Презентация для выступления на педсовете Реализация системно-деятельностного подхода в свете ФГОС ООО


«Реализация системно-деятельностного подхода в свете ФГОС ООО» Ирина Владимировна Бабанина, учитель английского языка МБОУ СОШ № 56 В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;создание ситуаций возможного выбора обучающимися направлений или областей их будущей деятельности во взрослой жизни в соответствии с их индивидуальными особенностями. Системно-деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета к включению содержания обучения в контекст решения обучающимся жизненных задач; стихийности учебной деятельности обучающегося к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. Требования к результатам образованияОбразовательные цели и результаты рассматриваются с точки зрения деятельностной парадигмы.С позиции деятельностного подхода главной целью обучения и воспитания является личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся.Главным результатом обучения и воспитания является сформированная система личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетентностей, то есть универсальных учебных умений.Понимание результата – как компетентность в решении учебных и личностных задач на основе развития опыта учебной и метапознавательной деятельности, как способность к самообразованию – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Современный урокот триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность обучающихся и далее к самостоятельному целеполаганию;от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;от традиционной отметки – к современной оценке. Ресурсы современного урокаИнформационный ресурс как развитие информационной компетентности – умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.Мотивационный ресурс как развитие способности к самоорганизации – умению ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы.Технологический ресурс как поле использования современного технологического инструментария.Коммуникативный ресурс как способность работать в команде, возрастание роли личностного коммуникативного ресурса обучающегося. Формирование коммуникативной компетентности как умения эффективно сотрудничать с другими людьми. Приоритеты современного целеполаганияпостановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;самостоятельный анализ условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;планирование пути достижения целей;установка целевых приоритетов;цели обучения должны формулироваться через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся. Чтобы сделать цели диагностируемыми, а обучение воспроизводимым, цель должна быть идентифицируемой и сформулирована через деятельность обучающихся. Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами обучающиеся Сообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся чему они должны научитьсяФормулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование обучающимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность обучающихсяПод руководством учителя, учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыОбучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюОбучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание обучающихсяУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеОбучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итоги урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностейФГОС Критерии современного урокаЭто урок самореализации ученикаЭто урок открытия нового Это урок создания образовательной продукции Это урок развития компетентностей Это урок коммуникаций - очных или дистанционных Это метапредметный урок Это урок социального учёта 1. СамореализацияНа современном уроке обучающийся не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет и развивает свои способности. Именно через самореализацию обучающийся осваивает становящуюся личностно-значимую для него область бытия. Чтобы самореализация состоялась, необходимы осмысленные обучающимся цели. Цели не могут быть просто переданы. Цели обучающегося сопрягают его личностную миссию и внешний мир, в том числе и внешний заказ на образование. Ученическое целеполагание – одно из условий обучения жизни в современном мире. Без собственного самоопределения и самоцелеполагания нынешнему человеку просто не удержаться в непрерывно меняющихся ветрах происходящих изменений. Там, где есть целеполагание, востребована и рефлексия – осознание обучающимся степени соответствия полученных результатов поставленным целям, а также способов их достижения. 2. Открытие новогоОткрывать можно то новое, что соответствует личностным образовательным потребностям, целям, миссии обучающегося в каждой конкретной изучаемой области или теме. Новое – это не новая информация о чём-то. Внешне новому всегда соответствует внутренне новое. На современном уроке должно происходить приращение знаний обучающегося – как внешнее, так и внутреннее. Внешне это может быть его новое стихотворение или новый способ решения задачи, а внутренне – освоенные способы стихосложения или решения задач. Новое открывается не только для обучающегося, но и для учителя. Творческий, эвристический урок никогда не похож на другие. Предварительный план урока может быть одним и тем же для разных классов, но результаты обучающихся всегда новые. 3. Создание образовательной продукцииПринцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в жизни. Продукт – всегда главный элемент. Поэтому и обучение должно стать средством, а не целью. К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. Поэтому на уроке надо дать им возможность создавать образовательную продукцию! Это можно сделать на любом учебном предмете, в любой изучаемой теме. А когда ученик создал, например, свою таблицу сложения чисел, то он с удовольствием познакомится и с аналогичной таблицей Пифагора – тем самым, освоит и требования стандартов. 4. Компетентность Урок должен быть таким, чтобы обучающиеся стали компетентными деятелями в изучаемых областях, имели опыт получения актуального результата. Компетентность – это внутреннее качество обучающегося, тогда как компетенция – внешне заданная норма. В каждом учебном предмете реально или потенциально содержатся ключевые и предметные компетенции – то есть нормы, освоение которых позволяет стать успешным в заданных областях. 5. Коммуникация Современный урок не может оставаться монологичным, когда учитель говорит, а обучающиеся повторяют сказанное. Сегодняшний мир другой. Диалог, полилог, работа в группах, совместные проекты – это то, что требуется нынешнему обучающемуся уже в школе, а не только в его будущей профессии. Очные или сетевые коммуникации окружают сегодня каждого. Если мы хотим помочь обучающемуся быть успешным в современном мире, мы не можем исключить из урока задачу обучения коммуникациям. 6. МетапредметностьМетадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, то есть уровнем развития личности. Метазнания выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».Метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, меж-дисциплинарные познавательные умения и навыки. Через вхождения в метапредметные основы изучаемого урок помогает обучающемуся увидеть корни происходящего, выстроить целостное знание и понимание изучаемых предметов, определить своё личное отношение к фундаментальным вопросам своего бытия. 7. Социальный учетУчителю и обучающемуся приходится жить не только по своим желаниям и возможностям. Необходим учёт внешних требований, настроений, «духа времени». Нужно уметь находить компромиссы, достигая наибольшего из возможного. Нужно учить детей сопрягать свою миссию с внешними обстоятельствами, не теряя при этом своего смысла и целей. Современный урок – это … соответствующий времени.