Рефлексивный отчет по четвертому уроку по теме «Дополнительные устройства компьютера».


Рефлексивный отчет по четвертому уроку
по теме «Дополнительные устройства компьютера».
Начиная свою школьную практику я много задумывалась о ходе проведения урока. После прохождение первого этапа курсов, мои взгляды на традиционный урок изменились. Я считаю что, современный урок должен быть таким, на котором ученик может свободно высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, рассуждать, спорить, то есть обучение строится на свободе слова, на положительных эмоциях, на уроке есть гуманный подход ко всему. Я думаю, что учитель в современном мире, должен быть демократичным, уметь устанавливать доброжелательные отношения с учащимися, также должен быть профессионалом, то есть уметь владеть дисциплиной. В отношениях с учащимися должна царить доброжелательность, которая основывается на неиссякаемом терпении педагога.
Современный урок – это хороший урок, на котором присутствует деловая творческая обстановка, где ребята быстро вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием методов и приемов, учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление.
На уроке должна царить атмосфера сотрудничества, психологического комфорта, в ней каждый ребёнок может раскрыть свои способности, свой талант. Цель учителя – замечать каждый маленький успех ребёнка, отмечать его и учить детей видеть удачи одноклассников, радоваться их продвижению. На уроке необходимо учитывать не только правильность ответа. Но и его оригинальность, использование дополнительного материала.
Считаю, что каждый учитель нового поколения к работе должен относиться с большим интересом, творчески подходить к подготовке и проведению каждого урока. Необходимо создавать такие условия, которые способствуют свободному развитию учащихся.
Я пыталась строить уроки с учетом реализации семи модулей программы. Когда я планировала уроки, старалась учитывать возрастные особенности учащихся: уровень их знаний, понимания, мышления, памяти и внимания. Чтобы человек мог свободно общаться в современном мире, немаловажно научить его самостоятельно формировать и развивать собственное мышление.
Я хочу проанализировать урок, который является четвёртым из серии запланированных уроков. Свой урок я, прежде всего, планировала так, чтобы он был содержательным, интересным и ориентированным на самостоятельную работу учащихся по приобретению и закреплению знаний. Для того, чтобы ученикам доступно объяснить данную тему я четко поставила цель урока: Усвоить назначение периферийных устройств, подключаемых к ПК. Показать разнообразие носителей информации. Исходя из которой были выявлены и ожидаемые результаты: ученик с низким уровнем обученности - умеет дать определение, назначения дополнительных устройств, их характеристики; все виды носителей информации, их назначение и характеристики; ученик со средним уровнем обученности - умеет определять устройство по его внешнему виду, емкость носителя информации; и ученик с высоким уровнем обученности - умеет создавать в компьютере концептуальную карту. На своем уроке в первую очередь старалась развивать познавательный интерес к предмету, максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, в которых необходимо разобраться самому. Урок, проведенный по данной теме, был ориентирован на стимулирование навыков критического мышления, использования новых подходов в обучении с учетом возврастных особеностей учащихся, использование информационно - коммуникационных технологий в преподавании.
На первом этапе урока для создание коллаборативной среды: я с детьми встала в круг и показала ученикам чистый лист бумаги, где в середине была изображена черная точка и спросила: «Что вы видите?». Ответы учеников: Дарья: «Точку». Данил: «Черную точку». Тогда я сказала: «Вы все увидели только точку, и никто не заметил большого белого листа! Вот так же мы судим о человеке, по его мелким недостаткам. Еще мы в жизни видим всегда черное, а не белое. Умейте видеть всегда позитив. Уважайте своих друзей и соблюдайте правило работы в паре, который вы сами составили на первом уроке». Считаю, что данные приёмы модуля "Новые подходы в преподавании и обучении" настроили учащихся на урок, создали комфортную обстановку, дали установку на предстоящую работу. Ведь от настроя учащихся будет зависеть и дальнейший ход урока.
Для проверки домашнего задания я применила прием «Бельевая веревка».
По 3 вопроса ученики должны были составить дома, а также я сама подготовила для них вопросы высокого порядка.

Фото 1. Прием «Бельевая веревка»
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. [1. стр.134]
На основной части урока, используя модуль "Новые подходы в преподавании и обучении" следующее задание мною было предложено выполнить в паре. что способствовало развитию мышления у детей через диалог. «Обучение через диалог» является одним из новых подходов в преподавании и обучении. «Дети являются активными обучающимися, которые формируют своё мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия» [1, с.108]. На уроке постоянно идет диалог между учителем и учениками, учеником и учеником, что можно наблюдать во время опросов, при работе в парах.

Фото 2. Работа в паре.
Каждый ученик получает индивидуальное задание, которое выполняют самостоятельно. Как только они закончили свою работу я применила прием «Научи другого». Суть которой: способ передачи большого количества фактической информации среди учеников. Вместо того чтобы учитель читал лекцию или диктовал новый материал, ученики делятся отдельной информацией со своими одноклассниками. С целью проверить освоение темы, провела с учениками прием «Ассоциативная карта». Если использовать этот прием в качестве средства повторения, ученики могут использовать ассоциативную карту в качестве трамплина для более обширного повторения. Обсуждение после завершения ассоциативной карты может подтолкнуть учеников к размышлению о том, почему они сгруппировали определенные идеи, и как карта внесла ясность в их мысли. Ученый Александер через несколько подходов в общении с учащимися определил важные факторы обучения. Это обсуждение, диалог и аргументация. [1,стр.146]. Формирование умения делать выводы, извлекать информацию из текста путём выявления ключевых слов.
Для того чтобы узнать как дети справляются заданием мною была применена техника « Сигнальные карточки», так я узнала о степени усвоения и понимания, на данном этапе. «Сигнальные карточки» показали, что дети с заданием справились. Каждый ученик при проверке называл одно ключевое слово, а второй ученик называл для чего оно предназначено. Как в паре, так и самостоятельно, ученики имеют возможность оценивать свой уровень образования и как они его достигли. В ходе проверки учащиеся еще раз повторили. Ведь механическое запоминание, заучивание фактов и повседневных действий посредством постоянного повторения, а также накопление и понимание через вопросы способствует развитию «исследовательскому разговору» по Александеру [1,с.146]Дети немного устали, чтобы переключить их с умственной деятельности я запланировала физкультминутку, при этом использовала ИКТ.

Фото 3. Физминутка.
Они так понравились, так раскрепостили и детей и меня в том числе, сняли какое-то внутренне напряжение «открытых уроков». И я убеждена в том, что необходимо не забывать о них на последующих уроках. 
Использование ИКТ добавляет наглядности на уроке и повышает эмоциональное настроение у учащихся. В процессе учебы детям на протяжении урока трудно постоянно удерживать активное внимание. Я использовала ИКТ для выполнении заданий. Задания были подобраны с учётом возрастных особенностей детей. Более способным детям было дано задание более высокого уровня сложности. Учитель должен построить урок так , чтобы все учащиеся достигали как можно большего успеха при обучении. Должен стараться, чтобы каждый ученик приобрел объем знаний, необходимый для его потенциала. И особенно кропотливая работа требуется, когда работаешь с одаренными и талантливыми ребятами. Необходимо вовремя выявить таких детей, дать возможность им проявить свои способности. Задания для таких учеников готовлю повыш енной сложности.
Фото 4. Задания
Когда дети затруднялись при выполнения задания, я подбадривала, попробуй у тебя должно получиться тоже Я детей хвалила за правильные ответы и тем самым способствовала повышению самоэффективности у детей. Я опиралась на «косвенный опыт» тем самым стимулировала на самостоятельную работу. Я старалась активно их вовлечь в процесс обучения и взаимообучения.
Раньше я не давала детям двадцать секунд на размышления при ответе, т.к не знала этого. Но в настоящее время, изучив Программу, я придерживаюсь мнения Харгривса и Гэлтона (2002),которые утверждают, что детям необходимо давать время для осмысления, так и возрастет количество добровольных ответов, количество ответов от менее способных учеников и будет проходить взаимодействие ученик-ученик. Увеличение времени и размышление позволяет корректировать, уточнять и "шлифовать свои ответы."[1,c.137].
Современный учитель должен быть компетентен в цифровых технологиях и способен эффективно пользоваться. Обучая детей очень важно научить их определять свою позицию на уроке и в обучении в целом. Именно поэтому ежедневно в конце каждого урока и при завершении рабочего дня проводилась рефлексия. Для меня очень важно знать, что думают дети, как оценивают себя, потому что это является материалом для построения моей дальнейшей деятельности.
Проводя рефлексию урока я учла это мнение, и использовала прием «Диалог стикеров». Несколько цветных бумаг с высказываниями или вопросами, написанными на них, расклеены на большой доске. Ученики знакомятся с содержанием каждого стикера и фиксируют на них свои комментарии.

Фото 5. Прием «Диалог Стикеров».
Прочитав свои комментарии, они оценивают себя и друг друга, что способствует более глубокому пониманию, параметры оценивания работы с помощью оценочных листов.
Работа в паре оценивалась формативно, через взаимооценивание. Дети оценили работу друг друга по критериям оценивания, которые лежали у них на столах. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Еще на первом уроке совместно составили основные критерия оценивания, на этом уроке мы уже придерживались этих правил. Кроме оценивания по критериям, проводилось формативное оценивание по стратегии «Светофор».

Фото . Стратегия «Светофор»
Применение листов рефлексии, смайликов настроения дают таким детям возможность высказаться.Рефлексия являлась следующим этапом урока. Я считаю, рефлексия необходима на уроке. Дети учатся сами себя оценивать. Учитель также может оценить свой урок, самого себя и свои способности.
На данном уроке я провела рефлексию в заключительной части урока, чтобы дети изложили собственными словами, то, что они взяли с урока.
Если говорить об этом вслух, не все захотят высказаться. А написать или нарисовать детям очень даже нравится. И мне было интересно узнать мнение своих учеников об уроке. О том, какие изменения произошли на уроке, можно было судить по листам рефлексии.
Каждый ученик должен был проанализировать свое участие в работе класса и группы, свое понимание материала, усвоение темы урока. Объективно оценив себя, он должен был ответить на вопросы по листу самооценки. Мне понравилось, что на данном этапе ребята отнеслись со всей ответственностью, некоторые честно заявили, что могли бы работать лучше, один ученик написал, что ему было непонятно.
На вопрос, обращенный к детям: «Понравилось ли им работать в паре?» - дети дали положительный ответ. Больше всего понравилось работать в группе детям с низким уровнем знаний, т.к. они получали знания в процессе общения со своими одноклассниками. То, что не знали одни, знали другие, в итоге произошел взаимообмен уже имеющимися знаниями и на уроке дети восполнили пробелы в своих знаниях. Когда я спросила: «Почему вам понравилось работать в паре?», Дарья ответила: "Было очень интересно."Анализируя урок, я пыталась ответить на два вопроса: чему научились ученики на этом уроке? Чему научилась я?
Считаю, что удалась форма работы в парах, во взаимооценивании. Ученики работали слаженно, активно, старались участвовать в обсуждениях.
Что получилось не так, как я того ожидала?
При оценивании дети не всегда были объективны: занижали или завышали самооценку и взаимооценку; на работу по составлению кластера было затрачено много времени, так как ребята пока не имели представления, как возможно на одном листе отразить всю базу знаний, имеющихся и полученных.
Что хотела бы изменить?
Необходимо повысить темп урока, чётко планировать задания, продумывать критерии оценивания. Мне нужно научить учащихся работать сообща, уважая мнения других, работать на результат. Самое главное для себя я поняла, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель, чем больше даёт сказать и сделать своим ученикам, которые должны поверить в себя, в свои силы и знания.
Вывод:
Работа в парах расширяет и обогащает словарный запас у ребят, обостряет любознательность и наблюдательность, заставляет работать активнее, стараясь научиться больше самому. Ученики учатся слушать друг друга, развивается взаимоуважение, у ребят исчезает страх перед аудиторией, представляется случай повысить собственную самооценку. В будущей практике планирую продолжать использовать ключевые идеи Программы, так как внедрение новых подходов в обучении положительно влияет на учебную и эмоциональную сферу детей.