Конспект урока по информатике на тему: «История развития вычислительной техники. Поколения компьютера» (6 класс)


Дата: «___»___________
Информатика
Класс: 6
Тема: «История развития вычислительной техники. Поколения компьютера».
Цель: познакомить учащихся с устройствами, являющимися предшественниками компьютеров и основными этапами развития вычислительной техники.
Задачи:
Образовательная: обобщение и систематизация знаний по истории появления и развития вычислительной техники, ознакомление с основными характерными чертами поколений ЭВМ.Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательная: аккуратность, дисциплинированность, информационную культуру, внимательность, самостоятельность.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: доска, компьютер, учебник.
Этапы урока:
Организационный момент
Проверка и актуализация знаний
Объяснение нового материала
Закрепление изученного материала
Домашнее задание
Подведение итогов
Ход урока:
I. Организационный момент
- Приветствие
- Здравствуйте, ребята, садитесь
-Постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую тему: «История развития вычислительной техники. Поколения компьютера».
II. Проверка и актуализация знаний.
Для того чтобы проверить, как вы усвоили темы предыдущих уроков, предлагаю вам пройти небольшой тест и оценить свои знания. Учащиеся выполняют тест по учебнику стр.33
III.Объяснение нового материала
Какие устройства для вычислений вам известны? (калькулятор, счеты, компьютер и.т.д)
Прежде чем изобрести компьютер, человек создал большое количество счетных устройств.
Примерно 3000 лет до н.э. начали появляться первые счетные инструменты. В разных странах они назывались по-разному: абак, русские счеты, японский соробан.
Римский абак представляет собой мраморную доску с выточенными желобками. Для счета использовались мраморные шарики, размещенные в этих желобках. (стр.35 рис.6,7)
- Чем абак отличается от счетов?
Первое механическое вычислительное устройство было создано в 1642 году. Машина умела складывать и вычитать десятичные числа. Название она получила по имени своего создателя Блеза Паскаля – Паскалина.
Для выполнения всех четырех арифметических действий в 1673 году немецкий математик Лейбниц создал арифметическую машину. Арифметическая машина Лейбница послужила прототипом арифмометра (стр.36 рис.8). Арифмометры производились до 60-х годов ХХ века.
К созданию машины, которая могла бы работать по заранее заданной программе, приступил в 1833 году Чарльз Бэббидж. Свое устройство он назвал аналитической машиной, подробно описал ее действие и создал чертежи. Структура аналитической машины до сих пор используется как основа современных компьютеров! Энтузиасты из Лондонского музея науки построили эту машину (ее вес составил три тонны) из 4000 стальных деталей (стр.37рис.9).
В 1843 году для машины Бэббиджа впервые была написана программа. Написала ее Ада Лавлейс – дочь английского Джорджа Байрона.
В 1890 году для ускорения обработки результатов переписи населения американец Герман Холлерит создал табулятор.
Поколение ЭВМ
Реле – это устройство, ставшее основой для электронных вычислительных машин. Реле может находиться в двух состояниях – включено и выключено. В 30-х годах ХХ века на таких реле были предприняты попытки создания вычислительных машин, работающих по программам.
Уже в следующие 10 лет такие машины стали вытесняться машинам на основе электронных ламп. Называли электронно-вычислительными машинами (ЭВМ).
- Существует 4 поколения ЭВМ:
I поколение ЭВМ (1946 – 1958) Первая электронная цифровая вычислительная машина ENIAC была создана и представлена в 1946 году в США (стр.38 рис.10).II поколение ЭВМ (1958 – 1964). В 1958 году в ЭВМ стали применяться полупроводниковые транзисторы. Один транзистор был способен заменить 40 электронных ламп, а работать – с большей скоростью. ЭВМ стали более надежны, долговечны, малы (стр.39 рис.11).
III поколение ЭВМ (1964 – 1972). В 1960 году появились первые интегральные схемы (микросхемы). Одна такая схема была способна заменить десятки тысяч транзисторов. На базе микросхем начали создаваться машины третьего поколения (стр.40 рис.12).
IV поколение ЭВМ (с 1972 г. по настоящее время). Четвертое поколение – это сегодняшнее поколение компьютерной техники. Компьютеры четвертого поколения начали выпускаться после 1970 года (стр.40 рис.13).
V. будущее поколение. ЭВМ пятого поколения – это машины будущего, обладающие искусственным интеллектом. В них будут возможны голосовое общение, машинное «зрение» и «осязание». Многое уже практически сделано в этом направлении.
IV. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику стр. 43
Задание №1
Нарисуйте схематически счеты с числами 165, 2043.
Задание №2
Заполните таблицу.
Поколение Элементная
База ЭВМ Новшества Достоинства Недостатки
I поколение II поколение III поколение IV поколение V.Домашнее задание: §6 стр.43 задание 12.
VI.Подведение итогов
- Какую новую тему сегодня мы изучили?
- Что нового вы узнали?
- Что вам было не понятно?
- Сколько существует поколения ЭВМ?
- Как называлась первая ЭВМ? В какой стране ее изобрели?