Программа стажировочной площадки по теме Школа молодого педагога


Программа стажировочной площадки
«Школа молодого педагога»
на базе МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева
на 2015 – 2018 гг.
(очно-заочная форма обучения)
Цель Программы: способствовать созданию условий для самореализации, для приобретения молодыми педагогами практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективах школ района.
Задачи Программы:
Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективах школ района.
Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс
Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Этапы реализации Программы:
– 1 этап – диагностический
– 2 этап – самостоятельный творческий поиск
–3 этап оценочно-рефлексивный
I этап (1 год работы)
2015-2016 учебный год
Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»
Цель этапа - ознакомить молодого специалиста с деятельностью ОО и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение работника в образовательный процесс
№ Учебная тема Краткий обзор рассматриваемых
вопросов Количество часов Форма контроля и (или аттестации)
в том числе Модуль 1. Введение в должность – мероприятия, направленные на знакомство молодого специалиста с условиями и содержанием его профессиональной деятельности, требованиями к работе (12 часов) ЛЗ ПЗ СР 1 Презентация программы стажерской площадки «Школы молодого педагога». Организационные мероприятия:
- собеседование с молодыми специалистом;
- выбор и назначение наставников.
Диагностика умений и навыков молодого учителя.
Заполнение информационной карточки.
Общая характеристика основных проблем начинающего педагога. 6 Анкетирование
2 Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы НОТ.
Знакомство с УМК, предметными программами. 6 Разработать рабочую программу по предмету
Модуль 2. Конструирование современного урока в условиях реализации ФГОС (12 часов)
1 Современный урок. Требования к организации. Методические требования к уроку.
Семинар-практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания».
Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче.
Соответствие методов обучения формам организации уроков.
Примерная схема тематического плана урока.
Неделя открытых уроков.
Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников.
Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов уроков в соответствии с ФГОС» 4 2 Разработать технологическую карту урока с позиции системно-деятельностного подхода
2 Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.
Нормы оценивания учебной деятельности.
Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.
Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований
Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
Практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся» 2
4 Тестирование
Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса как ресурс повышения качества образования (8 часов)
1 Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке. Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций
Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения.
Изучение методических разработок: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся»; «Анализ внеклассного мероприятия», «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний»
Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций» 2 2 Тестирование
2 Самообразование учителя – лучшее обучение. Выбор методической темы. Планирование работы над методической темой на год: схема плана работы над методической темой (программа саморазвития)
Микроисследование организации работы с начинающими педагогами в школе и уровни компетенции молодого специалиста 2 2 Разработать макет программы по самообразованию
Модуль 4. Бенефис молодого педагога (6 часов)
Творческий отчёт молодых педагогов.
Круглый стол «Педагогическая культура учителя – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса»
4
2
Проведение открытых уроков
II этап (2 год работы)
2016- 2017 учебный год
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей.№ Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов
Количество часов, в том числе Форма контроля и (или аттестации)
ЛЗ ПЗ СР Модуль 1. Воспитательная система класса как условие творческого развития личности (12 часов)
1 Классное руководство.
Внеурочная деятельность Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).
Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей района.
Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося. 2
2
2
2
Разработать макет воспитательной программы класса
2 Современное внеклассное мероприятие Классный час как урок взаимопонимания
Особенности подготовки и проведения родительских собраний.
Организация работы кружка или секции 4 Разработать макет классного часа (родительского собрания)
Модуль 2. Формирование профессиональных компетенций педагогов через внедрение инновационных образовательных технологий (16 часов) ЛЗ ПЗ СР Форма контроля и (или аттестации)
1 Современные образовательные технологии
(круглый стол) Вопросы для обсуждения:
1. Мини-лекция «Методология использования современных технологий в образовательном процессе »
2. Обмен мнениями «От чего зависит успех внедрения в практику педагога современных технологий»
3. Микроисследование «Профессиональная готовность молодого специалиста к применению современных технологий» и обсуждение его результатов.
2 4 Тестирование
2 Основы целеполагания урока. Самоанализ урока. Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.
Самоанализ по качеству цели и задач урока.
Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. Памятка для проведения самоанализа урока 6 Разработать макет самоанализа урока
3 Анализ урока.
Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока
Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации 2 2 Разработать макет анализа урока
Модуль 3. Творческий поиск молодого специалиста (12 часов)
1 Методическая выставка достижений молодого учителя. Динамика роста профессионализма молодого учителя:
1. Обмен мнениями по темам «Качества, необходимые учителям», «Профессиональная компетентность учителя»
2. Творческие отчеты молодых учителей. Итоги недели педмастерства молодых педагогов.
3. Просмотр видеофрагментов открытых уроков молодых учителей. Их анализ и самоанализ.
4. Подведение итогов работы «Школы молодого педагога» 2 2
4
4 Анкетирование
III этап (3 год работы)
2017 – 2018 учебный год
Тема «Выбор индивидуальной линии»
Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры
№ Тема Краткий обзор рассматриваемых вопросов Количество часов, в том числе
Форма контроля и (или аттестации)
ЛЗ ПЗ СР Модуль 1. Оценка деятельности молодых педагогов (6 часов) 1 Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.
Профессиональный стандарт учителя
Портфолио аттестуемого 4 2
Разработка макета портфолио для аттестации
Модуль 2. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС (6 часов)
1 Мастер-класс как рефлексия профессионального мастерства учителя Алгоритм технологии мастер-класса
Модель проведения мастер-класса
Условия результативности работы «учеников» мастер-класса
Технология подготовки и проведения мастер-класса
Требования к организации и проведению мастер-класса
Примеры мастер-классов учителей (из опыта работы) 4 2 Разработать макет мастер-класса
Модуль 3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (12 часов)
1 Педагогический опыт Что такое педагогический опыт
Методы изучения педагогического опыта
Требование к документу о педагогическом опыте
Формы распространения педагогического опыта
Этапы работы учителя над обобщением собственного опыта
Памятка учителю, обобщающему свой опыт
Интернет-сайты по обобщению педагогического опыта. 4 2 6
Разработать памятку «Требования к педагогам, обобщающим свой опыт»
Модуль 4. Обобщение опыта работы стажерской площадки (12 часов)
1 Подведение итогов работы «Школы молодого педагога» Районный конкурс педагогического мастерства «Лучший молодой педагог»
Конференция «Творческий поиск молодого специалиста»
Планируемые результаты Программы:
Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста.
Совершенствование системы научно-методической работы учреждений образования района.
Повышение качества образования.
Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Индикативные показатели Программы:
Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
Овладение методикой проведения уроков с позиции системно-деятельностного подхода.
Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Умение проектировать воспитательную систему
Умение индивидуально работать с детьми.
Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
Становление молодого учителя как учителя-профессионала.
Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
Деятельность «Школы молодого педагога» способствует тому, чтобы из молодого специалиста за 3 года «вырос» молодой перспективный учитель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.
Ресурсное обеспечение Программы:
Таблица 1
Кадровое обеспечение проекта

п/п Ф.И.О. сотрудника Должность, образование, учёная степень (при наличии), учёное звание (при наличии) Наименование проектов (международных, федеральных, региональных, муниципальных, образовательных организаций), выполненных (выполняемых) при участии специалиста в течение последних 3 летФункционал специалиста в проекте организации-заявителя
1 Заведующий методическим кабинетом - Муниципальный координатор
2 Директор Руководитель проекта
3 Ведущий специалист
Отдела образования Тьютер
4 Заместитель директора по УВР Школьный координатор
5 Педагог-психолог Тьютер
Таблица 2
Нормативное правовое обеспечение проекта

п\пНаименование нормативного правового акта (прилагается в электронном виде к заявке) Основные положения
1 Положение о стажировочной площадке Стажёрская площадка «Школа молодого педагога» (далее – Стажёрская площадка) является ассоциативным сетевым объединением учреждений общего образования Серышевского района, реализующим единые задачи диссеминации актуального опыта в сфере работы с молодыми педагогами, имеющим соответствующие материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений.
Основными целями стажировки руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений района являются:
– изучение актуального опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения задач по работе с молодыми педагогами;
– усиление мотивационных установок у молодых педагогов к педагогической деятельности;
– обмен информацией и положительным опытом между участниками по работе с молодыми педагогами;
– включение работников образования Серышевского района (стажеров) в практическую деятельность Стажёрской площадки – носителя актуального опыта по работе с молодыми педагогами;
- оказание методической помощи молодым педагогам в педагогической деятельности;
– закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков.
Стажировка представляет собой одну из форм повышения квалификации как регионального, так и муниципального уровня. Стажировка может быть краткосрочной (до 6 часов) и длительной (свыше 36 часов). Конкретные сроки и место стажировки устанавливаются рабочей группой в зависимости от поставленных целей и задач, а также ходатайства работодателя (или образовательного учреждения, отправляющего работника на стажировку).
Стажировка носит, как правило, индивидуальный характер и может предусматривать:
– самостоятельную теоретическую подготовку;
– приобретение профессиональных и организаторских навыков;
– непосредственное участие в образовательном процессе;
– работу с технической, нормативной и другой документацией;
– выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
участие в совещаниях, семинарах, круглых столах, мастер-классах, деловых встречах и др.
организация совещаний, семинаров, круглых столов, мастер-классов, деловых встреч и др.
2 Положение о «Школе молодого педагога» Школа молодого педагога (далее по тексту - ШМП) является структурным элементом системы методической работы школы и субъектом внутришкольного управления.
В своей деятельности ШМП руководствуется Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации», настоящим Положением,
Целью деятельности ШПМ является обеспечение прохождения этапа первоначального освоения специальности, новых функциональных обязанностей с минимальными психологическими трудностями, создание условий для максимально быстрого включения молодых педагогов в образовательный процесс.
ШМП имеет право привлекать к проведению обучения руководителей методических объединений и других работников школы, готовых к передаче опыта работы.
Организация деятельности и руководство стажёрской площадкой
Для руководства и организации деятельности Стажёрских площадок назначаются муниципальный координатор, муниципальные тьюторы, руководитель, координатор и тьюторы стажёрской площадки.
Муниципальный координатор:
– определяет принципы и формы ассоциативного взаимодействия образовательных учреждений-организаторов стажёрской площадки;
определяет направления, формы и объемы участия образовательных учреждений-организаторов Стажёрской площадки в проведении стажировок руководителей ОУ территории и педагогических работников общеобразовательных учреждений Серышевского района;
осуществляет взаимодействие с ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования» в части планирования сроков и содержания стажировок.
Муниципальные тьюторы:
– выявляют уровень потребности руководителей, педагогов в проведении стажировок на базе Стажёрской площадки в предстоящем учебном году;
– осуществляют сбор заявок на прохождение стажировки от работников образовательных учреждений района
– утверждают перспективные и ежемесячные планы работы Стажёрских площадок;
утверждают программы (в том числе индивидуальные) стажировок;
готовят сводные отчёты о деятельности Стажёрских площадок.
Руководитель Стажёрской площадки:
распределяет задания внутри Стажёрской площадки и контролирует работу координатора и тьюторов Стажёрской площадки.
– утверждает годовой отчет работы Стажёрской площадки;
осуществляет взаимодействие с муниципальным координатором Стажёрских площадок.
Школьный координатор Стажёрской площадки:
– выстраивает индивидуальную траекторию стажировок заявленных работников с учетом возможностей учреждений-участников ассоциативного сетевого объединения;
– составляет графики стажировок внутри Стажёрской площадки;
– ведет персонифицированный учет времени и результатов
стажировок;
– осуществляет текущий контроль качества организации стажировок;
–осуществляет рабочее взаимодействие с учреждениями, направившими стажёра;
– фиксирует в листе учета работы учителя–стажёра степень участия тьюторов Стажёрской площадки;
– представляет своевременно муниципальному тьютору Стажёрских площадок результаты стажировок;
планирует работу Стажёрской площадки на очередной учебный год с учетом результатов работы за прошедший учебный год.
готовит годовой отчет работы Стажёрской площадки;
осуществляет взаимодействие с муниципальным тьютором стажёрских площадок.
Школьный тьютор стажёрской площадки:
–– разрабатывает совместно со стажером программу стажировки;
предоставляет стажеру всю необходимую информацию об условиях и особенностях прохождения стажировки на Стажёрской площадке;
оказывает стажеру содействие в выполнении поставленных задач;
организует обмен опытом, консультации, собеседования о ходе стажировки;
разрабатывает методические рекомендации по реализации основных направлений работы с молодыми педагогами;
– организует проведение уроков, совещаний, семинаров по вопросам работы с молодыми педагогами
Результаты инновационной деятельности педагогов - участников стажерской площадки, по их желанию, представляются в аттестационную комиссию при прохождении ими аттестации на присвоение квалификационной категории.
Дальнейшее развитие проекта
С учётом ритма деятельности современного учителя и предъявляемых к его профессионализму требований становится очень важным и первостепенным формирование и удовлетворение потребности к непрерывному образованию в учительской среде.
Данный проект в своём продолжении может предложить молодым специалистам Серышевского района активно включиться в работу Школы молодого педагога вне рамок выездного занятия, а в повседневной деятельности. Таким образом, накопив некую копилку занятий в течение учебного года, молодой специалист имеет право на получении сертификата о повышении квалификации, что является немаловажным требованием при аттестации педагогических работников.
Вновь привлечённые к активной работе педагоги могут реализовать свой потенциал вне стен школы, организуя мероприятия, подобные ключевому мероприятию проекта, а также различные досуговые мероприятия для своих коллег. Это также способствует развитию навыков организаторской деятельности, ораторского искусства и других.
В случае успешной реализации проекта следует взять данную форму работы для вновь пришедших молодых педагогов.
В продолжение данного проекта, как завершающая часть, может следовать летняя выездная школа молодого педагога, где будут подводиться итоги года, а также обучение.
Список используемой литературы
1. Гузова, Л.П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы / Л.П. Гузова// Методист. – 2005 №2
2. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Под общ. ред. Н.К. Беспятовой. – М. 2003.
3. Пахомова, Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта /Е.М. Пахомова// Методист. – 2005. - №2
4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. – М. 2009.
5. Русских, Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности /Г.А. Русских// Методист. – 2002 - №1
6. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образоваельной среды ученика /Г.А. Русских// Методист. – 2004 №2
7. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селявко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005