Формирование метапредметных УУД на уроках технологии посредством применения системно-деятельностного подхода


Формирование метапредметных УУД
на уроках технологии
посредством применения системно-деятельностного подхода
Потапова Жанна Владимировна,
учитель технологии МБОУ «СОШ №16
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Старый Оскол
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования - личностным, метапредметным и предметным.
Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности учащихся на уроках технологии обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, овладение которыми создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, так как УУД – обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Диагностика усвоения навыков и умений при выполнении практических работ при изучении раздела «Художественные ремёсла», вязание крючком в 2014-2015 учебном году показала следующий результат: 40% учащихся имеет средний результат освоения изучаемого материла, 10% - низкий, что говорит о необходимости использования разработки уроков с применением инновационных технологий.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
При изучении раздела «Художественные ремёсла. Вязание крючком» Используются следующие метапредметные УУД: познавательные (сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умение делать выводы, прогнозировать, умение работатьт по алгоритму), регулятивные (целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка), коммуникативные (диалог, организация учебного сотрудничества). Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения).
Главная цель учителя при проведении урока – развитие творческой инициативы, самостоятельности учащихся при организации работы, разработке изделия, умении выбора материалов, инструментов и приспособлений, т.д.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- использование разнообразных форм и методов проведения занятий;
- привлечение учащихся к участию в выставках и конкурсах;
- развитие индивидуальных качеств личности путём личностно-ориентированного подхода к учащимся;
- использование индивидуальных, групповых и коллективных форм и приёмов обучения;
- диагностика результатов усвоения программы.
При проектировании и проведении урока комбинированного типа, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:
Требования
к уроку комбинированного типа Формируемые универсальные
учебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии
Объявление темы урока Познавательные общеучебные, коммуникативные Ведение проблемного диалога
Сообщение целей и задач Регулятивные целеполагания, коммуникативные Ведение проблемного диалога
Планирование Регулятивные планирования Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе Power Point)
Практическая деятельность учащихся Познавательные, регулятивные, коммуникативные Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся.
Работа по решению проектных задач.
Проведение ролевых игр.
Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).
Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.
Осуществление контроля Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).
Осуществление коррекции Коммуникативные, регулятивные коррекции Использование памяток.
Организация взаимопомощи.
Оценивание учащихся Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).
Итог урока Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка»
Домашнее задание Познавательные, регулятивные, коммуникативные Дифференциация заданий.
Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Если учитель уверен, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Реализации данного подхода к проведению учебной деятельности ведёт к развитию творческих способностей. Девочки с интересом занимаются вязанием, осваивают новые приёмы, углубляют знания по изготовлению и использованию вязаных изделий, учатся находить всё новые и новые направления оформления своих работ. При этом у учащихся развиваются моторика рук, смыслообразование, технико-технологическое и экономическое мышление.