Беседа Прежде всего — семья


Здоровье начинается с детства
Прежде всего – семья
Формирование и укрепление установок на здоровый образ жизни ребенка посредством семейного воспитания
Современный образовательный процесс невольно оказывает отрицательное воздействие на здоровье учащихся. В этих условиях родители и педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, те способы, которые помогут решить задачу сохранения здоровья детей, физического, психического и нравственного, развить духовные качества личности, повысить общекультурный уровень и восполнить всё возрастающий дефицит гуманности. Начало систематического обучения является важным этапом в жизни ребёнка. Поступление в школу влечёт за собой коренное изменение привычного образа жизни, сложившегося у ребёнка в дошкольный период воспитания. В школе же – новая обстановка, новые контакты, новая форма поведения, новая систематическая деятельность – учёба. При этом отмечается резкое снижение двигательной активности и сложная умственная работа, которые требуют большого напряжения функциональных возможностей всего детского организма. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30–35% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 90% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. И общая задача взрослых – помочь каждому ребёнку в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто же должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, затем – школа, учителя.
Основа воспитательной работы в классе – «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родители. Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит, прежде всего, от родителей. Именно родители в сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни. Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. Ребёнок – младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребёнок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Но у многих родителей нет установки на необходимость затраты сил и времени для воспитания здорового ребёнка. Родители знают, что ребёнку полезно быть закалённым, физически развитым, стройным. Но знания эти они редко претворяют в систему воспитательных действий по отношению к собственному ребёнку. Родители знают, что в школе учителя следят за тем, чтобы ребёнок научился хорошо читать, писать, считать и т.п. Родители требуют того же и дома. А что учитель в классе следит за правильной посадкой во время письма или стремится обеспечить проветриванием поступление в класс свежего воздуха, родители считают делом само собой разумеющимся и … второстепенным. Очень важно убедить родителей в необходимости затратить энергию и время на то, чтобы у ребёнка рабочее место соответствовало рекомендуемым нормам, ежедневно потратить 5-6 минут на целенаправленное закаливание и личную гигиену ребёнка, 10-15 минут на его физическое совершенствование, 2-3 минуты на формирование правильной посадки…
Как же информировать родителей о требованиях школы, и каким образом дать родителям систему знаний о воспитании здорового ребёнка? Индивидуальная беседа при посещении родителями школы или при знакомстве учителя с домашними условиями ребёнка имеет неоценимое значение. Учитель может дать конкретные советы по устройству рабочего места школьника, организации закаливания, физического воспитания. Но основным средством гигиенической подготовки родителей служат родительские собрания. Главное назначение родительского собрания обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Вот перечень наиболее рекомендуемых тем гигиенических бесед для родителей с выделением особо важных моментов:
1. Роль семьи в воспитании здорового школьника. В этой беседе желательно затронуть вопросы режима дня, привития детям культурно – гигиенических навыков, значение примера взрослых. Режим дня для детей – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности. Режим дня строится с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребёнка. Приучение ребёнка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств, весьма важная родительская обязанность. Режим только на первых порах требует большого напряжения, зато потом облегчает учение, труд, гарантирует здоровье.
2. Физическое воспитание и закаливание ребёнка в семье, с обязательным включением в беседу вопросов воспитания правильной осанки. Одна из причин нарушения осанки – неправильная рабочая поза. Очень важная роль также принадлежит физкультминуткам. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему выполнению заданий. Для того, чтобы помочь ребёнку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного. Учащимся необходимы двигательные минутки, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле. Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы (ластик, книгу, карандаш, газету, комочки ваты и др.) и подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. Упражнения необходимо сделать сюжетными, дать им название. Это способствует интерес учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни. Помимо развития физической активности детей, игровые двигательные переменки должны способствовать сохранению психического здоровья детей. Ни для кого не секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. У ребёнка пропадает желание учиться, он становится злым и агрессивным, так как его учебные результаты не удовлетворяют родителей, педагогов и его самого. Окружающий мир, которому он радовался, перестаёт быть для него радостным и занимательным, маленький человек закрывается и отгораживается от всех, оставаясь наедине со своими проблемами. Двигательные разминки дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело. Сопровождение упражнений хорошей музыкой позволит превратить 5-10 минутный перерыв в весёлую и увлекательную игру. Очень важно, чтобы родители обращали внимание на настроение, с которым ребёнок выполняет упражнения физкультминутки. Радостное, приподнятое настроение освежает, даёт заряд энергии. Примером профилактических упражнений для предотвращения сутулости, укрепления позвоночника, стоп, рук, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия могут служить следующие упражнения: для осанки («Держи осанку», «Деревце», «Гора» и др.); для рук (встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды, «Упражнения животных» и др.); для ног («Упражнения животных» и др.); для глаз (пальминг, «Упражнения животных» и др.); «этюды для души» («Солнышко», «Этюд души», «Сотвори солнце в себе» и др.).
3. Гигиена питания детей. Правильное, рациональное питание – это значит, есть не менее 3-4 раз в день, в точно установленное время, а ужинать не позднее 19 часов. Предусмотреть своевременное пополнение запаса питательных веществ, если перед приёмом пищи были длительные физические упражнения или подвижные игры. Не допускать слишком длительного перерыва между приёмами пищи. При неправильном питании дети могут терять или набирать вес. Наблюдение за весом должно быть заботой не только родителей, но и мальчика или девочки. Хорошо, если в доме есть весы, а на косяке двери время от времени отмечается рост ребёнка. Это воспитывает самоконтроль у детей, умение анализировать состояние своего организма и здоровья.
4. Гигиена сна. Младший школьник должен спать в сутки не менее 11-12 часов, включая как ночной, так и дневной сон. Нужно приучить ребёнка после прихода из школы и обеда немного поспать. Для хорошего отдыха достаточно часа – полутора. Лучшее время проведения перед ночным сном – семейное чтение. Наиболее комфортная температура для спокойного и глубокого сна – 16-17˚C. В любом случае помещение должно быть хорошо проветрено.
5. Научим детей беречь свой организм:
1. Как сохранить зрение. Этот разговор особенно важен, ибо с началом школьного обучения нагрузка на глаза резко возрастает. Младший школьник должен знать хотя бы элементарные правила гигиены зрения. Прежде чем начать работу, нужно проверить, как освещено рабочее место. Свет падает слева, расстояние от глаз до книги должно быть 25 см. При этом для младшего школьника высота букв шрифта – не менее 2,8 миллиметров. Чтобы глаза не уставали, продолжительность чтения (без перерывов) должна быть для первоклассника 5-10 минут, для второклассника – 15 минут, а для учащихся 3-4 классов – 20-25 минут. После этого необходимо сделать небольшой перерыв и заняться другой деятельностью. Если глаза устали, нужно дать им отдохнуть: поморгать; подойти к окну, некоторое время спокойно посмотреть вдаль, лучше на предметы зеленого цвета, затем осторожно сделать глазами несколько круговых движений; можно просто закрыть глаза и несколько минут полежать в тёмной комнате. Если при этом положить на глаза ватные тампоны, смоченные чаем или отваром ромашки, эффект усилится. Помимо традиционных упражнений для глаз, можно использовать пальминг. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение. Нельзя читать лёжа или полулёжа. При просмотре телепрограмм телевизор должен находиться на расстоянии не менее 3 метров от глаз. Обязательно посещать врача и хотя бы два раза в год проверять остроту зрения ребёнка.
2. Здоровье зубов.
3. Уход за кожей. Любую деятельность ребёнок будет осуществлять осознанно, если он знает, зачем она нужна, каково её значение для его жизни. Поэтому нужно стараться всегда объяснять необходимость такого поведения. При рассказе о гигиене кожи стоит обратить внимание ребёнка на то, что очищенная кожа освобождается от грязи и внешнего слоя отмерших клеток, которые могут закупорить поры и тем самым вызвать появление прыщей. Ребёнок должен приучиться мыть лицо не только утром и вечером, но и по мере необходимости, после подвижных игр на улице, физической работы.
4. Уход за волосами.
5. Оберегайте слух. Превышение допустимого уровня шума в значительной степени отражается на работоспособности, повышается вероятность неврозов, депрессий, появляется долго не проходящее утомление, быстро наступает усталость. И как следствие всего этого возникает неадекватное поведение. Следует защитить комнату ребёнка от уличного шума. Родители должны следить за тем, как они разговаривают с ребёнком, и как он разговаривает с ними. Не нужно разрешать ему слишком громко говорить или кричать, и самим не допускать резких окриков и повышения тона. Иногда можно проводить с детьми игру «Поговорим шепотом». На прогулках в лесу, парке нужно предложить помолчать, послушать звуки природы, тихо полюбоваться окружающим миром.
6. Физическое развитие младшего школьника в семье. Физическое развитие ребёнка – одна из обязательных сторон семейной педагогики. А какого ребёнка можно назвать физически развитым? Такого, который обладает хорошим здоровьем, устойчив к заболеваниям, имеет физические показатели, соответствующие возрасту; владеет разнообразными движениями (умеет плавать, лазать, соблюдать равновесие, ходить на лыжах, кататься на коньках); у него правильная осанка, хорошая походка, красивое телосложение; он проявляет устойчивый интерес к занятиям физической культурой и подвижным играм. Гиподинамия – болезнь современного общества. Сегодня уже никто не спорит по поводу того, что значительное количество наших болезней связано с неправильным образом жизни, и прежде всего недостаточной физической культурой человека. По последним данным медиков и физиологов, младшие школьники из 12-13 часов бодрствования почти 80% времени проводят за партой, письменным столом или перед телевизором. Не спасают положения и уроки физкультуры. Как бороться с гиподинамией? Прежде всего, нужно соблюдать определённые условия, которые позволят достичь положительных результатов и избежать нежелательных последствий физических упражнений и подвижных игр. Физическая культура в семье – это утренняя гимнастика, физкультминутка во время домашних уроков, игры спортивного характера на свежем воздухе, прогулки, походы, хозяйственный труд, связанный с физическими нагрузками. Следующее условие – учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Родители должны внимательно относиться к физическим возможностям и интересам своего ребёнка. Конечно, нужно учитывать, к какой группе здоровья он приписан: основной, подготовительной или специальной. Очень важно, чтобы нагрузка была оптимальной, то есть соответствовала состоянию здоровья ребёнка. Третье условие физического воспитания в семье – системность и последовательность. Для того чтобы от занятий физической культурой был получен эффект, интервал между занятиями не должен превышать 48 часов. Еще одно важное условие: ребёнок должен уметь правильно дышать во время физкультурных занятий. Безусловно, семья может внести свой достойный вклад в решение этой задачи. При этом нужно учесть следующее: ритм дыхания должен соотноситься с ритмом движения; вдыхать и выдыхать лучше через нос; чтобы восстановить дыхание, нужно сделать два-три резких выдоха; после физической нагрузки нельзя сразу садиться, ложиться, принимать водные процедуры. И основная задача родителей сделать так, чтобы с началом школьной жизни ребёнок при их участии и с их помощью стал заботиться о своем физическом здоровье.
7. Предупреждение детской нервности. Положительные эмоции. Хорошо об этом сказал А.С.Макаренко: «Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного». Важны не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья и общего эмоционального состояния ученика. Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Знаменитая формула «В здоровом теле – здоровый дух» может читаться не только слева направо, но и справа налево, то есть здоровый дух поддерживает физическое благополучие. Поэтому для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребёнка, чем наказание. Поощряя ребёнка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье. Для стабилизации эмоционального фона необходимо поддерживать ситуацию успешности, дать детям возможность выговориться, поделиться тревогой, страхами, сомнениями. Снижению эмоционально-психического напряжения, тревожности обучающихся помогает релаксация. Релаксационные упражнения помогают ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Важно воспитывать у детей волю, характер, оптимизм, положительные эмоции.
Основная задача родителей – поддерживать своих детей, помогать им, хвалить даже за небольшие успехи и достижения, не бояться показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит их уверенность преодолевать трудности жизни. Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым!