Тест по обществознанию для 11 класса в тформате ЕГЭ по теме Социальная сфера жизни общества


Основания классификации групп Тип группы Примеры По месту жительства поселенческие горожане, селяне, жители столичного мегаполиса, провинциалы В зависимости от пола и возраста демографические мужчины, женщины, дети, старики, молодежь По этнической принадлежности этнические (этносоциальные) русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы По уровню дохода социально-экономические богатые (люди с высоким уровнем дохода), бедные (люди с низким уровнем дохода), средние слои (люди со средним уровнем дохода) По характеру и роду занятий профессиональные программисты, операторы, учителя, предприниматели, адвокаты, токари 2. Какому обществу присущ классовый тип социальной стратификации?
а) античному
б) современным развитым государствам
в) средневековым государствам Западной Европы
г) индустриальному
3. Если, перемещаясь, человек не меняет социальный статус, то такое изменение можно назвать
а) горизонтальной мобильностью
б) вертикальной мобильностью
в) восходящей социальной мобильностью
г) нисходящей вынужденной социальной мобильностью
5. В отличие от авторитета личности, престиж
а) не зависит от антуража
б) отражает степень признания окружающими личных и деловых качеств
в) оценка социальной позиции, занимаемой в обществе
г) является особой силой подчинения одних людей другим
6. Важным фактором восходящей социальной мобильности выдающийся русский социолог П.А. Сорокин считал
а) стаж работы
б) опыт
в) социальные связи
г) получение образования
10. Если социальный статус передается по наследству, наделяя его обладателя социальными привилегиями, то это статус
а) бюрократа
б) журналиста
в) аристократа
г) военнослужащего
23. Кто такие люмпены?
а) люди, оказавшиеся на «дне общества» без жилища и средств к существованию
б) лица, не имеющие гражданства
в) инициаторы перемен в обществе
г) члены экстремистских организаций
24. Сословный строй является
а) формой государственного устройства
б) социальной стратификацией
в) социальной поляризацией
г) политической системой
26. Человек, занимающий промежуточное положение в обществе (страте), относится ка) маргиналам
б) «серым воротничкам»
в) люмпенам
г) интеллигенции
30. В современных развитых странах большую часть населения составляют
а) крупные землевладельцы
б) средний класс
в) «золотые воротнички»
г) крестьяне
По какому признаку выделены такие социальные группы, как род, ,племя, народность?
1111111
1) демографическому2) этническому3) территориальному4) социально-классовомуБывший фермер приобретает небольшое кафе в городе. Это пример1) отклоняющегося поведения 3) социализации2) социальной стратификации 4) социальной мобильностиВ5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого
пронумеровано.
(1) Средний класс объединяет людей, обладающих средним для данногообщества уровнем текущих доходов. (2) Считается, что ОСновнаямасса населения в западных обществах (60-70%) имеет доход, близкий
к среднему, а число бедных и богатых невелике. (3) Средниеслои определяются не только по совокупности рыночных и трудовых
позиций, но также по культурным и ценностным ориентациям. (4)
Можно сказать, что средние слои - это статусно-престижные группы.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положени~ букву, обозначающую его характер.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
С1. Какие две особенности маргинальных групп выделяет автор? Сформулируйте
собственное определение понятия «маргиналы•.
С2. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы находятся «зарамками характерных для данного общества основных структурных
подразделений или господствующих социокультурных норм и традиций
»? Приведите два объяснения.
С3. Укажите названные автором причины появления маргинализированныхгрупп и, опираясь на знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте
одну из них примером.
Прочитайте текст и выполните задания С4 - С7.
МАРГИНАЛЫ
«Маргивалы - обозначение личностей и групп, находящихся на ((окраинахь, на «обочинахе или попросту за рамками характерных для данного общества
основных структурных подразделений или господствующих социо-
культурных норм и традиций .Маргинальная ситуация бывает источником нового восприятия и ос-
мысления Вселенной и общества, форм интеллектуального, художествен-
ного и религиозного творчества Многие обновляющие тенденции в духов-
ной истории человечества (мировые религии, великие философские системыи научные концепции, новые формы художественного отображения
мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным
личностям и социокультурным средам.
Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий
придали проблеме маргинальности качественно новые очертания. Урбанизация,
массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями
разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание
вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации
- все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современноммире не столько исключением, сколько нормой существования
миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг....в мире начался
бурный процесс становления так называемых «неформальныхэ общественных
движений - просветительских, экологических, правозащитных, культурных,
религиозных, земляческих, благотворительных и др., - движений,
смысл которых во многом связан с подключением к современной и общественной
жизни именно маргинализированных групп ...
Однако есть проблема, представляющаятрудность для современногодемократическогосознания:
как обезопасить общество от тех маргинальных
групп, которые берут на вооружение тоталитаристскиеи человеконенавистнические
идеологии? И в то же время - как не сделать эти группы объектом
превентивного беззаконного насилия ... Однозначного ответа на этот
вопрос не дано. Противоядием здесь может быть лишь рост гуманистической
культуры и демократическогоправосознания, развития в обществе
принципов и понятий человеческого достоинства, а также глубокое философское
и научное осмысление тех общественных проблем, которые и порождают
антидемократическиеформы сознания•.
(Е. Раииеовский)
С4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих
на вооружение тоталитаристские и человеконенавистническиеидеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чем заключается
общественная опасность каждой из них.
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором есть пропущенныеслова.
Разделение общества на группы, занимающие разное социальное по-
ложение, называется социальной (1). Эконо-
мическая - выражается в различии (2), уровня
жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения.
Деление общества на управляющих и управляемых есть прояв-
ление (3) дифференциации.
:к (4) дифференциации можно отнести выделе-
ние в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям.
Таким образом, уточняя данное понятив, можно сказать, что под ним
подразумевается не просто выделение каких-либо социальных групп,
но и определенное неравенство между ними с точки зрения их общественного
положения, объема и характера прав, привилегий и обязанностей,
(5) и влияния. Исторически стратифи-
кация возникает с зарождением (6).
,---
29
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить
в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните,
что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пробел.
А) престиж
Б) мобильность
В)ди~ренциацияГ) соперничество
Д) профессиональная
Е) авторитет
Ж) доходы
3) политическая
И) общество
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже
таблице указаны номера пробелов. 3апишите под каждым номером букву,
обозначающуюв списке выбранное вами слово.
Получившуюсапоследовательностьбукв перенесите в бланк ответов.
1 2 3 4 5 6
А16. К признакам, которые могут характеризовать социальную группу,
относится (-ятся)
1) физические данные2) особенности темперамента3) умственные способности4) профессияА19. К формам вертикальной социальной мобильности относят1) создание семьи2) безупречную службу в армии3) постоянное проживание в городе4) повышение в должностиА20. Верны ли следующие суждения о социальной группе?А. Социальная группа - это объединение людей, имеющих общиепризнаки.
Б. Отношения в группе обязательно регулируются официальнымидокументами.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверныА16. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такуюсоциальную общность, как горожане?
1) политический 3) профессиональный
2) территориальный 4) социально-классовый
В3. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видамисоциальной мобильности: к каждой позиции, данной в первомстолбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
I _1..00_.
СОБЫТИЯ
А) ученый-историк началпреподавать в университетеБ) старший преподаватель получилдолж.ность доцентаВ) офицер получил внеочередноезваниеГ) девушка-католичка наканунебракосочетания перешлав протестантскую веруВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ
МОБИЛЬНОСТИ
1) вертикальная2) гориаонтальнаяЗапищите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательностьбукв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
А Б В г
А16. По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяюттакую социальную общность, как1) сельчане 3) рабочие2) москвичи 4) католики5. Установите соответствие между социальными группами и критериямиих выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберитесоответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
А) мужчиныБ) племенаВ) народностиГ) детиКРИТЕРИИ
1) демографический2) этническийЗапишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательностьцифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
Ответ:
А Б В Г
6. 12. Найдите в приведенном ниже списке проявления вертикальной социальноймобильности и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) Гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на б-м этаже втрехкомнатную квартиру на 9-м этаже в том же доме.
2) Рядовой инженер назначен руководителем проекта,
3) Офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидногопоступка и уволен из армии.
4) Мелкий торговец _продуктами питания начал заниматься продажейподержанных вещей.
5) Гражданка вступила в повторный брак.
6) Техник согласился выполнять дополнительные обязанности по обслуживаниюучастка. .
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.Ответ:
13. Сl. Какие две особенности маргинальных ГРУПП выделяет автор? Сформулируйте
собственное определение понятия 4маргиналы•.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировкиответа, Баллыне искажающие его смысл)
В ответе должны присутствовать следующие позиции:
1) указаны две особенности, например, мартиналы- не принадлежат к определенной социальной группе данно-
го общества;
- оказались за рамками господствующих социокультурныхнорм и традиций;
2) сформулировано собственное определение, например: мар-
гиналы - индивиды (или социальные группы), занимающие
промежуточное положение между устойчивыми социальными
общностями (утратившие свой прежний социальный статус,лишенные возможности заниматься привычным делом, выну-
жденные адаптироваться к новой социокультурной среде).В ответе присутствуют две позиции 2
В ответе присутствует одна позиция или указана одна осо-
1 бенность и сформулировано определение
Ответ неправильный, или указана одна особенность ОМаксимальный балл 2
С2. Как вы понимаете мысль автора о том, что маргиналы находятся
4за рамками характерных для данного общества основных структурных
подразделений или господствующих социокультурных норм и
традицийь ? Приведите два объяснения.
Содержание верного ответа и указания к оцевивавию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллысмысл)
В ответе могут быть приведены следующие объяснения, напри-
мер:
1) мартиналы примыкают, но не принадлежат к определен-
ной социальной группе данного общества;
2) их поведение не соответствует припятым в обществе нормам;
3) они поставлены общественным развитием на грань двух
культур, рааличающихся по своим традициям.
Приведевы два объяснения 2
Приведено одно объяснение 1
Ответ неправильный ОМаксималъный балл 2
С3. Укажите названные автором причины появления маргинализированныхгрупп и, опираясь на знания обществоведческого курса, проиллюстрируйте
одну из них примором.
Содержание верного ответа и указания к оцениван:ию(допускаются иные формулировки ответа, Баллыне искажающие его смысл)
В ответе должны присутствовать следующие позиции:
1) указаны пять причин (урбанизация, массовые миграции,
интенсивное взаимодействие между носителями разнородныхэтнокультурных и религиозных традиций, размывание веко-
вых культурных барьеров, влияние на население средств мае-
совой коммуникации);
2) одна из причин проиллюстрирована примером. Скажем, в
20-30 гг, ХХ в. В ходе индустриализациии урбанизации в
СССР на стройки, фабрики, заводы, транспорт пришли, как
их тогда называли, «вовые рабочие. - вчерашние креетья-
не. Многие из них не имели навыков индустриального тру-
да, не представляли особенностей городской жизни. Про-
мышленные предприятия, городская культура и городскойобраз жизни оставались чуждыми, а подчас и враждебными
вчерашним хлебопашцам.
Указаны четыре-пять причин маргинализации, и одна из них 3 проиллюстрирована примером
Указаны две-три причины маргинализации, и одна из них
2 проиллюстрирована примером
Указана и проиллюстрирована примером одна причина, или 1 указаны от двух до пяти причин без примера
Ответ неправилъный ОМаксимальный балл 3
С4. Автор пишет об опасности для общества маргинальных групп, берущих
на вооружение тоталитаристские и человеконенавистническиеидеологии. Назовите две подобные идеологии и объясните, в чем заключается
общественная опасность каждой из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, Баллыне искажающие его смысл)
В ответе должны присутствовать следующие позиции:
1) названы две идеологии, например,
расизм;
фашизм.
2) дано объяснение их общеетвенной опасности. Например,
сторонники расистской теории полагали, что в природе суще-
ствует «желеавый закон. пагубности смешения видов. Сме-
шение (метизация) приводит к деградации и мешает образова-
нию высших форм жизни. В ходе естественного отбора более
слабые, расово неполноценные существа должны погибнуть.
85
86
Содержание вериоro ответа и указания, к оцениваиию(допускаются иные формулировки ответа, Баллыне искажающие его смысл)
Этот примитивный дарвинизм нацисты переносили на челове-
ческое общество, считая расы естественными биологическими
видами. Отсюда делалея вывод о необходимости «расовой
гигиены», очистки и «возрождения» германской «арийской ра-
сы» с помощью «народного сообщества людей немецкой крови
и немецкого духа в сильном, свободном государстве в , «Непол-
ноценные» расы подлежали подчинению или уничтожению.
Приход к власти фашистов в Германии в 30-е гт. ХХ в. при-
вел к так называемому новому порядку и предельно жест-
ким средствам его утверждения (тотальный, в том числеидеологический, массовый террор; шовинизм; переходящая в
геноцид ксенофобия по отношению к «чуждым. националъ-
ным и социальным группам. к враждебным ему ценностям
цивилизации), что в конечном счете обусловило раввяаыва-
ние Второй мировой войны.
Правильно названы две идеологии и дано объяснение опасно-
-3 сти каждой из них
Правильно названы две идеологии и дано объяснение опасно-
сти одной из них, или правильно названа одна идеология и 2
дано объяснение ее общественной опасности
Правильно названы две идеологии, но объяснения опасности
1
не даны
Ответ неправильный ОМансимальный балл 3



А12.Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?А. Социальное неравенство возникло с переходом общества в индустриальную стадию развития.Б. Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе социальных групп к общественным благам.     1) верно только А     2) верно только Б     3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны