Тематическое планирование уроков изобразительного искусства УМК Начальная школа 21 века


КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование 1 класс
(Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская)

Дата
проведения Тема (раздела) урока Художественно-педагогическая идея урока, раздела. Предметные результаты Понятия Личностные результаты
1 четверть
Раздел «Кто такой художник?» - 4 часа
1 Кто такой художник? Чем работает художник?
Учебник – с.6-12
Художник-живописец. Освоение техники работы кистью и красками. Выполнение работ по материалам наблюдений за природой. Примерные темы: «Осенние листочки», «Летнее солнышко» (связь изобразительного искусства с природой)
Работа на плоскости
Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями.
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками и кистью Художник
Живопи
сец Коммукативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы
Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
осознание своих творческих возможностей
2 Чем и как рисовали люди. Знакомство с палитрой.
Учебник – с.13-19
Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника
Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков. Примерные темы: «Радуга», «День птиц», «Весна» . Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности Представлять, чем и как рисовали люди. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.). Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения
Палитра
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме;
проявление познавательных мотивов;
3 Как появилось изобразительное искусство?
Учебник – с.20-23
Формирование представлений о происхождении искусства. Представлять, откуда и когда появилось искусство.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению Художественный материал Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
проявление познавательных мотивов;
4
Гуашь и кисть в руке художника. Создание своих цветов и оттенков.
Учебник – с.24-33
Изобразительная плоскость. Примерные темы: «На дороге», «Детская площадка», «Мы гуляем в лесу», «Осенний лес», «Птицы улетают на юг». Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на лист
композиция Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать
Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану
Познавательные УУД: формировать первичные живописные навыки
развитие эстетических чувств
Искусство видеть и творить – 14ч.
5 2.10 Художник-живописец. Первые представления о композиции.
Учебник – с.34-37
Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. Примерная тема композиции: «Заколдованный зимний сад Снежной королевы»
Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой.
Работать разными мягкими материалами Первый план Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: изображать характерные особенности пейзажа родной природы
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
развитие эстетических чувств
6 9.10 Художник-график
«Рисуем музыку»
Учебник – с.38-41
Художник-график. Знакомство с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом). Примерные темы композиций: «Поваленное дерево», «Ветер запутался в ветках», «Куда бежит дорога», «Строится новый дом», «Дождь»
Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений Передавать с помощью линии и цвета нужный объект
.Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.
Размещать на рисунке предметы в разных положениях.
Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами)
Вертикал
горизонталь, наклон Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы
Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций
Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме
проявление познавательных мотивов
7 16.10Фломастеры.
Понятие штрих. Направление движения штриха
Учебник – с.42-47
. Правила пользования фломастерами. Понятие штрих. Направление движения штриха.
Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц) форма Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа
Познавательные УУД:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
проявление познавательных мотивов;
8
Художник-скульптор. Скульптура в музее и вокруг нас.
Учебник – с.48-49
Экскурсия в музей №1 Художник-скульптор. Освоение техники лепки (пластилин, глина). Создание своей игрушки на основе наблюдения за домашними животными
Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: изображать характерные особенности пейзажа родной природы
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
развитие эстетических чувств
9 Пластилин и глина. Лепка рельефа на свободную тему.
Учебник – с.50-51
 
Представление о рельефе. Примерные темы композиций: «Собака и кошка». Лепка этюдов животных по памяти и представлению. Соотношение размеров и объёмов в композиции
Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе — ниже», «дальше — выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
Работа в объёме и пространствеИзображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки)
 Пространство Коммуникативные УУД: вести устный диалог, прогнозировать.
Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций
Познавательные УУД:ознакомление с многообразием бабочек
развитие эстетических чувств
2 четверть
10-
11 Времена года. Тёплые и холодные цвета
Учебник – с.52-55
Теплые и холодные цвета. Пейзажи родной природы. Элементы кружевного узора: «гуличики», «звёздочки», «ёлочки». Примерные темы композиций: «Снежные цветы на морозном окне».
Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин). Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.Представлять соразмерность форм в объём переход Коммуникативные УУД: работать самостоятельно, используя умения и навыки
Регулятивные УУД: вносить дополнения
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
12 Аппликация. Освоение техники бумажной пластики.
Учебник – с.56-57 Великий художник — природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева
Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики. Декоративно-прикладная деятельность.
Уметьнаблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.
Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.
Создавать коллективные работы Стилизация Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
: проявление познавательных мотивов;
13 Аппликация. Мастерская художника.
Учебник – с.58-59
Художник-прикладник. Стилизация в изобразительном искусстве. Изображение по материалам наблюдений Декоративно-прикладная деятельность.
Уметьнаблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.
Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.
Создавать коллективные работы Декоративно-прикладное искусство Коммуникативные УУД: работать в группах, принимать решения.
Регулятивные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
14 Художник-архитектор. Конструирование замкнутого пространства.
Учебник – с.60-61
Художник-архитектор. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги «Детская игровая площадка». Работа в группах по 3–4 человека. Использование в композиции игрушек, созданных из бумаги на основе упаковки.Работа над интерьером и его украшением. Создание «дома» для себя или для любимой куклы. Работа в группах по 3–5 человек
Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространстваСоздание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений Работать с крупными формами.Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями).Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.Украшать интерьер аппликацией или росписью
интерьер Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
15 Художник-архитектор. Идем в музей.
Учебник – с.62-63
Экскурсия в музей №2 Внешнее архитектурное пространство и его украшение.
Декоративно-прикладная деятельность. Создавать образ интерьера по описанию.Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию
интерьер Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке
Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
развитие эстетического чувства
16
Художник-прикладник.Выполнение декоративного фриза.
Учебник – с.64-66
Выполнение декоративного фриза. Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение
Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.
Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)
Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.
Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.
Создавать подарки своими руками.
Уметь видеть и передаватьнеобычное в обычном. гуашь
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: вносить дополнения
Познавательные УУД:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
проявление познавательных мотивов;
3 четверть
17
18 Изображение по материалам
наблюдений.
Делаем игрушки из глины сами.
Учебник – с.67-69
Художественное конструирование и дизайн. Изображение по материалам
наблюдений. Мастерим игрушки из глины
Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек
Коммуникативные УУД: вести устный диалог, прогнозировать.
Регулятивные УУД: работать по совместно сучителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций
Познавательные УУД:ознакомление с многообразием техник изобразительного искусства.
Какие бывают картины? – 6ч
19 Какие бывают картины?
Пейзаж.
Учебник – с.70-73
Художник-живописец. Отображение в живописи настроения, чувств автора.
Развитие способности наблюдать за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, И.И. Левитан, Н.К. Рерих, П. Сезанн, К. Моне, Н.П. Крымов
Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.
Экскурсия в парк или в лес. Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства.Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии
живопись Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
20 Какие бывают картины?
Портрет.
Учебник – с.74-75
Жанр портрета .Человек и человеческие взаимоотношения. Композиция и порядок выполнения портрета. Пропорция лица человека. Форма. Коммуникативные УУД: _ задавать вопросы, прогнозировать результат своей работы.
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке
Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
21 Какие бывают картины?
Сюжет.
Учебник – с.76-77
Передача сюжета в картине. Создание картин - фантазий. динамика Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: вносить дополнения
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
развитие эстетических чувств
22 Какие бывают картины?
Натюрморт.
Учебник – с.78-79
Композиция. Натюрморт. Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами. Выделение главного предмета в композиции. Отрывная аппликация, техника изготовления. контраст и нюанс Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке
Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
23 Идем в музей.
Жанры изобразительно-го искусства.
Учебник – с.80-81
Экскурсия в музей №3
(Дом-музей Борисова А.А.) Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; бытовой и исторический жанры. Знакомство с художниками: А.М. Герасимов, Р.Р. Фальк, А.Г. Венецианов, Э. Дега, К.С. Петров-Водкин, А. Матисс, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.
Понимать, каким образом художник изображает предметы и события жанр Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
24 Иллюстрация: рисунок в книге.
Учебник с.82-83
Форма и украшение в народном искусстве. Иллюстрация- это рисунок в книге. Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
осознание своих творческих возможностей;
Природа - великий художник – 8 часов
25 Природа - великий художник.
Учебник – с.84-87
Великий художник — природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева
Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики Уметьнаблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.
Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.Создавать коллективные работы
Создаватькомпозиции по впечатлению на передачу настроения, динамики. Стилизация Коммуникативные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке
Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
4 четверть
26 Времена года.
Учебник – с.84-87
Тетрадь-с.20-27
Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
осознание своих творческих возможностей;
27 Акварель.
Знакомство с приёмом работы акварелью «по -сырому».
Учебник – с.90-92
Приём работы акварелью «по -сырому». Рисунки, выполненные акварелью и гуашью. Подснежники. Наблюдение за первыми цветами. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: вносить дополнения
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
28 Изображение по представлению дерева.
Учебник – с.93
Форма. Изображение по представлению Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя
с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Перевод реального изображения в декоративное.
и одноклассников, вести устный диалог
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
29 Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
Рисуем животных из кляксы.
Учебник – с.94-95
Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. Изображение животного, образ которого создан в музыке. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии» Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения кляксография Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
проявление познавательных мотивов;
30 Освоение техники лепки.Лепим животных.
Учебник – с.96-97
Освоение техники лепки (пластилин, глина). Создание своей игрушки на основе наблюдения за домашними животными. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.
Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
осознание своих творческих возможностей;
31 Изготовление птиц из бумаги на основе наблюдения
Учебник – с.98-101
Наблюдение за птицами. Конструирование замкнутого пространства. Передача движения. Макеты ,этюды, конструкции из бумаги. Ознакомление с технологией изготовления птиц из бумаги. Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.
Понимать, каким образом художник изображает предметы и события жанр Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
32 Изменения цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков
Экскурсия№4
в парк или в лес.
Учебник-
С.102 - 107
Отображение в живописи настроения, чувств автора.
Развитие способности наблюдать за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, И.И. Левитан, Н.К. Рерих, П. Сезанн, К. Моне, Н.П. Крымов
Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.
Экскурсия в парк или в лес. Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства.Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии
живопись Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
Музей в твоей книжке – 1час
33 Времена года. Идем в музей.
С. 108- 115
Экскурсия
№5
Знакомство с крупнейшими музеями России.
Понятие музея. Экспозиция.
Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного Экспозиция.
Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения, называть несколько знакомых памятников и их авторов
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства
Итого 33 часа