Конспект внеклассного мероприятия для старших школьников День матери-казачки


ДЕНЬ МАТЕРИ - КАЗАЧКИ
Внеклассное мероприятие для старших школьников
Цели:
поддержание бережного отношения к женщине – матери, семейным ценностям и традициям;
сохранение памяти о земляках - защитниках Отечества;
воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции;
развитие у учащихся личностных качеств, нравственных ориентиров;
Оборудование:
компьютер, проектор;
экспонаты школьного музея – перед зрителями интерьер казачьей хаты
Зрительный ряд:
мультимедийная презентация;
Музыкальный ряд:
песни И.Вараввы в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора

Мы ушли... и песни мы сложили,
Глубоко казачество любя.
И тебя, казачка, мы любили
И пою я нынче про тебя.
Павел Поляков
Были бы казачки, казаки будут
казачья пословица
Слайд
Ведущий 1:
Хочется начать нашу встречу замечательными словами Ю.Яковлева: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».
Ведущий 2:
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
От любой напасти заклинаю –
(Ей – то уж добра не занимать)
Нет, не богоматерь, а земная
Гордая возвышенная мать…
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Слайд
Ведущий 1:
С первого дня ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл ее жизни. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства народа. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь духовные ценности. Не это ли держит мир? Делает его вечным? Не в этом ли связь поколений?
Ведущий 2:
Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. По некоторым источникам, традиция празднования Дня матери берет начало еще в женских мистериях языческого Рима, предназначенных для почитания Великой матери – богини, матери всех богов.
В России День матери отмечается в четвертое воскресенье ноября.
И вот уже более двух веков наше православное казачество отмечает День матери, День казачки, который приходится на большой церковный праздник “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.
Ведущий 1:
Казачка, казачка» — желанное слово,
В нем музыка, радость, волненье и свет.
Пусть доля казачья бывает суровой,
Но слава не меркнет в мелькании лет.
Слайд
Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников. Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные — девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало». А. Ригельман, первый историк казачества, описывал женщин Дона, живших в XVIII веке: «Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы».
О красоте и внешности женщины-казачки авторы, не без основания, не скупились, да и до сих пор не скупятся на комплименты, отмечая такие особенности во внешнем облике казачки, как стройность, гибкость, тонкий стан, прекрасные черты лица, в которых славянские черты смешиваются с чертами горско-степными.
Слайд
Ведущий 2:
Не было выстрелов и шумного веселья в казачьей семье, как при рождении сына, если на свет появлялась девочка. Это была тихая домашняя радость, сопровождаемая молитвами и обрядами. Девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку.
Слайд
Ведущий подходит к девочке и девушке - казачкам с шитьем и рушниками в руках
С первых дней в каждой малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была и особая обязанность - нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью.
Слайд
Проходило несколько лет, и девушка начинала собирать себе приданое: вышивала рушники простые и праздничные, рубахи и себе, и будущему мужу, отрезы льняного холста, подзоры с кружевными краями и стольники с неповторимыми народными узорами. Считалось, что они помогали освоиться в новом доме мужа, оберегали, защищали и от сглаза, и от дурного или злого слова.
Слайд
Молодые девушки собирались на посиделки в одном из станичных домов с хорошей репутацией. Там они шили приданое и слушали рассказы пожилых казачек о жизни прежней да старинной, а также о традициях казаков. Девицы шутили, пели веселые песни и соревновались, кто быстрее свою нитку дошьет и у кого аккуратнее, лучше узор получится. А молодые казаки тем временем в окна заглядывали, да невест себе выбирали. Глядишь, и уже батька с дядькой идут девицу сватать. А уж свадьбы проводили весело, с размахом!
Слайд
Ведущий 1:
Заветы старины в семье казачьей
Хранились свято испокон веков.
Обычай хлебосольства куреней богатых
Прославил Край родных отцов.
Заботливо хозяйка домом управляла,
Растила по старинке своих детей.
Работы все в полях справляла,
Кормила, холила коней…
Слайд
В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины - казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками. Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети и - казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жены казаков.
Слайд
Ведущий и женщина-казачка с оружием

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать.
Ведущий 2:
Казачек все любили, уважали,
Как спутниц храбрых в жизни и в бою.
Им почести повсюду воздавали
Так было на Кубани, Тереке, Дону!
До наших дней дошли сказанья
О славных прародительницах наших,
Отважно дом свой от набегов
Врагов коварных защищавших.
Слайд
Ученик:
«Казачка, казачка» — желанное слово,
В нем музыка, радость, волненье и свет.
Пусть доля казачья бывает суровой,
Но слава не меркнет в мелькании лет
Великая слава сияла в Азове,
Где жены-казачки дрались на стенах.
Любимые лица лишь были суровей,
В крови и огне незаметен был страх.
Тяжелые годы войны и лишений
Казачки несли на усталых плечах.
Их мысли летели стадами оленей
О них, ненаглядных своих казаках,
Сквозь черные дымы станиц разоренных
Походным порядком с мужьями ушли,
В сердцах, с малолетства любовью зажженных,
Святую любовь, как алмаз, пронесли,
Они в зарубежье все те же и те же.
Наследье далеких прабабкиных лет
Их души ласкает, волнует и нежит,
Дает им в сомненьях достойный ответ.
Спасибо Вам, Нины, Евгении, Веры,
Храните с молитвой отеческий дом.
Спасибо за все и за то, дорогие,
Что муж остается навек казаком.
Ведущий 2:
800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 г. А сколько в XVI-XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали "вспомогательной силой", заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал, сама казачка становилась защитницей. Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражались до конца.
Слайд
Был и случай, правда, единственный, когда женщина стала войсковым атаманом. В XVIII в. выходец из ханского калмыцкого рода Петр Тайшин принял крещение со своим улусом. А потом калмыцкая орда распалась, начались свары. Князь умер, но его вдова княгиня Тайшина с 2400 подданными в 1739 г. попросила выделить ей землю для оседлого поселения и принять на службу. Подходящее место нашли на Волге, где была построена крепость Ставрополь (ныне Тольятти). Эти калмыки составили Ставропольское Казачье Войско. А княгине были даны полномочия войскового атамана, положено жалованье в 500 руб. Остальным старшинам также было назначено жалованье - по уровню офицеров Войска Донского. А рядовые казаки несли службу с земельных наделов. К Войску приписали тысячу отставных солдат и 2,5 тыс. крестьян. Солдаты должны были обучить калмыков гарнизонной и сторожевой службе, крестьяне - земледелию. Постепенно они смешивались, главной обязанностью ставропольцев являлась охрана Самарско-Уфимской линии - ответвления Самарско-Оренбургской. По призыву царя Войско выставляло 1 полк на войну. А княгиня Тайшина руководила ставропольцами до конца жизни.
Известны и случаи, когда казачки прославились в качестве воинов. Ранее говорилось, что в 1770-1771 гг. на Кавказ были переведены 517 семей из Волжского Войска, основав 5 станиц, по 100 семей на каждую. Драки тут шли постоянно, а вдобавок началась война с турками, которые подбили горцев к массированным нападениям. В июне 1774 г. 9-тысячное войско татар и чеченцев обрушилось на Наурскую. Станица еще и не была отстроена, из оборонительных сооружений был насыпан земляной вал с несколькими пушками. А все строевые казаки ушли в поход - разведка у горцев работала хорошо, и они рассчитывали на легкую добычу. Но за оружие взялись казачки! И отметим, это были не гребенские казачки, привычные к здешнему военному быту, а приехавшие с относительно спокойной Волги. Но полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили полчище врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место тяжелые пушки, встречая атаки картечью. Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем. В память этой победы 10-11 июня в Наурской отмечался "бабий праздник". Ведущий 1:
История не сохранит имен всех героических участниц казачьих походов и фронтовых страд, но они будут жить в памяти о сестрах Степного похода Оле Каргиной, Ире Кочетовой, П. Я. Филимоновой, 3. П. Карамышевой, в Татьяне Баркаш, Шеверевой, Дуне Извариной, в Вавочке Грековой, погибшей в бою на Кубани, в Клаве Караичевой, в безымянных Казачках Кривянской, Заплавской, Бесергеневской и Раздорской станиц, с косами и вилами поддержавших своих мужей в дни борьбы за Новочеркасск 14-15 апреля 1918 г.
29 мая 2004 года на Дону, в станице Еланской прошел большой казачий праздник.
На территории усадьбы, почти легендарного в казачьих кругах предпринимателя, собирателя казачьей старины и казачьей истории Владимира Мелихова, состоялось торжественное открытие памятника «Казачке - матери», на который съехались казаки со всей страны.
Слайд
Ведущий 2:
Нет рядом отца, вооруженного защитника. То ли погиб в бою, то ли расстрелян, то ли арестован или потерялся на полях сражений. Мать, сложившая пальцы для крестного знамения защищает своих сыновей силою веры и материнской любви.
И никакая вражья сила не заставит ее изменить свою веру, отнять ее у детей. Ни вчера, ни сегодня, ни завтра. Юные казачата, прижавшиеся к материнской юбке, до конца дней своих не забудут материнский урок человеческого достоинства, взращенного на традициях своих казачьих предков. Защищенный силой молитвы матери, меньшой сжимает деревянную лошадку. Наступит срок, прокричит сотник «на коня» и понесется он в казачьей лаве на тех, кто лишил его отца и посмел обидеть мать, которая для него сейчас и мать, и родина, и защита. Подрастай быстрей, казак! Мать Родина надеется и ждет. За скульптурной группой вдали тихо несет свои воды Дон и сама природа только подчеркивает глубину художественного замысла. Застыли в бронзе мать и ее двое сыновей, но они и символ, и отголосок судеб тысяч конкретных живых уроженцев Дона, да и не только него. И на Кубани и на Тереке, Волге и Яике и на берегах многих больших и малых рек необъятной России могли бы стоять памятники казацким матерям.
Слайд
Ученик:
Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица.
Но она не уснет, продолжая нас ждать.
Я сегодня хочу до земли поклониться
Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.
Той, которая жизнь подарила нам в муках,
Той, что с нами, порой, не спала по ночам.
Прижимали к груди ее теплые руки.
И молилась за нас всем Святым Образам.
Той, которая Бога просила о счастье,
За здоровье своих дочерей, сыновей.
Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник.
И больнее ей было от боли детей.
Из родного гнезда вылетаем, как птицы:
Поскорее нам хочется взрослыми стать.
Я сегодня хочу до земли поклониться.
Нашей женщине русской, по имени МАТЬ.
Слайд
Ведущий 1:
Мы ушли... и песни мы сложили,
Глубоко казачество любя.
И тебя, казачка, мы любили
И пою я нынче про тебя.