Индивидуально-личностный подход в коррекционном обучении



ДОКЛАД
«Индивидуально-личностный подход в коррекционном обучении»
Подготовила: учитель-логопед
Круподерова И.А.
Цель коррекционной педагогики – воспитание и переобучение больного ребенка с учетом особенностей его развития. Коррекционная педагогика применяется к больным детям, неуспевающим и трудновоспитуемым.
Коррекционная педагогика – более узкое понятие, более широкое – лечебная или медицинская.
Лечебная педагогика – система медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта и развитие аномальных детей. (Дефектологический словарь)
Воспитание детей, имеющих дефекты слуха, зрения, интеллекта, речи, ориентируется на их компенсацию. «Социальная полноценность есть конечная целевая точка воспитания, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на завоевание социальной позиции». (Л.С.Выготский)
Сделаны парадоксальные выводы. Учащиеся классов коррекции, работающие в 2-3 раза медленнее учеников обычных общеобразовательных классов, в большинстве своем усваивают школьную программу в те же календарные сроки. Почему? Потому что созданы специальные условия для обучения:
1.маленькая наполняемость классов;
2.дифференцированный подход к учащимся и дифференциация требований;
3.индивидуальный подход;
4.личностный подход.
А в условиях массовых школ эти учащиеся не успевают, так как сказываются:
1.болезни;
2.снижение интеллекта;
3.патология поведения (нежелание учиться).
Личностный подход – это не индивидуальный подход, не индивидуальные занятия. Это глубокое понимание особенностей развития ребенка, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонений поведения.
При работе с неуспевающими детьми необходимо:
1.пробудить веру в свои силы;
2.моделировать успешную деятельность ребенка;
3.вести к развитию личности, эмоциональному благополучию.
Эмоциональное благополучие исключает появление тревожности, формирует активную жизненную позицию, адекватную самооценку. Необходимое условие душевного комфорта – благоприятный психологический климат классного коллектива.
Главным в педагогических способностях учителя является коммуникативность – умение управлять учеником, побуждать его к самостоятельной деятельности. Основное средство коммуникативности – слово.
«Работать в школе на современном уровне педагогической культуры – это значит начинать с психологии и дефектологии. Фундамент педагогической культуры – педагогическая этика и гуманное начало». –В.А.Сухомлинский
В.А.Сухомлинский считал, что надо учить пользоваться знаниями психологической культуры в жизни, в труде, во взаимоотношениях с другими людьми. Это:
1.азбука самопознания и самоутверждения;
2.культура духовной жизни человека.
Важнейший элемент этой системы – воспитание чувств человека (уметь видеть, слышать, обонять).
Культура воспитания формирует у школьников культуру умственного труда. Таким образом, формирование психической культуры снимает проблему переутомления от учебной деятельности. Ученики не жалуются на нежелание учиться, а старшеклассники умеют логически мыслить.
Систематическая неуспеваемость порождает неуверенность в собственных силах, потерю интереса к учебе, резко снижает самостоятельность. Длительное неблагополучие в школьном обучении формирует определенный стиль поведения: скрытый или демонстративный отказ от обучения, нежелание включаться в любой вид школьной деятельности.
Основной задачей в обучении этих детей является создание условий для успешной учебной деятельности:
1.создание благоприятной обстановки, щадящего режима для учащихся (учитель – ученик, ученик – ученик);
2.обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы; использование методов и приемов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;
3.дифференциация требований и индивидуализация обучения; модификация учебной программы в направлении сокращения объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;
4.организация системы кружковой работы, имеющей целью повышение уровня развития учащихся, пробуждения интереса к познаниям;
5.учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекции.
Для слабоуспевающих детей характерно:
1.повышенная истощаемость и вследствие этого пониженная работоспособность;
2.недостаточность произвольного внимания, его объема и концентрации;
3.слабость запоминания;
4.инертность психических процессов;
5.плохая переключаемость;
6.повышенная суетливость или заторможенность, вялость, пассивность.
Уроки, проводимые с такими детьми, должны соответствовать требованиям коррекционной педагогики. На уроках необходимо:
1.дозировка заданий;
2.оптимальное чередование видов работ, включая различные анализаторы.
Учитывая «зону ближайшего развития» и учитывая компенсаторные возможности мозга, делать опору на зрительный анализатор.
3.сокращение объема заданий;
4.учет состояния центральной нервной системы;
5.отмечать каждый успех;
6.отмечать (оценивать) каждую работу;
7.использование заданий с различным объемом помощи;
8.использование памяток со схемой ответов;
9.организация помощи и строгий контроль;
10.постоянная организация внимания учащихся;
11.учет того, что новизна инструкций вызывает негативную реакцию;
12.формирование навыков самостоятельной работы как следствие индивидуализации заданий
Система дифференцированных по сложности заданий для самостоятельной работы учащихся занимает основное место среди методических средств учителя. При таком подходе происходит развитие памяти, мышления, внимания, творческого воображения, практических умений и навыков, что обеспечивает стойкий успех обучения.
Выделяют 4 уровня самостоятельной продуктивной деятельности:
1.копирующие действия по образцу;
2.действия по воспроизведению информации;
3.самостоятельное применение знаний для решения задач, выходящих за пределы образца;
4.самостоятельное решение задач в новых ситуациях.
Дифференцированный и индивидуальные подходы в образовании – это личностно-ориентированный подход, который предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ученика, что является условием его развития.
Назначение личностно-ориентированного подхода в образовании состоит в том, чтобы содействовать становлению человека. Речь идет не о формировании каких-то качеств, заранее задуманных педагогом, не о преобразовании ребенка в направлении, определенном педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.
Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Особенность нового представления в том, чтобы рассматривать « норму» как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса.