхано…» )Этап 4
«Загадочный кроссворд». Где это видано, где это ………………..(2).
Ровно 25…… ……(4)
Друг ……..(1)
20 лет под…….(3)
……………..на шаре. (5)
Тайное становится ……………………(3)
и к
получится слово, которое обозначает род деятельности, которым занимался Виктор Драгунский.
Этап 5. Конкурс капитанов.
Дениска очень любил свой родной город. И давайте вспомним, в каких местах он любил ходить. Итак, «Денискина Москва». Капитаны называют по очереди цифру, отгадывают произведение.
«….Я не знаю красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и Оружейной, стоял возлеЦарь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный….» ( Кремль. рассказ «Тайное становится явным»)
«....Вот это картинка, как картинка! Да! Точно вам говорю. От этой точно можно
совсем с ума сойти…Там- тайна. Там- маски…» (кинотеатр. «Фантомас»)«..Один раз мы всем классом пошли в цирк. Я очень радовался, когда шел туда,
потому что мне уже 8 лет, а я был в цирке только один раз. …» («Девочка на шаре»)
нам с Мишкой дали пригласительный билет в клуб «Металлист», на детский праздник….. («Ровно 25 кило»)
Прошлым летом я был на даче у дяди Володи. У него очень красивый дом, похожий на вокзал, но чуть-чуть поменьше.Я там жил целую неделю…..(«Дымка и Антон»)
Ну, вот, мы прошли все этапы нашей игры. А теперь- жюри подводит итоги.
Пока идет подведение итогов, мы с Вами поиграем.
Как мы знаем, Виктору Драгунскому писали письма со всех уголков страны. Он всем отвечал, и в конце каждого письма, писал : «Дружба, верность, честь». Сейчас я даю вам лист бумаги, посередине листа напишите слово «Дружба», от него проведите 10 лучиков- и напишите к каждому лучику слово- существительное. То, что приходит в голову, связанное со словом «дружба».
(Это игра на создание интеллект- карты, на слово «Дружба». Такая игра помогает развивать образное мышление, восприятие, память.)В конце игры происходит награждение.
Составитель: Сивцева Пелагея Алексеевна, библиотекарь МОБУ СОШ № 17. Г. Якутска Республики Саха (Якутия)