Статья: Искусство бального танца и его влияние на формирование культуры личности.


Искусство бального танца и его влияние на формирование культуры личности.
Автор: Фиськова Нина Петровна,
педагог дополнительного образования средней школы №80 г. Купино
Актуальность статьи я вижу в необходимости пропаганды культурных ценностей в историческом контексте для социализации личности в подростковом периоде.
На современном этапе, подросткам необходимо общение, многие находят его на дискотеках, в социальных сетях или на улице, где этика не соответствует нравственным нормам.
Из-за неумения вести себя в обществе часто наблюдается грубое, хамское поведение. В связи с этим у школьников развиваются комплексы, неуверенность в себе.
Участие в бальном движении решает те задачи, которые решает для старших школьников дискотеки – знакомство, общение, танцы. Но знакомство с бальным этикетом значительно повышает уровень культуры общения в молодежной среде, позитивно влияет на поведение подростков.
Кроме этого в ходе проведенного исследования в школе № 80 выявилось, что каждый третий школьник страдает сколиозом. У каждого второй школьника нарушена координация движение и ориентация в пространстве.
Исторические бальные танцы улучшают психическое, физическое здоровье и повышают уровень культуры школьников.
Цель : Проанализировать изменение в поведении и здоровье старших школьников после посещения объединения «Исторические бальные танцы»
Задачи:
Изучить историю бала.
Изучить как культура и этикет 19 века влияют на подростка.
Действительно ли исторические бальные танцы положительно влияют на культуру поведения старших школьников, улучшают психическое и физическое здоровье.
Объектом исследования явился процесс, который происходит среди школьников посещающих объединение «Исторические бальные танцы».
Предметом явились школьники 8-10 классов.
Вся работа включала период с 10 сентября 2014 года по 20 февраля 2015 года.
В работе использованы методы: опрос, анкетирование, работа в сети интернет.
Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы. [7]
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке балы набрали вершину своей популярности. [5]
Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.[3]
Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного "упрощения", ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и "исторические" балы.
Развития бальной культуры в 21 веке вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры. [1]
Какова же картина современного Бала и старинного бального танца? Как бал выглядит сегодня? И какая польза от бального движения?
Балы, или как модно называть, бальное движение, стали достаточно популярны среди молодежи так же как брекданс и хип - хоп.
В России существуют более 90 школ и студий исторических бальных танцев. В Новосибирске два культурно исторических центра «Отражение» и «Медиваль».
В городе Купино, студия исторического танца «Прогрессия» которая существует около 6 лет, в студии занимается около 50 человек, в год в городе Купино проходит четыре больших бала это летний бал выпускников где собирается свыше 500 человек, осенний бал, зимний и весенний бал цветов участников свыше 100 человек. Кроме этого студия организовывает вечеринки в стиле 19 века для своих участников. А также в рамках проекта «Кулундинский хоровод» возрождают исторические бальные танцы в поселениях Купинского района и районных центрах Новосибирской области.
В нашей школе исторические бальные танцы ведутся полгода, но уже можно увидеть их влияние на старших школьников и на меня в целом.
Возрождение исторических балов, способствует сохранению традиций, помогающих ребятам нашей школы более полно и глубоко освоить богатство культуры 19 века. Проводя балы, мы еще раз хотим подчеркнуть общность нашей истории, пусть в стилизованной форме, но тем самым еще раз показать преемственность традиций и связь поколений.
Положительное влияние исторических бальных танцев на старших школьников.
Исторические бальные танцы поддерживают психическое и физическое здоровье человека, улучшают работу дыхательной и сердечнососудистой системы. Также танцы улучшают ток крови, что очень полезно, особенно для нас школьников, так как половину своего дня мы проводим за партой и скованны в движениях. С помощью танцевальных движений тренируется сердечная мышца, что сокращает количество болезней сердца в будущем. [10]
Исторические бальные танцы основаны на хореографии, поэтому занятия ими вырабатывают правильную осанку, делают движения грациозными и пластичными, а походку легкой и плавной. Фигура становится точеной.
Исторические бальные танцы не связаны с большой физической нагрузкой, не несут в себе опасность травм. К тому же танцы – один из самых гармоничных видов искусства, способствуют вырабатыванию так называемого «гормона счастья». В них заложен огромный потенциал для раскрытия творческих возможностей человека, полному раскрытию личности. [8]
Исторические танцы действительно творят чудеса с психикой ребенка и даже взрослого человека:
Легкость движений дарит легкость общения. Чувствуя себя уверенно в танце, человек начинает ощущать уверенность в себе и в обычной жизни.
Красота движений под музыку помогает любить себя. Танцы воспитывают волю и способность преодолевать трудности через терпение.
Социально бытовые танцы учат работать в команде и понимать свою значимость для коллектива.[2]
Давно доказано, что танцы развивают творческое мышление: чем дольше человек занимается ими, тем лучше его тело импровизирует под музыку. Со временем творчество «перетекает» и в другие сферы: учебу, рисование, музыку. Танцы дарят свободу мышления, отсюда и рождается творчество.
Это еще не все: ученые из Медицинского колледжа имени Эйнштейна в Нью-Йорке доказали, что танцы благотворно влияют на развитие умственных способностей. Танцы улучшают работу обоих полушарий головного мозга на 76 процентов.
Итак, мы доказали что, исторические социально- бытовые бальные танцы положительно влияют на уровень психическое и физическое здоровье школьников. [9]
Каждой девушке важно чувствовать себя, хрупкой и женственной. И хочется, что бы окружали тебя галантные и воспитанные люди.
Когда я впервые познакомилась с историческими танцами, мне они показались очень необычными, кавалеры смотрели в глаза, грациозно подавали руку, смело вели в танце и четко выполняли простейшие шаги и переходы. Я увидела, что наши мальчишки могут быть галантными и самое главное им самим это нравилось.
Побывав на настоящем балу в стиле 19 века, я поняла, что балы заменяют все и дискотеку, и знакомство и общение. На балах мы знакомимся с разными людьми, расширяем круг своего общения. Так же кроме изучения танцев мы изучаем культуру и этикет 19 века. Мы берем из истории все самое лучшее и красивое.
Что же помогает создать красоту на балу? Это, конечно же, костюм. Одев, бальное платье в стиле 19 века, сделав соответствующую прическу, любая девушка будет чувствовать себя королевой. Повысится самооценка, что помогает чувствовать себя свободно и уверенно. Увидев на балу наряды, я загорелась сшить себе бальное платье. Для этого я выбрала бальное платье эпохи второго рококо, потому что данная эпоха по своему духу очень близка к современности. В это время были самые красивые бальные платья, богато украшенные вышивкой, искусственными цветами, кружевными лентами фабричного изготовления.[4] В результате своей работы я улучшила свои навыки в области шитья, стала лучше разбираться в выкройках, расширила кругозор в области истории бального наряда 19 века.
Заключение
Занимаясь поиском материала по моей работе, я познакомилась с интересной информацией о прошлых балах. Узнала о начале балов в России. Расширила свой кругозор о балах, которые проходят сейчас в нашем современной мире. Узнала о пользе танцев в целом.
Эти интересные факты позволяют нам сделать некоторые заключения:
В настоящее время исторические бальные танцы являются достаточно популярной молодежной субкультурой.
Бальные танцы повышают уровень культуры у старших школьников.
Улучшают физическое и психическое здоровье подростков.
Я надеюсь, что, познакомившись с моей работой, многие ребята захотят заниматься историческими бальными танцами.
Список литературы
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н., Монография "История Отечества. С древнейших времен до наших дней" издательство "Академия" 2012 г.
Бекина С., Ломова Т. « Музыка и движение». – М.: Просвещение, 1983.
Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М., 1987.
Градова К. Театральный костюм. – М., 1976.
Сахаров А. Н., "Развитие развлекательной культуры с Петровских времен до современности" 2006 г, Том 1.
Шульгина А. Проблемы изучения эволюции историко–бытового танца. Сборник научных трудов. – М., 1980.
http://secret-terpsihor.com.ua/20130417240/каталог-статей/2013-04-17-08-26-41.htmlhttp://dancing-style.ru/?page_id=178
http://us-ds.ru/articles/kak-tancy-vliyayut-na-razvitie-detej/
http://chudesalegko.ru/polza-tancev-dlya-zdorovya-cheloveka/]