Исследовательская работа: Художники пишут глазами любви


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №5
ГОРОДСКИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯСЕКЦИЯ: «ЗЕМЛЯКИ»
ХУДОЖНИКИ ПУШУТ ГЛАЗАМИ ЛЮБВИПАМЯТИ Ю.Н. ПАДАЛКИ
Подготовила: Гудошникова Юлия Владимировнаучащаяся 5-Г МОУ гимназии №5
Руководитель: Броницкая Евгения Владимировна
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I.Введение.II.Истоки становления Ю.Н. Падалки как художника-живописца:
III. Основные мотивы творчества и своеобразие работ художника.
IV. Признание.
V. Заключение.
ВВЕДЕНИЕ
Человек жив пока есть хотя бы один, помнящий его имя, бессмертен пока жива память о нём и его делах…
Испокон веков Дон богат талантами. Здесь родились многие люди, внесшие большой вклад в сокровищницу не только российской, но и мировой культуры. Донская земля дала миру великих писателей, поэтов, художников.
Мы хотим рассказать о жизни и творчестве нашего земляка, известного художника Юрия Николаевича Падалки.
Цель работы: привлечь внимание жителей города к вопросам сохранения культурного наследия родного края.
В ходе работы были решены следующие задачи:
исследовать истоки становления Ю.Н. Падалки как художника-живописца;
изучить основные мотивы творчества и своеобразие работ художника.
Для этого мы занялись изучением статей о нем, документальных фильмов, материалов о выставках картин этого интересного художника. А ещё была встреча с удивительным человеком – его женой. Любовь Васильевна всегда говорит о своем муже очень трепетно, нежно и все время подчеркивает, какой это был замечательный человек, с которым было прожито 37 лет счастливой супружеской жизни. А иначе и быть не могло. Этих людей объединила любовь к красоте. А красота – это источник, который питает доброту, сердечность. Ведь Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба и розовый разлив зари, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника. Он увидел это и пошёл по земле, чтобы создавать новую красоту.
Исток, начало, колыбель – как не скажи, а так или иначе, но каждое из этих слов в контексте разговора о творческом росте и развитии художественного взгляда человека символизирует тот далёкий, изначальный момент, когда он впервые ощутил скоротечную красоту окружающего мира, её мимолетность и непредсказуемость. Когда, впервые остановив взор на бескрайнем просторе степного раздолья, неожиданно почувствовал божественное великолепие родного края. Яркие, незабываемые впечатления детства были для художника источником силы и вдохновения.

ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ Ю.Н. ПАДАЛКИ КАК ХУДОЖНИКА-ЖИВОПИСЦА
Юрий Николаевич Падалка родился 20 ноября 1953 года в хуторе Савоськин Зимовниковского района Ростовской области. Жили небогато, мальчишка рос без отца, помогал матери по хозяйству. Детские и юношеские годы провёл в родном степном краю. Запали в память художника раздолье донских степей, шёпот падающих листьев. Будучи ещё босоногим мальчишкой, стремился запечатлеть в своей памяти ласковые лучи солнца, табуны лошадей в степи. Вот тогда-то и потянулся простой деревенский мальчик к рисованию. Рисовал всё, что видел вокруг, а детская память очень цепкая.
Не было в хуторе художественной школы. Только уроки рисования, что тогда вел Сухомлинов Алексей Алексеевич, помогали ему; он всегда получал пятерки за свои работы. Возникло у него непреодолимое желание творить, постигать…
А когда пришло время выбора профессии, он поехал в Москву, где с 1974 по 1978 год учился в Московском университете искусств и успешно закончил отделение станковой живописи и графики. Работал художником - оформителем в городе Волгодонске. В 1983 году поступил учиться в Ростовской областной центр народного образования (отделение художник-оформитель), где учился только на «отлично». Интересно, что уже тогда педагоги покупали его работы.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА И СВОЕОБРАЗИЕ РАБОТ ХУДОЖНИКА
Вся жизнь Юрия Николаевича – это занятие творчеством. Он каждый день шел в свою мастерскую. Мог заниматься несколькими картинами одновременно, а мог писать только одну до тех пор, пока полотно не было закончено.
Его близкий друг, скульптор Егор Дердиященко, отмечал, что Юрий Николаевич писал живо, с натуры. Редко, кто так работает сегодня.
Его картины, написанные, как говорят художники, пастозно, резкими мазками, хочется потрогать. Они будто источают свет и объём. А ещё они захватывают, покоряют. Залог своего творческого успеха художник видел в том, что «рисует не только то, что видит, но и то, что чувствует».
Картины Юрия Падалки рассказывают о красоте природы юга России, донской степи, жизни казаков-станичников. Для сбора материала он часто встречался с жителями Донского края, ездил в станицу Нижне-Чирскую Второго Донского казачьего округа, основанную в 1637 году.
Эта станица расположена на берегу Цимлянского водохранилища. Благодатный казачий край, край хлеборобов, пастухов и воинов! Сколько впечатлений! В кругу друзей шли оживлённые беседы, и часто звучала раздольная казачья песня «Ой, да не вечер…», которая была одной из любимых Юрия Николаевича. После таких поездок рождались удивительные полотна. «Знаменосец», «Рубака», «Всадник в степи», «Круг», «Кавалерийская атака» - это картины, в которых нашли отражение события неспокойного времени.
В одном журнале в статье «Реквием» отмечается, что любимым мотивом живописца были лошади. Они вдохновляли художника грациозностью, утонченностью силуэта, выразительностью телосложения.
Конь – верный друг казака. Гордое и сильное животное изображено в разных ситуациях – в свободном беге, мирно пасущимся в степи, под седоком-охотником. Для Юрия Падалки лошадь – олицетворение и символ донского простора. Его полотна «В степи», «Зной», «Донская степь», «Непогода в степи» - тому подтверждение. Не случайно художника приглашали участвовать в ежегодной всемирной выставке в Манеже города Пролетарска, посвященной Году лошади.
Владимир Цыгулев, директор «Галереи искусств» г. Волгограда отмечал: «Его работы отличаются степной тематикой. Если это натюрморт, то это обязательно полевые цветы, если это степь, то дышащая, свободная». Захватывают зрителя «Орлы в степи», «Изгиб реки», «Цветущая земля», «На Дону» …
«Твои картины мне подобны»,- говорил Юрию Николаевичу Кшиштов Шеделка – известный польский антиквар и коллекционер – и уговаривал художника остаться жить и работать в Польше. Сегодня картины «пана малярика», (так звали Юрия Николаевича), украшают старинные замки и галереи европейских городов. Но Юрий Падалка не представлял себе жизни вдали от милого ему донского края. В «лихие» 1990-е он вернулся в родной Волгодонск. Он мог бы остаться в Европе, но художник выбирает сердцем. Он вернулся не за славой, а в родную, до боли знакомую степь.
Коллега по «Белой Веже» Анна Ковалёва посвятила Юрию Падалке стихи:
В его 55-летие
Определённо – всяк это знает:
В лесу рождённый – лес воспевает.
Привыкший к морю – в горах тоскует,
Степняк же – только степь и рисует.
Душа степная, как мысль – крылата
И чувством шири земной богата,
Орлицы зорче, сильнее бури…
С такой душою родился Юрий.
Взгляните в око степное это:
В нем жар Востока, в нем пыл поэта,
В нем зыбкость мари, в нем зябь морская!..
А дух – казачий,
А стать – донская…
Пари, Орёл!
10 июля 2009 г.
Да, свобода, жизнь, раздолье, великолепие, безбрежность - и это малая толика эмоций и чувств, которые проносятся при взгляде на его картины. Они буквально пронизаны теплом рук, а также любовью художника к своему делу. «Я хочу сказать, что самая большая сила – это любовь. Нужно любить своё дело. Если ты пишешь только для того, чтобы продать, то ничего не выйдет,» - так считал сам художник.
Картины есть и в его доме. Мы были восхищены их простотой и величием одновременно. Это окна в мир, в котором живём мы, в мир удивительный и прекрасный, несмотря ни на что. Его картины – это красота. А красота вечна. И пусть она будет благословенна, как благословенен человек, сохраняющий эту красоту и преумножающий её.

ПРИЗНАНИЕ
Творческое послание художника больше его жизни. И интерес к его живописи будет только расти. Потомки оценят, мы уверены, его творчество.
Юрий Падалка говорил: «Для меня Донской край, родной край, родной город – источник сил и вдохновения. Поэтому всегда есть желание творить и радовать своим искусством людей».
В 2002 году Падалка Ю.Н. награжден дипломом Министерства культуры РФ за участие в Международном фестивале народного творчества стран СНГ и Балтии «Содружество».
В 2005 году награжден грамотой от Общества Друзей Донских Казаков, проживающих в зарубежье, в частности, в городе Чикаго, за творческую деятельность, направленную на прославление Донской казачьей культуры; в 2006 году – участник Всероссийской художественной выставки, посвященной 100-летию М.А.Шолохова. С 2007 года Юрий Падалка - член Союза художников России.
Можно было бы продолжить этот большой список. Ясно одно: картины художника всегда рады видеть в любом российском музее, и за рубежом его работы интересны для ценителей творчества Юрия Николаевича.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы можем гордиться тем, что лично встречались с нашим знаменитым земляком. Когда мы учились в начальной школе, мы часто любовались работами художника в городском выставочном зале. Юрий Николаевич проводил для нас увлекательные занятия, рассказывал о живописи, учил азам рисунка. Как здорово, когда тебя учит рисовать настоящий художник!
«Степная стихия выбрала его, чтобы он передал её красоту миру. Степь, кони, казачий быт и небо… Бездонное, разное, родное… Он пришёл из степи и в степь вернулся».
ИСТОЧНИКИ:
Материал и фотографии из семейного архива, предоставленный Падалка Л.В.
http://www.artlib.ru/?id=11&fp=2&uid=25069http://n-prospect.ru/painter/padalka-iun-rhttp://padalka.in.gallerix.ru/http://www.museum-vdonsk.ru/autor?autor=padalka-yurij-nikolaevich