Игровые технологии и реализация системно –деятельностного подхода ФГОС ООО (на примере преподавания истории древнего мира).


Игровые технологии и реализация системно –деятельностного подхода ФГОС ООО
(на примере преподавания истории древнего мира).Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) коренным образом меняет цели и процесс обучения в основной школе. Стандарт базируется на принципах системно –деятельностного подхода и предполагает организацию целенаправленного, непрерывного, взаимосвязанного (на всех ступенях) обучения на основе активной учебно – познавательной деятельности учащихся. Акцент переносится с усвоения системы знаний на формирование компетентной личности, способной овладевать знаниями и умениями и применять их для решения учебных познавательных задач и проблем повседневной жизни.
В обучении истории на первый план выходит развитие способности учащихся к самостоятельным учебным действиям. Они начинаются при возникновении у школьника собственной внутренней мотивации к познанию прошлого.
Деятельностная парадигма образования, провозглашающая целью образования развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира в отечественной педагогике и психологии, разрабатывается давно. Процесс учения в соответствии с парадигмой — это не только усвоение системы знаний, умений и навыков, но и процесс развития личности, обретения духовно – нравственного опыта и социальной компетентности.
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Исходя из всего этого учителям необходимо овладевать новыми технологиями, одна из которых игровая. Сегодня уже ясно, что игра, учеба и труд, не следуют друг за другом, а существуют в тесной взаимосвязи и сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Примером этого взаимодействия является учебная игра, которая одновременно принадлежит к двум таким метасистемам, как игра и учеба.
Игра для школьника важна, понятна, злободневна – это часть его жизненного опыта. Обучение в игре «происходит незаметно для ребенка, так как все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на уроках в школе» (О.А. Дьячков а. Игры школьников. М. Учпедгиз. 1955 г. стр. 176).
Очень важно сформировать у школьников познавательный интерес к предмету, без чего невозможно становление внутренней мотивации познания прошлого. История привлекает учеников в первую очередь яркостью и новизной самих сведений о минувшем, занимательными историческими сюжетами и особенно своими тайнами, и загадками. Познание минувшего у пятиклассников базируется на образно чувственном восприятии исторического материала, поэтому игровые технологии помогают строить обучение от создания представлений к формированию понятий и обобщений.
Более привлекательными и результативными в 5 классах оказываются уроки с элементами игры. игровой характер создает творческую раскованность и позволяет проявить себя и слабым ученикам. Участвуя в игре каждый учащийся приносит в зачетную копилку своей команде определенное количество баллов. В этом случае достигается результативность повторительно – обобщающихся уроков. (Повторительно- обобщающие уроки по разделу: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим).
Элементы игры можно ввести в любой элемент урока. Так, при изучении темы, религиозные верования в Древнем Египте, одна из предпочитаемых форм работы над мифом об Осирисе – это инсценировка «Суд Осириса». Участие в игре поможет слабым и пассивным учащимся активизировать познавательную деятельность и повысить мотивацию и самооценку.
После окончания инсценировки, учащиеся высказывают свои суждения о правилах жизни египтян, сравнивают представления о правилах поведении древних египтян и современных людей. Так, посредством инсценировки, происходит формирование понятий, представлений, делаются выводы и обобщения.
В учебном процессе применяется огромное количество дидактических игр. Например – хронологическое лото, игра «поймал – ответил», исторические викторины, сюжетно – ролевые игры, игра. – путешествие, игра соревнование, творческие сочинения «Один день из жизни египтянина».
Игра помимо содержания и сюжета предполагает также набор позиций, или ролей ее участников. Именно роль позволяет участнику игры проявить свою активность, обогатить содержание и сюжет личностными переживаниями. В результате ребенок опытом того, в чью роль он перевоплощается. В этом и заключается воспитательная цель игры.
В соответствии с сюжетом игроком совершаются осознанные и конкретные игровые действия. Очень точно высказался в этом отношении А. Запорожец: «Под влиянием пережитого или прочитанных книг дети разыгрывают в воображаемом плане различные путешествия, приключения любимых героев, исторические события и т.д, почти не совершая внешних действий. Так, на основе внешней игры с материальными предметами складывается «идеальная игра», «игра - воображение».
Не мене важным элементом учебной игры, являются игровые правила. Осознание игровых правил, по мнению А. Леонтьева, означает сформированность умения подчиняться в своей деятельности определенной задаче. Именно игровая задача может рассматриваться как следующий структурный элемент игры. Самой распространенной является задача стать победителем, но игровой задачей может быть и хорошее исполнение избранной роли, правильное заполнение клеток кроссворда или участие в командном первенстве.
Таким образом, в структуру игры входят такие элементы, как игровая задача, содержание, сюжет, роль, игровые правила и игровые действия. Однако учебная игра – это особая конструкция, созданная с педагогическими целями и предполагающая наличие педагогического результата. В качестве основного элемента учебной игры нужно назвать учебную цель, особенностью которой является то, что она присутствует в игре в скрытом виде и включает предполагаемые результаты обучения, воспитания и развития учащихся, достигается посредством игры. В итоге это приводит к тому, что обучение в игре происходит незаметно для ребенка, так как все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний.
Кроме того, основным компонентом игры является механизм ее функционирования, оформленный в виде сценария игры и представляющий совокупность целей, приемов, совместных игровых действий, а также необходимые для достижения учебных и игровых задач средства.
Учебной игре также присущи элементы условности, различные неопределенности в форме возникновения проблемных ситуаций, введение элементов занимательности, состязательности, введение воображаемой ситуации, при помощи которой ребенок усваивает определенный социальный опыт.
В истории Древнего мира погружение в мир воображаемого происходит путем театрализации, например, при изучении темы «Рождение театра в Древней Греции». При этом подготовительная работа к игре начинается не менее, чем за месяц до проведения урока – игры. Учитель в данном сценарии обеспечивает информационную и организационную помощь школьникам, дает им возможность выбрать роль по желанию. Участие учителя в уроке минимально. Для учащихся с невысоким познавательным уровнем рекомендуется провести занятие с элементами игры в древнегреческий театр.
Таким образом, дидактическая игра — это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям.
Список использованной литературы
Аникеева Н.А. Воспитание игрой: книга для учителя. – М. Просвещение, 1987.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды- М. Педагогик,1982.
Кулагина Г.А.100 игр по истории: пособие для учителя – М. Просвещение, 1983.
О.А. Дьячкова. Игры школьников. М. Учпедгиз. 1955.
И. В. Кучерук. Технология Игрового обучения истории в школе. «Феникс» 2010 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.
Макарова С.И. Системно-деятельностный подход в обучении.